Использование модернизированных баллистических ракет для вывода спутников на орбиту является прибыльным бизнесом во многих странах мира. Не составляет исключение и Россия, предлагающая на внешних рынках дешевую ракету "Рокот", созданную на базе баллистической ракеты "Стилет" (SS-19 по классификации НАТО).
"Использование ракет-носителей легкого класса "Рокот", созданных на базе снятых с вооружения стратегических ракет, расширит возможности космодрома Плесецк,- заявил вчера начальник космодрома Анатолий Башлаков.- Комплекс "Рокот" создается в Плесецке как комплекс двойного назначения - для одиночного и группового выведения спутников на низкие и средние околоземные орбиты".
Начиная с 2000 года, с космодрома Плесецк было совершено пять коммерческих запусков ракет "Рокот". На орбиту выведено 13 космических аппаратов по программам международного сотрудничества. По словам Башлакова, "Рокот" имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими отечественными и зарубежными ракетами-носителями аналогичного класса, в частности, меньшую удельную стоимость выведения на орбиту полезной нагрузки в пересчете на 1 кг. "Это правда,- подтвердил "Бизнесу" компетентный источник в космической отрасли.- Стоимость запуска "Рокота" составляет $12-14 млн, что гораздо дешевле подобных ему западных конверсионных ракет Athena и Towers".
Сотни российских баллистических ракет, попавших под утилизацию в соответствии с договорами ОСВ, дожидаются "распиливания" в шахтах и арсеналах. У большинства из них приближается критический возраст - 15-20 лет, после которого их вывод в космос становится невозможным. В этих условиях центр Хруничева, проводящий модернизацию баллистических ракет под ракету-носитель "Рокот", пытается пока не поздно заработать деньги на использовании хотя бы нескольких десятков модернизированных ракет.
Стоимость утилизации одной баллистической ракеты составляет приблизительно $300 тыс. Само "распиливание" должно производиться на специальных заводах, построенных на американские деньги. Точно количество выделенных средств и порядок их использования неизвестен никому.
Главным препятствием "Рокота" на пути в космос является жесткая конкуренция на мировых рынках. "Рынок легких ракет перенасыщен, нагрузок мало",- утверждает источник "Бизнеса". Международным маркетингом "Рокота" занимается фирма "Евророкот", часть которой принадлежит европейской авиакосмической корпорации EADS. По мнению специалистов, у "Рокота" пока еще сохраняются неплохие коммерческие перспективы на фоне отсутствия у европейцев легкой ракеты. Однако они существенно сократятся в 2008 году, когда EADS создаст легкую ракету Vega. Стоимость ее пуска будет составлять около $20 млн, что на $6 млн больше, чем запуск "Рокота". Тем не менее основной упор европейцев будет сделан именно на нее как на собственное выращенное чадо. "Так что "Рокот" - чисто инерционный проект, но это лучше, чем просто "распиливать" ракеты,- подытоживает собеседник "Бизнеса".- Пока Vega не подошла, мы должны настойчиво искать для него нагрузки".
ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ
"газета "Бизнес"", 20 июля 2005 г.