Я никогда не собирался в губернаторы или в другие коридоры власти. Я всегда в первую очередь занимался бизнесом. И в своем бизнесе я все вопросы как решал, так и продолжаю решать. Что же касается окружающих, то, возможно, многие посчитали, что я закрыл для них дверь. Когда я был руководителем "КрАЗа", мои двери были открыты, ко мне мог попасть кто угодно и когда угодно. Сейчас я стал немного разборчивее. Конечно, я не могу сказать, что в настоящий момент владею такими суммами, которые были для меня доступны тогда. Я тогда вкладывал средства и не думал, что с заводом случится такое. А о своем влиянии на окружающих я никогда не задумывался. Мне это безразлично. О том же, обладаю ли я авторитетом у своих избирателей, надо спросить у них. Для меня главной является именно их оценка. Оценка же остальных, в том числе и политиков, меня не волнует. Я уже решил, чем мне нужно заниматься в жизни. Я не ставлю перед собой цели стать депутатом Госдумы или губернатором. Может быть, еще не пришло время для того, чтобы такие люди, как я, приходили в исполнительную власть. Я это понимаю, да и сам не хочу туда идти.
Анатолий Петрович, прошел год, как Вас освободили. Изменились ли Вы? Чем для Вас стала тюрьма?
-Мое отношение к людям не изменилось. Тюрьма - это университет жизни, это школа, которая помогает человеку оценить то, что происходит вокруг него. В тюрьме, как нигде и никогда, есть время подумать о произошедших событиях.
Говорят, что тюрьма ломает человека. Или она все-таки делает сильнее?
- Если тюрьма ломает людей, значит они не готовы к преодолению жизненных препятствий. Наверное, они не думали, что им может быть за их поступки.
Что для Вас значит дружба?
- Слово "дружба" для меня подразумевает все. Друг - это человек, который подставит тебе локоть в трудную минуту, а не спасует и не уйдет в сторону. Друг поможет не только в беде, но и в любой жизненной ситуации. Друг тебя чувствует, понимает.
А друзей у Вас стало больше или меньше?
- Наверное, половина отошли, но столько же и пришло других людей. Ситуация в большей степени сыграла в мою пользу, чем против меня. Для меня стали ближе те люди, которых я раньше не считал друзьями.
Многие говорят, что Быков был очень влиятельным человеком: его уважали, с его мнением считались, а некоторые даже боялись. Сейчас существует мнение, что Вы теряете свой авторитет.
- О каком влиянии Вы говорите?
Вас называли одним из самых влиятельных и успешных бизнесменов и политиков в крае.
- Я никогда не собирался в губернаторы или в другие коридоры власти. Я всегда в первую очередь занимался бизнесом. И в своем бизнесе я все вопросы как решал, так и продолжаю решать. Что же касается окружающих, то, возможно, многие посчитали, что я закрыл для них дверь. Когда я был руководителем "КрАЗа", мои двери были открыты, ко мне мог попасть кто угодно и когда угодно. Сейчас я стал немного разборчивее. Конечно, я не могу сказать, что в настоящий момент владею такими суммами, которые были для меня доступны тогда. Я тогда вкладывал средства и не думал, что с заводом случится такое. А о своем влиянии на окружающих я никогда не задумывался. Мне это безразлично. О том же, обладаю ли я авторитетом у своих избирателей, надо спросить у них. Для меня главной является именно их оценка. Оценка же остальных, в том числе и политиков, меня не волнует. Я уже решил, чем мне нужно заниматься в жизни. Я не ставлю перед собой цели стать депутатом Госдумы или губернатором. Может быть, еще не пришло время для того, чтобы такие люди, как я, приходили в исполнительную власть. Я это понимаю, да и сам не хочу туда идти. Кстати, я никогда и не говорил о таком желании. Правда, люди, играющие на "черных" технологиях, пытались изобразить, будто я собираюсь в губернаторы, даже когда я находился за решеткой.
Кстати, как сейчас складываются Ваши отношения с Красноярским алюминиевым заводом?
- Никаких отношений нет. Просто есть судебные иски.
Как Вы оцениваете нынешнюю политику на "КрАЗе", в частности так называемую оптимизацию персонала?
- Когда они начали сокращать социальную сферу, увольнять рабочих, уменьшать зарплату и налоговые отчисления, я сразу начал оценивать такую политику отрицательно. Я всегда говорил о своем отношении к происходящему на "КрАЗе". Видимо, эта политика сейчас выгодна государству, ведь оно никак на нее не реагирует. Свою оценку я, как депутат и бывший руководитель "КрАЗа", уже дал, и больше я ничего не хочу говорить. Все остальное должна сказать исполнительная власть, которая обязана следить за налогами и социальной составляющей. Так что это уже находится в компетенции других людей.
В какие годы жилось лучше - в 90-е, при Ельцине, или сейчас, при Путине?
- Трудно сказать. С одной стороны, при Ельцине было легко, потому что был беспорядок, хаос. Тогда люди воровали, брали столько, сколько им нужно. Государство в этот период создало условия для того, чтобы никто ни за что не отвечал. Сейчас становится сложнее, ведь все узаконивается. Однако люди, которые должны блюсти закон, часто сами его нарушают. Кроме того, людей, которые занимаются малым и средним бизнесом, с помощью этих законов пытаются загнать в угол. В результате люди бросают свой бизнес. Это очень плохо. Я думаю, что власти, особенно в лице президента, необходимо создать все условия для малого и среднего бизнеса. Во всех цивилизованных западных государствах именно этот бизнес дает основные налоговые поступления. Нужно вытащить из тени бюджет, который превышает официальный в 5-6 раз. Пусть в тени будут 50 миллиардов, а официальный бюджет государства составляет 300 миллиардов. Вот это будет победой. Наконец, надо бережнее относиться к своему народу и любить его. Если же власть будет только писать для народа указы, которые она и сама не соблюдает, тогда ничего не получится.
Анатолий Петрович, что для Вас самое важное в жизни?
- Быть человеком.
Всегда получается?
- У меня это получается всегда и везде. Я могу с гордостью об этом говорить.
Что Вам в жизни больше всего нравится и что больше всего не нравится?
- Мне не нравится, когда лгут, не называют вещи своими именами. Сейчас журналисты порой передают ложную информацию. Иногда это получается настолько бесстыже и неправдоподобно, что думаешь, зачем они это делают. Для поднятия моего имиджа? Но у меня и так есть определенный имидж. Например, говорят, что Анатолий Быков теряет свое влияние. Кто об этом говорит? Какое влияние? Среди красноярцев? Выйдите на улицу и спросите. Вам все скажут. Я не могу спокойно по улице пройтись - кому нужно автограф взять, кто просто хочет поговорить. За другим влиянием я не гонюсь. Если кто-то хочет, чтобы я оказывал влияние на криминал, он этого не дождется. Есть люди в погонах, пусть они и занимаются криминалом. Они за это зарплату получают. Они должны выполнять свой долг, а не пытаться стравить с кем-нибудь Быкова. Я в эти игры никогда не играл и играть не буду.
О чем Вы мечтаете?
- Все, о чем я мечтаю, сбывается. Это мой секрет. Все мои близкие об этом знают. Значит я счастливый человек. Наверное, так происходит потому, что я иду к своей мечте открыто, без всяких зигзагов. Я никогда не стесняюсь озвучивать свои цели.
Какие у Вас планы на будущее? Вы действительно займетесь сельским хозяйством и строительством, как обещали?
- Я занимаюсь и сельским хозяйством, и строительством, причем довольно успешно. Сейчас собираемся построить новый рынок. Уже подписан ряд документов, которые дают разрешение на создание этого проекта. Мы хотим построить красивый рынок. Мы планируем облагородить стадион "Рассвет". Будем строить молодежный и медицинский центры. Кстати, медицинским центром мы уже серьезно занимаемся. Думаю, все это нам удастся.
17.07.2003
http://bykov.info/in.php?act=site&cat_id=173&start_an=&start=