Я вам так скажу: пусть хоть со всего СНГ привезут в Красноярский край Быковых - я уверен: второго такого, как я, не будет. Народ меня знает, и не просто знает, что я - Анатолий Петрович Быков, а знают мои благие дела.
Анатолий Петрович, как здоровье, настроение? Изменился ли для вас мир, когда вы посмотрели на него через решетку?
Здоровье - хорошее, настроение - прекрасное. Живу по распорядку, обливаюсь холодной водой, 6 раз в неделю в любую погоду хожу на прогулку, которая длится 1 час. За этот час во дворике размером приблизительно 15 кв. м я пробегаю 3-4 км и делаю различные физические упражнения. Все это придает мне внутреннюю силу. Мне 41 год, но я с уверенностью могу сказать, что делаю такие упражнения, которые молодые ребята в 25 лет не сделают. Согласитесь, не каждый сможет отжаться от пола 200 раз или на перекладине 30 раз подтянуться. Это - показатель моего сегодняшнего состояния, здоровья и, соответственно, настроения.
Что касается "мира из-за решетки" - мир нисколько не изменился, он остался прежним. Просто у меня появилась возможность довольно внимательно посмотреть на него со стороны.
Владимир Путин, отвечая на упрек иностранного корреспондента по поводу нарушений прав человека в России, попросил назвать конкретное имя. В открытом письме Президенту вы такое имя назвали. Нет реакции?
Нет, реакции нет. А я, собственно, и не ожидаю никакой реакции от Президента в отношении себя лично. Нарушений прав человека в России хватает и без Быкова. Я просто добавил свое имя в "список". И вообще, многие корреспонденты увидели в моем обращении только эту фразу. А ведь в обращении я говорил не только о нарушении своих прав, но и о нарушении прав моих избирателей, требовал действительно открытого процесса по своему делу.
Насколько пристально вы следите за событиями в Красноярске? Регулярно ли читаете красноярскую прессу? Какую? Что пишут? - в смысле, дает ли она вам представление о происходящем?
Я очень внимательно слежу за событиями не только в Красноярске, но и во всем Красноярском крае, владею полной информацией о том, что происходит. Читаю разнообразную прессу, в том числе и красноярскую - практически все основные издания, сообщения информационных агентств. Пресса дает мне представление обо всем, в том числе и о том, что она сама разделена и представляет интересы различных групп, как политических, так и финансовых. Поверьте, со стороны это видно как на ладони. Хотя это проблема не только нашего края, но и всей России.
КрАЗ переживает не лучшие времена. Болит душа за производство? Или вы действительно вычеркнули из жизни алюминий?
А я предвидел, причем уже достаточно давно, что такие времена на КрАЗе наступят, и открыто говорил об этом. Душа у меня всегда болела за производство и за людей, которые на производстве работают. Но я лично не хочу больше заниматься алюминием. Я сейчас понял, что так заниматься алюминием, как я, - когда процветало производство, развивалась социальная сфера не только завода, но и города, и всего края - администрации нашей это было не нужно. Тогда КрАЗ был "паровозом" промышленных предприятий края, поскольку решал не только свои проблемы, но и не проходил мимо их проблем, а также мимо проблем населения края. Многие обращались на завод, и мы в большинстве случаев оказывали необходимую помощь. Что происходит с заводом сейчас - вы сами знаете.
Эмиссия акций КрАЗа сделала вас значительно беднее. Как вы это восприняли?
Я это воспринял вполне спокойно. Это для меня не главный вопрос. Я знал, на что я шел. Я убежден, что понятие "богатство" не сводится к количеству акций или денег у человека, оно гораздо шире. Это еще надо посмотреть - кто стал беднее, а кто - богаче и мудрее.
Анатолий Петрович, вы снова кандидат в депутаты Законодательного собрания края. Снова намерены заняться политикой. Опыт ничему не научил?
nЧто значит "снова"? Я не прекращал заниматься политикой. Находясь уже два года в различных тюрьмах, как за рубежом, так и в нашей стране (а я <посетил> уже 10 тюрем), я занимался полноценной политической деятельностью, которой могут позавидовать некоторые политики, неотлучно находящиеся на своих рабочих местах. Результат - работа моих общественных приемных. Если вы захотите получить более подробную информацию - обратитесь к ним. У меня с ними постоянный контакт. И в СИЗО мне приходит очень много писем, причем не только из края, но и со всего СНГ. Пишут о разном: и о личных проблемах рассказывают, и поддержку выражают. Многим помогаем. А опыт - научил, конечно, я стал более опытным политиком.
В Красноярске появился странный блок "За свободу Анатолия Быкова". Речь о каком-то вашем однофамильце из Питера. Наблюдатели уверены: это из разряда "черных технологий". Как вы полагаете, чьих рук дело?
Это страх. Страх людей у власти, которым я неудобен. Вот они и пытаются, придумывают все эти <черные технологии>. Я вам так скажу: пусть хоть со всего СНГ привезут в Красноярский край Быковых - я уверен: второго такого, как я, не будет. Народ меня знает, и не просто знает, что я - Анатолий Петрович Быков, а знают мои благие дела.
Небезызвестный вам бизнесмен Вилор Струганов тоже собирается на выборы. Если оба пройдете в ЗС и доведется встретиться, что скажете ему как депутат депутату?
Закон разрешает ему баллотироваться, пусть пробует свои силы. Я абсолютно не против. А все остальное зависит от работы - будем мы пересекаться или нет. Время покажет.
Генерал Лебедь заявил, что будет баллотироваться кандидатом в губернаторы на второй строк. Как вы оцениваете его шансы?
Я уверен, что на второй срок его не изберут. Существуют очень веские причины, чтобы этого не случилось. Пока мы о них не будем говорить.
У вас достаточно времени, чтобы думать: нашли ответ на вопрос - в чем ваша стратегическая ошибка?
Главная моя стратегическая ошибка - доверие к людям. Но я всегда верил людям и буду им верить, несмотря на то, что произошло со мной. Без веры жить нельзя.
Вы наверняка прочли книгу Эдуарда Лимонова о себе. Понравилась?
Книгу прочитал. В этой книге собрано то, что писали обо мне в СМИ на протяжении ряда лет, и этот материал дополнен информацией, которую собрал сам Лимонов. Тот факт, что он собрал эту дополнительную информацию, может послужить примером многим журналистам. Он пользовался не слухами, не информацией оперативников, а говорил с людьми. Могу с уверенностью сказать, что мне больше понравилась не книга, а писатель. Я никогда не думал, что в таком хрупком и маленьком человеке столько мужества, чтобы назвать некоторые вещи, довольно опасные, своими именами. Признаюсь, что я к Лимонову отнесся очень насторожено, когда он приехал и сообщил, что хочет написать книгу. Я ему не поверил и "закрыл" от него свою семью, свое окружение. И даже находясь в СИЗО я думал, что не нужно выпускать книгу до тех пор, пока мы не встретимся, чтобы я посмотрел эту книгу. Он поступил по-своему.
В процессе развития тюремной истории были ли среди ваших друзей такие, кто испугался, предал, отступил? И много ли таких, которые несмотря ни на что...
Среди тех, кто испугался, нет моих друзей. Хорошие знакомые - были. А друзья меня не предали. Никто. И таких людей хватает.
Самое сильное разочарование в жизни...
Ошибка с генералом.
Анатолий Петрович, по кому или по чему вы скучаете больше всего?
По своей семье, по своим близким, по своим домашним животным, которые меня окружали.
Мы проводили читательский опрос: "Вернется ли Быков в политику?" Четверо из пяти выражали надежду. Это способно облегчить вашу нынешнюю участь?
Спасибо тем, кто выражал надежду. Но я повторяю - я не уходил из политики. Я работаю в любых условиях.
А вы сами верите в то, что "оковы тяжкие падут"?
Непременно. Я в этом убежден.
20.11.2001
http://bykov.info/in.php?act=site&cat_id=143&start_an=&start=