Уже второй год красноярский предприниматель Анатолий Быков находится в стенах Лефортовской тюрьмы. Но он не опускает рук: следит за положением дел в крае, переписывается со своими избирателями и абсолютно убежден, что рано или поздно честный, беспристрастный и открытый суд докажет его невиновность
Уже полтора года вы находитесь под арестом, и как долго еще это продлится, неизвестно. Генпрокуратура, несмотря на протесты адвокатов, несколько раз продляла срок содержания под стражей. Как вы думаете, почему?
- Держать меня под арестом выгодно многим. Я утверждаю, что `дело Быкова` - полностью заказное. За ним стоят крупные финансовые и политические интересы.
Существует версия того, почему Тушинский суд отказался рассматривать дело: якобы у следствия нет крепкой доказательной базы, а брать на себя ответственность за оправдательный приговор ни один судья не хочет. Так ли это, на ваш взгляд? Или это решение - очередная инсценированная проволочка в деле? Кому она выгодна?
- А доказательной базы никогда и не было. Материалы этого дела я когда-нибудь передам в Государственный университет на юридический факультет, чтобы студенты смогли ознакомиться с ними и сделать для себя выводы, чтобы они не стали такими работниками правоохранительных органов, как те, кто это дело `расследовал`. Это поучительный жизненный пример для них будет. А что касается судей, которые боятся брать на себя ответственность, думаю, что вы правы. Выносить обвинительный приговор по инсценированному делу им не хочется, ведь это преступление, а оправдательный приговор вынести боязно. Это доказывает и тот факт, что заседание в Тушинском суде Москвы проходило при закрытых дверях - журналистов просто-напросто не пустили в зал. Вероятно, судья не хотел, чтобы все аргументы, которые мои защитники высказывали по этому поводу, стали достоянием СМИ. Я настаиваю на том, чтобы процесс по моему делу был открытым, чтобы все его материалы были доступны для прессы, и я уверен, что мы в конце концов выиграем.
А проволочки в деле действительно выгодны тем, кто все это `дело` инсценировал. Не удивлюсь, если `по странному совпадению` судебные слушания начнутся непосредственно накануне выборов. Думаю, не надо пояснять, для чего это делается.
Ходят слухи, что для `покупки` чиновников прокуратуры вы выделили 5 миллионов долларов, а на подкуп судей - еще миллион
- Вы же сами представляете положение дел в нашей правоохранительной системе. И догадываетесь, что, если бы я заплатил такие деньги, я бы давно уже был на свободе. Но я абсолютно уверен в том, что мы выиграем процесс совершенно законными методами.
Вилор Струганов, которого во всех СМИ называют Паша-Цветомузыка, в подготовке убийства которого вас обвиняют, тоже решил стать депутатом Заксобрания Красноярского края и уже начал массированную пиар-кампанию в красноярских СМИ. Что это - криминал рвется во власть?
- Честно говоря, мне нечего сказать об этом. Я не хочу быть похожим на упомянутого персонажа и опускаться до его уровня. Да, у этого человека было две судимости. Но он за свои преступления ответил и по закону имеет право баллотироваться. Пусть попытается. А оценивать его усилия будет народ.
Как вы относитесь к расхожему мнению, что, мол, `большие деньги портят людей`?
- Я с этим не вполне согласен. Если человек ставит деньги впереди себя, своей личности, своих принципов, да, можно сказать, что деньги его портят. Но дело ведь не в деньгах, а в самом человеке. Что касается меня - я всегда выше всего ценил надежность, доверительные отношения между людьми. Все остальное - это уже потом.
В трудных жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному: кто-то обращается к Богу, кто-то озлобляется и восстает против всего мира. Как изменилось ваше мировоззрение за последний год?
- Тюрьма для сильных людей - это жизненный опыт. Она многому учит: слабых ломает, сильным позволяет стать еще сильнее. Я стал на год взрослее, стал лучше разбираться в людях, еще больше стал понимать, что происходит в крае, в стране, в мире.
Правда ли, что чем заметнее были политические успехи ваши и ваших сторонников, тем сильнее было оказываемое на вас давление со стороны правоохранительных органов, тем хуже условия содержания в `Лефортово`?
- Неправда. Я всегда находился в одних и тех же условиях. Я считаю, что эти условия для российской тюрьмы хорошие, можно оценить на `четверку с минусом`. Камеры были разные: и 3 человека, и 5, и 6, и 2. Сейчас у меня в камере есть телевизор и холодильник, которые мне передали родные.
Как вы сейчас проводите время? Говорят, по-прежнему поддерживаете спортивную форму
- Живу по распорядку, обливаюсь холодной водой, 6 раз в неделю в любую погоду хожу на прогулку, которая длится 1 час. За этот час во дворике размером приблизительно 15 кв. м я пробегаю 3 - 4 км и делаю различные физические упражнения. Все это придает мне внутреннюю силу. Мне 41 год, но я с уверенностью могу сказать, что делаю такие упражнения, которые не все молодые ребята в 25 лет сделают: согласитесь, не каждый сможет отжаться от пола 200 раз или на перекладине 30 раз подтянуться. Это показатель моего сегодняшнего состояния, здоровья и соответственно настроения.
Читаете ли вы газеты и журналы? Если да, то какие? Получаете ли письма? Имеете ли возможность пользоваться телефоном или другими средствами связи?
- Сейчас читаю `Коммерсантъ`, `Известия` и `Московскую правду` - эти газеты получает СИЗО. Также читаю художественную и историческую литературу, мемуары известных политиков. Письма получаю от разных людей со всей страны. Кроме почты, никаких средств связи в `Лефортово` нет.
Читали ли вы книгу Эдуарда Лимонова `Охота на Быкова`? Понравилась ли она вам? Насколько факты, изложенные писателем, соответствуют истине?
- Мне больше понравилась не книга, а писатель. Хотя, признаюсь, когда Лимонов в прошлом году приехал и сообщил мне, что хочет написать книгу, я отнесся к нему очень настороженно. Я ему не поверил и поэтому `закрыл` от него свою семью, свое окружение. И потом, когда книга уже была готова, считал, что ее не нужно издавать, по крайней мере до тех пор, пока мы не встретимся и я не прочту написанное. Но Лимонов поступил по-своему, а когда я прочел книгу, я был приятно поражен. Я никогда не думал, что в нем столько мужества, чтобы назвать своими именами некоторые довольно опасные вещи.
Правда ли, что вам запрещали и запрещают свидания с родственниками и женой?
- Неправда. Хотя на этапе следствия свидания с женой давали не всегда, там все решал следователь. Сейчас стало несколько проще. Иногда вдруг говорят `нет`, но это скорее исключение, нежели правило.
Как вы относитесь к людям, которые в благополучные годы называли себя `друзьями Быкова`, а в трудную минуту от вас отреклись?
- Эти люди не от меня отреклись, а от самих себя.
Вы можете назвать себя верующим человеком?
- Безусловно.
Говорят, вы построили в Красноярске пять церквей...
- Я принимал достаточно активное участие в строительстве пяти храмов на территории Красноярского края. В Красноярске это синагога и мечеть, а также храм Архистратига Михаила, строительство которого заканчивается сейчас в микрорайоне Ветлужанка. Кроме того, церкви в Бирилюсах и Назарове. А желание возводить храмы идет изнутри. Сейчас такое время - все обозлены друг на друга. Надо искоренить причину бескультурья, равнодушия, которые царят сейчас в обществе. Подумайте, почему мы так плохо живем в такой богатой стране? А причина здесь общая, и коренится она во внутренней слабости человека.
Мечтали ли вы в юности о богатстве и славе?
- Я никогда не мечтаю. Я работаю. И в юности мечтать у меня времени особенно не было - я работал и стремился вырваться из той бедности, в которой находилась моя семья.
Случается ли, что вас охватывает чувство отчаяния от невозможности что-то изменить, опускаются руки? Кто и как помогает вам пережить нелегкие времена?
- Я бы не был Быковым Анатолием Петровичем, если бы это происходило. А поддерживают меня моя семья, мои друзья и соратники, а также просто люди, которые верят мне, верят в меня. Я получаю десятки писем и благодарен каждому, кто пишет мне - и знакомым, и незнакомым, но все равно близким мне по духу людям.
Беседовала НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВА
Комсомольская правда, 15.12.2001
http://nvolgatrade.ru/