Этот человек мало кого оставляет равнодушным. Кто-то его обожает, кто-то ненавидит. Одни пишут про него книги и снимают фильмы, другие мечтают ниспровергнуть с пьедестала. Но как бы не складывались его жизненные обстоятельства, Анатолий БЫКОВ по-прежнему в центре внимания. В краевой политике его мнение весит немало, и неслучайно на предстоящих выборах в горсовет Красноярска блок его единомышленников эксперты называют в числе главных претендентов на победу. Сегодня лидер избирательного блока "С ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ!" - гость редакции "АиФ на Енисее"
ВЛАСТЬ СВОИМ БЕЗРАЗЛИЧИЕМ ПОДТАЛКИВАЕТ ЛЮДЕЙ К БУНТУ
- В вашем блоке очень разные люди. По какому принципу он формировался?
- Я приглашал людей с позицией, таких, как Георгий Кострыкин или Аркадий Волков. Политическая окраска для меня не имеет значения. Сегодня важнее консолидация личностей, способных изменить жизнь города к лучшему. Я на своем горьком опыте научился не доверять людям, которые тебя облизывают со всех сторон. Они чаще предают. К сожалению, в 2000-м году по известным причинам я практически не принимал участия в избирательной кампании. Именно поэтому в мой блок тогда попали случайные персонажи. Сейчас отбор был более тщательным, и недостойные люди в горсовет от нашего блока на этот раз не попадут.
ДЕПУТАТЫ ДЛЯ НАРОДА
- Как вы собираетесь строить отношения с исполнительной властью?
- Депутаты нужны не для мэра, а для народа. Город проигрывает, когда исполнительная власть подминает депутатов под себя. Мы будем оппонировать мэрии, если она станет принимать решения в ущерб людям. Мы готовы помогать будущему градоначальнику, если он будет работать в интересах города. Война ради войны нам не нужна.
- В своей кампании вы сделали ставку на встречи с избирателями. Много нового узнали?
- В краевом центре на самом деле проблем в избытке, особенно на окраинах. Иногда складывается ощущение, что для некоторых чиновников Красноярск ассоциируется только с проспектами Ленина, Мира и Маркса, а все остальное - побоку. Коммуналка в аварийном состоянии, многие дома вот-вот рухнут. Люди обижены равнодушием чиновников. Я встречался с людьми из домов по улице Затонская, которым грозит выселение. Это же парадокс - люди вынуждены отстаивать свои права без надежды на помощь государства. Многие не понимают, что власть своим безразличием медленно, но верно подталкивает людей к бунту.
- Почему вы решили ограничиться выборами в горсовет?
- Если бы выборы мэра состоялись в декабре 2004 года, то, возможно, я стал бы в них участвовать. Но после Госдумы остался очень неприятный осадок. Я очень добросовестно вел кампанию, проехал 7 тысяч километров, побывали в самых медвежьих уголках, о которых даже не подозревают наши политики: Но меня все-таки ударили исподтишка и сняли с выборов. Против подлости бороться сложно. Многие понимают, что на федеральном уровне я не нужен. Слишком независимый. Сегодня в фаворе люди без позиции и своей точки зрения. Я же в эти каноны не вписываюсь. И вписываться не собираюсь.
- В случае успеха не собираетесь побороться за место председателя?
- Пускай все успокоятся - на этот пост я не претендую.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
- Почему вы все-таки потерпели поражение в борьбе с московскими олигархами?
- Березовский и Абрамович подсунули мне покойного Александра Ивановича, как наживку и я за нее схватился. Не хватило мне тогда ума и какой-то гуманитарной базы, чтобы просчитать последствия. Но ошибся тогда не только я, а вся краевая элита. Ждали барина, который устроит райскую жизнь. И дождались. Хочу опровергнуть один миф. Быков с Лебедем не воевал. Я воевал с безобразиями, которые при нем творились. В ту эпоху край остался без шестидесяти крупнейших предприятий, которые ушли в Москву.
- В том числе увели и ваш КрАЗ. А в чем отличие между нынешними владельцами завода и вами?
- Им наплевать на край, а мне нет. Я хочу жить в Красноярске и хочу, чтобы мои земляки жили комфортно. И знаю, как это сделать. Если бы не хотел, то давно загорал бы где-нибудь в Новой Зеландии. Сейчас Дерипаска пытается создать энергометаллургическую корпорацию. Если у него это получится, то могу уверенно прогнозировать - ничего хорошего край не ждет. В свое время я об этом говорил, но меня предпочли не услышать. Пускай сейчас с этим разбирается наш губернатор.
- Как вы относитесь к нынешней борьбе с олигархами?
- Я резко отрицательно отношусь к переделу собственности. Сначала позволили все украсть, а сейчас очнулись! Не надо искать черных кошек в темной комнате. Мы это проходили в 1917 году и ничего хорошего не получили. И не нужно с олигархами бороться. Их нужно заинтересовать, чтобы они работали на свою страну. Власть вполне может создать такие условия, чтобы их капиталы приносили пользу здесь и сейчас. Была бы только политическая воля. Но есть ли она?
- Многие ваши неприятности связаны с политикой. А можно ли в нашей стране быть крупным бизнесменом и быть вне этой сферы?
- Политика слишком влияет на бизнес, и только по этой причине я пошел туда. Вернее, в нее меня просто втолкнули. Открытий было много. По сравнению с политиками бизнесмены - сущие ангелы. Непомерные амбиции и чудовищная продажность политиков поначалу просто поражали.
- Вы говорите очень грустные вещи и, тем не менее, не опускаете рук. Вы - оптимист?
- В нашей стране есть все, чтобы изменить жизнь людей. На одной из встреч мне задали вопрос: <Если бы вы были губернатором, то, сколько бы вам понадобилось времени, чтобы изменить ситуацию?> - Я сказал: "Два года". И это не бахвальство. Я изменил в свое время ситуацию на КрАЗе, который к моему приходу был должен кредиторам 300 миллионов долларов. Он стал лучшим в России, и не только по экономическим показателям. Мы строили больницы, школы, поддерживали красноярский спорт. Кто сегодня занимается этим? Сегодня губернатор Чукотки - государственный человек! -смеется над страной, покупая английский футбольный клуб! И все делают вид, что ничего плохого не случилось. Неправильно это.
В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
- В последнее время вы активно занимаетесь красноярской политпорослью. Зачем?
- Да, молодежь в зоне моего особого внимания. Я ищу способы ее объединить, чтобы вырвать молодых из паутины безверия и цинизма. Я хочу, чтобы они жили, а не существовали. Говорят, молодежь сегодня апатична. А кто ее по-настоящему пытался заинтересовать общественной жизнью? Все заняты своими делами, о будущем думают единицы. Старые элиты уходят, после них остается пустота. Ее все равно придется заполнять. Вопрос - кем?
- Вы на самом деле надеетесь воспитать новое поколение управленцев-патриотов?
- Это трудная задача, но за легкие я никогда и не брался. Сегодня главная проблема молодых - они не ощущают своей причастности к Родине. Нет идеологии, в душе - пустота. Как-то я проводил прием своих избирателей из Октябрьского района. За один день мне пришлось выслушать истории пяти женщин, которых дети выгоняли из квартир. У меня волосы дыбом встали. Когда такое было на Руси?! Совершается великая подмена нравственных ценностей. Отсюда все эти страшные житейские истории.
- Ситуация печальная, но в ваших ли силах ее изменить?
- Молодые пойдут за лидером, который им не врет. Тусовочная жизнь за бутылкой пивом и сигаретой все равно когда-нибудь наскучит, и молодые потянутся к настоящему. Важно, чтобы они это настоящее нашли. Я много общаюсь с молодежью и, думаю, что шансы на возрождение есть. Многие сами выходят на меня с предложениями и идеями. Нужно только их поддержать, в том числе и на уровне горсовета.
ДРУЗЬЯ И ВРАГИ
- У вас много единомышленников среди красноярской элиты? Иногда складывается впечатление, что вы бьетесь за свои идеалы в одиночку.
- Один в поле не воин. Естественно, у меня много союзников, но по разным причинам они не хотят светиться на публике.
- Вы пользуетесь немалой популярностью в народе. Как вы сами объясняете эту народную любовь?
- Я никого не обманываю. Если не могу помочь, то честно говорю об этом. Горькая правда лучше сладкой лжи. Очень простой на самом деле принцип.
- Но и врагами вас судьба не обделила.
- Больше всего нашей стране вредит зависть. Бог ею Русь проверяет и, увы, многие, очень многие этой проверки не выдерживают. Завидуют людям успешным и независимым. И вместо того, чтобы сделать усилие и самим стать сильными, эти люди предпочитают гадить. Например, с этим я сейчас сталкиваюсь в своих сельскохозяйственных проектах.
- В чем это проявляется?
- Сейчас в крае существует пять успешных хозяйств, которые фактически загнали в кабалу своих соседей. По весне они делятся с ними семенами и ГСМ, а по осени несколько шкур снимают. Именно поэтому единицы получают 5 миллионов долларов чистой прибыли в год, а все остальные бегают без штанов. Я вместе со своими партнерами стараюсь эту ситуацию изменить. Мой приход в эту отрасль испугал многих, поэтому мне и палки в колеса ставят. Прокуратура прописалась в наших хозяйствах - все нарушения ищет. Но мы из сельского хозяйства уже не уйдем и докажем всем, что и там можно достигнуть успеха несмотря на все препоны.
ПО ЗАКОНУ СУДЬБЫ
- Вся ваша жизнь в борьбе. А бывают минуты, когда вы душой отдыхаете?
- Редко, но бывают. Купаюсь в Енисее, гуляю со своими собаками. Езжу в деревню, общаюсь с крестьянами, которым глубоко безразличны все наши политические страсти. Еще катаюсь на снегоходах по тайге. Природа хорошо снимает напряжение. Я до сих пор дружу с теми, с кем рос, учился и гонял в футбол. Они тоже недоумевают, как меня занесло в такие сферы.
- А вы знаете ответ на этот вопрос?
- Думаю, все-таки судьба. Стартовые-то возможности у всех были равные, но что-то сверху меня постоянно толкает вперед. Иной раз вечером спрашиваешь себя: "А зачем тебе все это надо?" А утром понимаешь, что это твой путь и останавливаться на достигнутом нельзя.
- Еще древние подметили: <одних судьба влечет, других - тащит>.
- Меня, наверное, тащит. В моей жизни часто бывали моменты, когда меня пытались придержать, остановить, уронить, но я не сдавался. Я не утратил веры в самых отчаянных ситуациях. Лефортовские охранники мне говорили: "Ты ведешь себя так, будто это мы у тебя сидим, а не ты у нас". Я отвечал: "Так оно и есть, потому что в отличие от вас я свою землю не предавал, а защищал". Власть мне мешала и мешает, но я не бросил и не брошу свою Родину. Я остался здесь и даже строю заводы. Многие ли способны на это? Я точно знаю одно: нужно идти только вперед и не бояться того, что там могут быть рытвины и ловушки.
- Анатолий Петрович, так во что вы все-таки верите и на что надеетесь?
- Верю, прежде всего, в земляков и в себя. А надеюсь на победу.
11.03.2004
http://bykov.info/in.php?act=site&cat_id=179&start_an=&start=