02 декабря 2005
5086

Анатолий Карпов: С Марадонной пообщались на славу.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОГРАММЕ ТОЖЕ ЗНАМЕНИТОГО ФУТБОЛИСТА

Хотя 12-й чемпион мира Анатолий Карпов и сократил активное участие в шахматных турнирах, свободного времени у него, похоже, стало даже меньше, чем раньше. Недавно мне удалось встретиться с ним в его московском офисе после полуторамесячного турне по маршруту Аргентина - Чили - США - Голландия - Испания.

- Анатолий Евгеньевич, слышал, в ходе последней поездки в Аргентину вас приглашал в свое ток-шоу Диего Марадона. Как прошла программа?

- Замечательно пообщались. Я был очень рад за великого футболиста. Он смог вернуться к активной жизни, преодолев все недуги, в том числе наркозависимость. В конце программы я подарил ему два комплекта шахмат. Один из них, на котором мы оба оставили автографы, будет выставлен на благотворительном аукционе. Другой предназначался персонально Диего. Но по возвращении в Россию я узнал, что у него эти шахматы украли. Что ж, я обязательно договорюсь об изготовлении еще одного такого комплекта для футболиста.

- По социальной значимости шахматы в Латинской Америке могут сравниться с футболом?

- Представьте, что даже в такой футбольной стране, как Бразилия, уже в шести провинциях введены шахматные уроки в школах. Причем финансируется эта программа как из государственного бюджета, так и из муниципального. А в прошлом году меня бразильцы удивили по-настоящему. Пригласили в тюрьму для подростков, заверив, что меня ждет там сюрприз. И в самом деле я не ожидал, что окажусь на столь масштабном шахматном турнире. В его финальной части играли ребята со всех концов провинции Сан-Паулу. А на предварительном этапе в них приняли участие четыре тысячи человек!

- В России вы в исправительных учреждениях даже сеансы одновременной игры давали.

- Да, и ваша газета о них писала. Вот, кстати, вспомнил одну историю, которую я раньше никогда не рассказывал. Однажды давал сеанс одновременной игры в рязанской колонии для особо опасных преступников. Там все очень серьезно - двойной контроль при входе, изъятие абсолютно всех документов у посетителей (для меня исключение сделано не было). Так вот, играю я с заключенными. И на одной из досок у меня вскоре сложилась победная позиция. Там против меня играл довольно пожилой человек, который, как я понял, полжизни провел за решеткой. Он постоянно советовался с товарищами, что правилами не запрещалось. Но обсуждение в поисках варианта спасения короля у них зашло так далеко, что мой соперник сделал сперва один ход, потом другой, а затем и третий. И когда я дошел до этой доски, то увидел, что позиция изменилась так, что быстрого выигрыша уже не видно. `Как же так?`, - спрашиваю. Соперник недоумевает - в чем проблема? Ну, я и восстановил ту позицию, которая была после моего последнего хода. Для заключенных стало сюрпризом, что я ее помню. Надо было видеть выражение лица моего соперника - растерянность человека, заматеревшего за долгие годы, проведенные в тюрьме! Но, самое главное, он ужасно смутился. `Извините, я не нарочно, - говорит. - Такого чемпиона, как вы, если и обыгрывать, то только честно`.

- Во время уже упомянутой поездки вы, перебравшись в США, сыграли показательный матч с Жужей Полгар. Насколько он был для вас интересен?

- Спортивного значения эта встреча, конечно, практически не имела. Мы ведь играли только в `быстрые` шахматы и пятиминутный блиц (матч завершился вничью со счетом 3:3. - М.Ш.). Просто эта встреча была приурочена к старту нашей новой совместной программы `Шахматы за мир`. Мы уже привозили в американский городок Лундсборг, что в штате Канзас, десять юных российских шахматистов. Они сыграли два матча с американскими сверстниками. Первый выиграли - 8,5:1,5. А во втором хозяева собрались и взяли реванш - 5,5:4,5. В следующем году я хочу добиться ответного визита американских молодых шахматистов. Надеюсь, из США к нам приедут около 300 школьников.

- А положением дел в российских шахматных школах вы сейчас довольны?

- В нынешней непростой экономической ситуации их сложно поддерживать. Но я доволен, что налаженная система продолжает действовать в 20 регионах России. Причем точное число моих школ назвать мне сложно. Ведь, к примеру, только у нефтеюганской есть девять филиалов. Радует меня работа школы в полярном Салехарде, которую поддерживают мэр города Александр Спирин и губернатор Ямало-Ненецкого округа Юрий Неелов. В ней регулярно проводятся международные турниры команд, представляющих северные территории России, США, Канады, Норвегии.

Начиная с нынешнего года начала действовать наша совместная программа с Фондом Николая Чудотворца. Мы планируем создать во всех школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями шахматные классы. До конца года появятся первые 100 таких классов.

- Сейчас программы Фонда мира значительно сократились?

- Сложностей хватает, но нам удалось главное - сохранить фонд в масштабах бывшего СССР. И самые значимые программы мы продолжаем реализовывать совместно с его отделениями во всех 11 странах СНГ. Одним из главных наших дел, хотя и не всегда оцениваемых, я считаю обработку данных о всех военных потерях народов Советского Союза в ходе второй мировой войны. Это была идея моего предшественника на посту председателя фонда Бориса Полевого. И с 1988 года, когда наши технические возможности возросли, мы начали заниматься этой программой. Мы тогда закупили сразу 200 компьютеров для обработки данных. С тех пор было просмотрено 20 миллионов архивных дел. За все эти годы на программу было израсходовано 8 миллиардов 700 миллионов рублей по курсу сегодняшних дней. Но наша память, уверен, того стоит. Кстати, благодаря собранным данным я обнаружил место захоронения деда моей жены...

- В конце беседы давайте вернемся к шахматной теме. Недавний турнир восьми гроссмейстеров способствовал объединению игроков под эгидой ФИДЕ?

- Я убежден, что без матча Топалов - Крамник объединение невозможно, ибо происходившее три года назад в Праге нужно квалифицировать как насилие над Крамником, действующим чемпионом мира. И ведь тогда в Чехии мы уже договорились, что правом на титул отныне совместно располагают ФИДЕ и Крамник и нужно просто определиться с формулой его дальнейшего розыгрыша. После этого я улетел в Нью-Йорк на конференцию ЮНИСЕФ, а позже узнал, что переговоры продолжились, и Крамник, будучи чемпионом, подписал согласие на какие-то `объединительные` матчи. Когда мы с ним встретились, Владимир рассказал мне, что после сильного давления ФИДЕ он просто сломался. А ему нужно было стоять на своем. И все же он ведь остался непобежденным чемпионом.

- В будущем, по-вашему, чемпионское звание должно разыгрываться в матчах или турнирах?

- Формулу розыгрыша можно еще обсуждать. Но отборочный цикл должен все же завершаться классическим матчем. Он придает чемпионскому титулу необходимую весомость.

Шпенков Михаил.

Труд No226 за 02.12.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован