Сложность вопросов, связанных с правовой охраной, оценкой и учетом конструкторской и технологической документации (далее - техническая документация) традиционно недооценивается, поскольку специалисты в определенных областях хотят видеть и видят только "свои" вопросы, не замечая проблем, которые могут породить их правильные с узко профессиональной точки зрения рекомендации. Например, распространено мнение, что проблема полностью решается, если охранять такую документацию в режиме коммерческой тайны (КТ) и рассматривать ее как ноу-хау.
На самом деле эта точка зрения достаточно наивна по целому ряду причин, а именно:
1. Современная техническая документация представляется в двух видах: (а) в виде программ для ЭВМ, позволяющих управлять процессом производства в автоматическом режиме; (б) в традиционном бумажном виде. Первое необходимо для производственного процесса, второе для того, чтобы была представлена совокупность текстовых и графических документов (таковы требования). Передача программных комплексов как электронных документов пока проблематична. И, возможно, эта проблема надолго.
2. Программы для ЭВМ охраняются в рамках авторского права, как литературные произведения (книги). В том числе это касается программы в машинных кодах и в исходных кодах (на языке высокого уровня). При этом программа в исходных кодах обычно охраняется как ноу-хау, хотя есть и исключения (открытый код). Программы в машинных кодах охранять как ноу-хау нет смысла.
3. Объемы технической документации в бумажном виде таковы, что к ним не очень применимы бытовые представления, в том числе о копировании, разглашении проставлении грифа "коммерческая тайна" с указанием обладателя. Например, объем бумажной документации на зенитный комплекс С-300 по грубым оценкам составляет до трех железнодорожных составов. Разгласить (в обыденном смысле) такой объем информации просто невозможно.
4. При смене обладателя такого ("ноу-хау") процесс может быть чисто юридическим. Например, предприятие - обладатель поглощено более сильным и крупным предприятием, вся техническая документация остается на месте, но обладатель новый. Если каждый раз в таких случаях проставлять на каждом листе гриф и название обладателя, то можно никогда не закончить.
5. Техническая документация во многих случаях (составляет государственную тайну - ГТ). В этом случае она не может охраняться как коммерческая тайна просто по закону. Переход из статуса ГТ в статус КТ не отработан.
6. Стоимостная оценка технической документации - тоже любопытный вопрос. Особенно он интересен в случае, когда речь идет о старой бумажной документации, т.е. об архиве предприятия. По затратам на создание оценивать теоретически можно, но какое это будет иметь отношение к рыночной стоимости? Можно использовать сложные методы с опционами, но впишутся ли они в стандарт оценки?
7. Наконец, для учета ноу-хау в ПБУ-14/2000 нет места. В проекте ПБУ-14/2007 оно появилось, но тут надо очень подумать, как оно технически реализуемо?
Наряду с интерпретацией технической документации как ноу-хау есть и другие. Например, покойный А.Н. Ефимов предлагал ее охрану в рамках авторского права, показывал возможности. Это тоже можно посмотреть.
Первым выступающим, вероятно, будет Андрей Георгиевич Ханкевич, он давно хотел обсудить данный вопрос в кругу людей, способных видеть, если не все стороны предмета, то уж точно не одну. Сейчас этот момент наступил.
А.Н.Козырев, 14 ноября 2007 года
www.labrate.ru