Известный правозащитник Анатолий Кучерена провел брифинг для челябинских журналистов, в ходе которого рассказал о том, кто стал инициатором создания "Гражданского общества" в Челябинске, как решить проблемы "маяковцев" и в чем главная проблема региональных общественных палат.
Анатолий Кучерена - адвокат, заведующий кафедрой адвокатуры и нотариата Московской государственной юридической академии, председатель центрального совета Общероссийского общественного движения "Гражданское общество", член Общественной палаты РФ.
- Анатолий Григорьевич, в Челябинске работает отделение вашего движения "Гражданское общество". Как Вы можете оценить его работу?
- С инициативой о том, чтобы в Челябинске было наше представительство, на меня вышел сам глава города. Это очень важно, когда глава муниципалитета думает о людях, которые не в состоянии самостоятельно получить квалифицированную юридическую помощь.
Несмотря на то, что процессы взаимодействия между властью и обществом проходят тяжело и сложно, но сам факт, что у нас есть контакт с властью, свидетельствует о том, что мы находимся на правильном пути. В современной России человеку иногда очень сложно понять, что происходит. Бывает сложно сориентироваться в какой-либо ситуации, и поэтому очень важно опираться на профессиональных правозащитников.
Наша работа заключается в том, чтобы идти к людям и общаться с людьми. Возглавляет наше представительство в Челябинске Алексей Севастьянов, который достаточно активно у вас работает. Он постоянно фонтанирует идеями, так что мои московские помощники иногда не знают, что с этим делать.
- Можно ли уже, по прошествии достаточного времени, сказать, какое место заняла общественная палата в структуре власти? Какова роль этого органа?
- Когда формировалась общественная палата, никто не понимал, как этот институт должен функционировать. Сейчас я вижу развитие общественной палаты в конструктивном диалоге общества и власти. Мы работаем уже второй созыв, и я не могу согласиться с тем, что это совещательный орган при власти. Я могу сказать о собственной работе, о работе в своей комиссии: все, что мы делаем, направлено на защиту конкретного человека и его прав. Вспомните дело Щербинского или дело Сычева, когда мы добивались справедливости.
Конечно, можно ограничиться тем, что написано в законе: общественная палата осуществляет общественный контроль за деятельностью власти, проводит общественную экспертизу законопроектов и прочее. Но я считаю, что надо самим вовлекаться в активную деятельность, показывать чиновникам, как должна проходить работа между обществом и государством.
У нас хороший опыт взаимодействия с властью, несмотря на то, что власти и достается от нас. У нас конструктивное взаимодействие, но это не останавливает нас от критики по тем или иным делам или поступкам. Мы считаем, что если закон нам дает такую возможность, если мы видим такие проблемы, видим, что чиновник занимается набиванием своих карманов, то мы должны обращать на это внимание. Мы должны это все "вспучивать" для органов власти, что позволит им не допускать те или иные ошибки.
- Сейчас челябинские правозащитники в судах отстаивают права пострадавших от аварии на ПО "Маяк", пытаясь добиться увеличения суммы компенсаций. Может ли общественная палата подключиться к решению этой проблемы?
- Я в курсе, что существует такая проблема, и намерен активно заняться ее решением. Мне уже выслали материалы по судебным решениям, и совершенно непонятно, почему одни суды выносят положительные решения по тем же самым основаниям, увеличивая размер компенсаций, а другие суды отказывают в исках. В ближайшее время я постараюсь встретиться с представителем Верховного суда, чтобы инициировать проведение пленума Верховного суда, который бы разъяснил применение действующего законодательства. В любом случае мы найдем форму, чтобы на федеральном уровне заявить об этой проблеме.
- В результате кризиса люди столкнулись со множеством проблем: сокращения, кредитное бремя, всплеск криминала и пр. Чем в этой ситуации могут помочь общественники?
- Мы много внимания уделяем тем кризисным явлениям, которые сейчас происходят. Особеннов этом нуждается та категория людей, которые потеряли деньги и работу и не могут найти выход из этой ситуации. Я готов включиться в работу и понять, каким образом мы можем минимизировать проблемы граждан, попавших в такую сложную жизненную ситуацию. Я думаю, мы проведем общественные слушания с участием экспертов и выработаем для власти рекомендации.
Конечно, во время кризиса криминальная составляющая выходит на первое место. Уже произошел всплеск преступлений, и особо стоит отметить преступления, связанные с собственностью. Когда люди находятся в психотравматической ситуации, всегда находятся те, кто готов этим воспользоваться. И тут возникают вопросы, которые надо адресовать самим гражданам. Мы сталкиваемся с тем, что человек приходит и говорит: "у меня забрали собственность", - начинаем разбираться, а оказывается, он сам все подписал.
Видимо, будем давать людям рекомендации, как вести себя в тех или иных непривычных ситуациях.
- Как Вы считаете, насколько целесообразно создание региональных палат?
- В Челябинской области, например, этот орган по факту оказался подконтролен местной власти. Вы знаете, что касается общественных советов, общественных палат, это вопрос крайне непростой. То же самое касается тех лиц, которые туда входят, ведь чаще всего палата формируется из людей, приближенных губернатору и его окружению. Пытаться из Москвы регулировать создание местных общественных палат, согласитесь, проблематично. Мы просим только об одном, чтобы при формировании общественных палат туда вводили достойных людей, которые думают о том, как принести пользу обществу. Если туда идут люди, которые думают о собственном благе, то, конечно, ничего хорошего из этого не получится.
К сожалению, очень мало людей, которые являются специалистами в своей сфере и, помимо этого, занимаются общественной деятельностью. И есть люди, которые нигде не работают, но при этом считают себя общественными деятелями. Мне непонятно, как такое может быть, ведь человек должен на что-то жить, кормить свою семью. И конечно, когда такие люди формируют общественную палату, ничего хорошего из ее работы не получается.
Мы можем давать независимую оценку каким-либо событиям, и нам бы хотелось, чтобы так же было в регионах, чтобы представители общественности не смотрели на власть "с открытым ртом" и думали, где какую льготу получить. А чтобы они на самом деле думали о том, как развивается конкретный субъект РФ и насколько власть заботится о них.
5 февраля 2009 года
ЧЕЛЯБИНСК, АН "Доступ".