Автор указывает, что после кризиса игроки на мировом экономическом пространстве поменялись ролями: померк образ еще недавно бесспорного лидера - Соединенных Штатов Америки, теперь превратившегося в самого крупного должника в мире, обвешанного всеми возможными дефицитами (бюджетного, текущего платежного и торгового балансов), с не бывало высокой хронической безработицей, с ускорившейся тенденцией острого социального неравенства. С другой стороны, ряд стран "восходящей рыночной экономики" бьют рекорды по росту ВВП, располагают существенными валютными резервами, активно действуют на региональных и даже на мировых рынках.
Суммируя "структурные" признаки современного кризиса, академик А.В. Торкунов указывает на следующие его компоненты:
- качественный разрыв между схожими по объему экономиками мира.
- фактическая деиндустриализация номинально индустриальных стран развитого мира.
- колоссально нарастающие объемы финансовых деривативов, де-факто пустых финансовых обязательств, разгоняющих цены, инвестиционные ожидания, создающие феномен "виртуализации" экономики.
- качественная деградация традиционных многосторонних механизмов финансово-экономического регулирования, невозможность для них вырваться за пределы операционно-тактического уровня регулирования мировой экономики.
Для целого ряда стран, в том числе для Россиии Азербайджана подушкой безопасности, смягчившей ощущения от кризиса, стали энергетические доходы и накопления, сделанные благодаря этим доходам.
Отдельно автор останавливается на проблемах концептуализации современного миропорядка и политической рецессии мирового развития. Он отмечает, что в сфере осмысления мировой и национальной экономики степень концептуализации столь же низка. В целом международные отношения входят в период нелинейного развития.Нынешний период можно охарактеризовать и как "политическую рецессию", наступившую после двадцати лет быстрых количественных и качественных изменений.
Концептуализация представлений о мире, равно как и обретение самой системой ее завершенных очертаний, будет идти скорее через более четкое оформление "секторальных" явлений.То есть новая система международных отношений будет логично выстраиваться от частного к общему.
Академик А.В. Торкунов также очерчивает многостороннюю инфраструктуру современного мира, подробно останавливаясь на "несущих" институтах современных международных отношений. Инфраструктуру современной международной системы, по мнению автора, образуют устойчивые межгосударственные (межправительственные) организации и иные форматы многостороннего взаимодействия государств. Автор отдельно останавливается на политической и функциональной роли ООН как институциональной основы современных международных отношений.
В качестве источников международной динамики автор выделяет региональные подсистемы. В статье отдельно освящается динамика в таких региональных подсистемах, как СНГ, Ближний Восток, АТР.
В качестве вывода академик А.В. Торкунов указывает, что современная система, проходящая через структурный кризис, выдерживающая при этом огромное число вызовов регионального и функционального плана в политической сфере, однозначно демонстрирует разрыв с миром ранней пост-биполярности.
источник: интернет - издание ВЕСТНИК МГИМО