14 августа 2005
3520

Андрей Бунич. `Рывок обеспечат крупные проекты`

Что такое олигархия? Это замаскированный Госплан и Госснаб советских времен, только с капиталистической вывеской, где сидят какието люди, кем-то уполномоченные, занимаются распределением и дележом. Этот симбиоз государственных бюрократов и олигархов стоит над нормальным бизнесом и не дает ему развиваться. В их руках тарифы, цены, они полностью монополисты во всех областях.

Поэтому им ничего не стоит, как только у малого и среднего бизнеса появились какие-то финансовые ресурсы, выкачать их через монопольное поднятие тарифов. Поэтому пока они будут находиться в центре нашей экономики, ничего хорошего не жди. Я полагаю, что олигархи просто юридически записаны как бизнесмены, а фактически они чиновники, в своих интересах распределяющие и регулирующие рынок. Поэтому только после того как они все уйдут, может развиваться нормальный рыночный процесс.

Сама политико-экономическая система олигархии себя изжила как таковая. Вся та семибанкирщина, которая сформировалась в середине 90-х годов, фактически уже уходит. Суть этой системы выхолощена. Олигархия - это что такое? Она была способом советской партноменклатуры сохранить власть, собственность, контроль над финансовыми потоками в своих руках, что и было сделано.

Передав власть Ельцину, Гайдару, Чубайсу, они обеспечили такую безобразную приватизацию, по сути директорскую, которая привела к тому, что каждому директору было передано по заводу. Таким образом сформировался ЦК, но уже капиталистический. Но ЦК не может жить без Политбюро, которое и есть олигархия. Ей нужно было выделить из себя 10 или около того секретарей ЦК и членов Политбюро, вот они и выбрали из тысячи 10-20 человек.

Таким образом воспроизвелась абсолютно точная копия советской системы с присущими ей монополизмом и тоталитаризмом, она в принципе неэффективна, как была неэффективна административно-командная система СССР. Мы должны снова вернуться к тому, что начали делать 14 лет назад: избавиться от распределителя, от административно-командной системы и создать конкурентное поле. Изменение структуры собственности Совершенно очевидно, что олигархическая структура управления экономикой не срабатывает.

Меняется сама структура собственности. Я имею в виду не только приватизацию госсобственности - это только одна из форм. Например, приватизационная сделка по "Связьинвесту" может происходить методом переуступки активов крупнейших компаний или выкупа государством активов крупнейших компаний, или судебного оспаривания через налоговые претензии и так далее.

Вспомним недавнюю историю с ЮКОСом или тем же "Юганскнефтегазом", который перешел под контроль государства, или возвращение контрольного пакета акций "Газпрома". Не исключено, что и "Сибнефть" скоро тоже будет выкуплена опять-таки государством. Что все это означает в целом? Если проводятся такие серьезные преобразования в собственности, то население должно понять, зачем государство возвращает себе крупнейшие активы.

И действительно это можно сделать, провозгласив новый экономический курс, акцентировав внимание на необходимости государственного регулирования ключевых отраслей промышленности, для того чтобы обеспечить и инвестиционные проекты, и социальные программы. То есть только таким путем можно создать у людей ощущение того, что происходят правильные и законные вещи.

Мы помним, что даже в 90-х годах, когда нужно было провести серьезные изменения в структуре собственности, была развязана беспрецедентная пропагандистская кампания. Тогда в этом преуспели и Ельцин, и Чубайс, которые под трескотню об угрозе коммунизма провели явно незаконные сделки. Вершиной цинизма стали в 1995 году залоговые аукционы. Поэтому любое кардинальное изменение структуры собственности должно обязательно сопровождаться разъяснительной работой и подкрепляться концепцией идеологии реформ.

Только таким путем можно опираться на поддержку населения. Президент Владимир Путин в Санкт-Петербурге на экономическом форуме впервые открыто заявил о том, что теперь для нас важен курс уже не просто на создание рыночной экономики, а на интеграцию государственного регулирования и рыночной экономики. Если олигархическая структура отпадает, то возникает вопрос: что приходит ей на смену? Новые олигархи?

Ясно, что власть не может на это пойти, потому что такой повтор население воспримет с разочарованием: вот старых прогнали, а новых создали. Это не подходит. Путь анонимных собственников, героев невидимого фронта - тоже не путь, потому что серьезные преобразования так не проведешь. Невозможно существенно изменить структуру собственности так, чтобы никто не понял, кто же стал владельцем крупнейших предприятий.

Поэтому выход, я считаю, один - выдвижение новой концепции управления государственной собственностью с помощью пропаганды идей государственного регулирования при открытости и гласности в этом процессе. Нельзя позволить олигархам начать контригру, взять реванш. Потому что они могут не просто уйти, а уйти так, чтобы еще утащить вслед за собой в болото президента.

Как было в свое время с Горбачевым, когда Политбюро он ликвидировал, но оно напоследок успело так нагадить ему, что он и сам был вынужден уйти. Поэтому когда начнет рушиться олигархическая система, она может нанести еще последний удар. Каким образом? С помощью монетизации, с помощью "пятой колонны", которая есть во власти. Я их называю силой торможения. Это те, кто не заинтересован в развитии государства, в обеспечении экономического роста и уровня жизни.

Они привыкли за 12 лет жить хорошо, ловить рыбку в мутной воде, им не надо никаких изменений. Именно они составляют так называемую конспиративную оппозицию Путину. Она незримо существует и тем страшнее, что ее никто не видит, она действует втихую. То есть раньше эти люди открыто противодействовали президенту и было хотя бы понятно, кто они. Сейчас их как бы нет, они поняли, что в открытой схватке не наберут очков. И теперь получается, что президент вроде бы ответственный за все в стране.
Сейчас олигархи ушли в тень, и впервые по социологическим опросам на вопрос, кто виноват, что в стране что-то не так, люди стали отвечать: "Президент". А раньше всегда говорили: "Олигархи". Я вижу, что положительные сдвиги все-таки есть. Государство начало продавать неликвид, заботиться о той собственности, которая находится под его контролем.

Было бы неплохо, если бы федеральная власть выступила с инициативой законодательно закрепить контрольные пакеты акций крупнейших стратегически важных предприятий, допустим, на 10-летний срок в госсобственности, чтобы снять возможные спекуляции на тот счет, что она хочет забрать у одних и отдать другим. Тогда никто не подозревал бы государство в желании наплодить новых олигархов. В кризисной ситуации оно просто обязано вернуться в ряд отраслей, что и делается в капиталистических странах.

Если, не дай Бог, наступит стагнация, то единственный путь поддержать предприятия - это возможность национализировать их или взять под государственную опеку. Требуется дискуссионная трибуна Теперь перейду к практическим вопросам, которые, на мой взгляд, необходимо решить в ближайшее время. Надо создать некий общественный орган с предположительным названием "Комитет общественного контроля над приватизацией".

Он занимался бы не только экспертизой, но и выступал бы как дискуссионный клуб или трибуна для обнародования разных мнений в области приватизации и изменений в сфере госсобственности. Одновременно он мог бы еще обеспечивать прозрачность операций Стабилизационного фонда, операций с золотовалютными резервами. В комитет войдут юристы, экономисты, политические и общественные деятели, они будут гласно обсуждать ключевые вопросы собственности, информировать население.

Сегодня мы получаем эту информацию урывками и она порой носит абсурдный характер. Вот недавно, например, агентство "ФИЧ" обнародовало сведения о том, что задолженность российских частных компаний якобы составляет 100 миллиардов долларов. То есть мы внешний долг выплачиваем в размере 110 миллиардов и он у нас уменьшается, но почему-то параллельно вдруг вырос долг частных компаний. Что это за компании? Все они - олигархические группы, правильно? Это же не тетя Маша на рынке набрала 100 миллиардов долларов долгов в западных банках. И как могло получиться, что так сильно выросла задолженность этих компаний? Что, структура долгов изменилась таким непонятным образом? Одновременно становится известно, что невозврат, то есть так называемый вывоз капитала, по данным того же агентства, за 4 года составил 100 миллиардов долларов. Ну как может вывоз капитала быть осуществлен в таком объеме?

Ведь для того чтобы вывезти капитал официально, нужно получить разрешение Центробанка и Минфина. Никто, естественно, такого разрешения не давал. Значит, это что-то другое, это не вывоз капитала, а невозврат валютной выручки за экспортную продукцию. Так и надо говорить. Так вот, сумма невозврата и наросла как раз во время премьерства Касьянова. Возможно, надо было бы не дачей его заняться, а исследовать, как и почему получилось, что такие цифры всплыли. Они вопиющи.

Почему долг частных компаний такой большой? Это хищение, выражаясь по-русски. Общество вправе разобраться, хотя бы конструкцию эту понять вообще, что там происходит-то с этим суммами, когда счет на сотни миллиардов долларов идет. Именно для этого и требуется дискуссионная трибуна, где люди излагали бы свои взгляды и информацию на этот счет. Я считаю, что эту работу могла бы на себя взять Общественная палата, которая создается.

Но для этого, конечно, надо, чтобы в ней заседали компетентные люди, экономисты, юристы. Если там будет известная балерина или популярный писатель, то, наверное, не стоит им поручать контролировать Стабилизационный фонд и золотовалютные резервы, потому что из этого вряд ли что-то хорошее получится. Приоритеты Что же касается других изменений характера собственности, то это прежде всего реструктуризация. Это более широкое понятие, чем просто приватизация.

Потому что реструктуризация включает в себя и инвестиции. Потому что она должна обеспечить финансовую и юридическую форму функционирования крупнейших объектов и обеспечить опять-таки экономические стимулы для их развития, а также взаимоувязать цепочки интересов хозяйствующих субъектов - федерального правительства, бизнеса, центра, территорий. Я неоднократно предлагал выбрать 100 приоритетных проектов, по которым как раз и проводить реструктуризацию активов.

И возложить исполнение на специальный орган, который бы был отделен от правительства. Миллиарды нефтяных денег позволяют России сделать прорыв в своем развитии. Другой возможности для подобного шага у страны может и не быть. Было бы правильно вложить эти деньги в нужные проекты, которые обеспечат 200-300-процентную рентабельность, создать для них нормальную финансово-хозяйственную форму, привлечь туда кредиты, выпустить акции под эти проекты, поднять капитализацию.

Это будет действительно мощный задел на будущее, который останется на поколения. Но для того чтобы такие решения были приняты нормальным правовым путем, их следует передать в компетенцию независимой комиссии, подчиненной, возможно, только президенту и созданной временно на проектной основе.

Она будет создана для того, чтобы проработать проекты по реструктуризации и инвестированию, определить экономическую, финансовую и юридическую форму, в которой они должны быть реализованы, в том числе с участием иностранных инвесторов. И ни в коем случае нельзя отдавать эти проекты правительству. Я думаю, что прав министр финансов Кудрин, который хранит все средства Стабилизационного фонда в американском банке.

Он знает своих товарищей по правительству и понимает, что отдай им 150 миллиардов долларов, они их так инвестируют, что потом не найдешь вообще ничего. Все это выльется в банальное разворовывание бюджетных средств. Не останется ничего - ни денег, ни акций, не предприятий. Для того чтобы определить, куда вкладывать и в какой форме, как и с какими потенциальными инвесторами, нужен абсолютно независимый орган. Тогда лоббизм можно исключить.

В противном случае растаскивание народного достояния по лоббистским группам будет обеспечено. Точно так же президент должен поступить в области приватизации. Нельзя оставлять на откуп Росимуществу такую важную задачу. Произойдет непоправимое, то есть деньги опять уйдут в песок.

Еженедельник "Россия"
14.08.2005
http://bunich.ru/article/index.php?id=80

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован