Три-четыре года назад призывать к свободе рынка, инициативе и предприимчивости было прогрессивно. Оторванные от экономических (особенно теневых) реалий интеллектуалы могли искренне и всерьез надеяться на появление настоящих бизнесменов, правильную, справедливую экономическую реформу и приватизацию. Тогда ведь иллюзии были не только у них. Но как можно агитировать за "либерализм" и свободу торговли, когда на дворе - начало 1992 г.? Сколько бы с экрана телевизора ни убеждали "реформаторы" на пару с биржевиками и банкирами в великой силе рынка - народ-то судит по ценам, очередям и откормленным рожам владельцев коммерческих магазинов. Убедить человека в том, что ему хорошо, когда ему очень, очень плохо, не под силу даже Кашпировскому.
Постепенно в общественное сознание пытаются внедрить аналог американской мечты - миф о человеке, сделавшем себя самостоятельно, предпринимателе, начавшем с доллара (извините, рубля) в кармане и достигшем Уолл-стрита (извините, Российской товарно-сырьевой биржи). Затея эта не просто сложная и опасная, она носит характер мины замедленного действия. Культивировать в наших условиях "философию успеха" кощунственно. Нужно быть прогнившим лицемером, чтобы призывать миллионы простых тружеников к предпринимательству. Забитые, лишенные элементарных условий для собственного дела, прежде всего связей и денег, эти люди подвергались 73 года нещадной эксплуатации, а за 1 год были обворованы невесть откуда взявшимися "бизнесменами". Не обращают современные пропагандисты общества "равных" возможностей внимание на то, что на самом деле никаких равных возможностей в помине нет.
Только что демократическая пресса бичевала номенклатуру КПСС за долгие годы культа и застоя, обмана трудящихся и личного обогащения и т. д. и т. п. И вдруг те же самые авторы прониклись трогательной нежностью к еще недавно лютому врагу - номенклатуре. Надо быть слепым, чтобы не заметить эволюцию аппаратчиков и теневиков в предпринимателей, чтобы игнорировать вопиющее разбазаривание государственной собственности под видом приватизации. Вот, например, в демократической Москве демократический мэр в паре с либеральным экономистом еще недавно стремились продать за 1 тысячу рублей каждый метр площади столичной торговли - разве они не в курсе, что цена метра в столице доходит до тысячи долларов, а в условиях галопирующей инфляции даже тысяча рублей скоро превратится в эквивалент бумаги? Здесь легко разглядеть узкие - личные, групповые или еще какие-то - интересы. Один из торговых работников разъяснил мне секрет этой "приватизации": многие московские магазины и рестораны уже связаны договорами с воротилами мафии о перепродаже после приватизации...
ИЗВЕСТНЫЙ либерал-интеллектуал целую теорию развил насчет священных прав номенклатуры. Она, мол, давно управляет государственной собственностью, привыкла считать ее своей - поэтому отдайте ей все, не мучайте людей. Пусть каждый красный директор возьмет себе по заводу - да и дело с концом. Интересно, что забота о собственности начинается у нас с правового беспредела - представьте, что менеджер западной фирмы, "привыкший" управлять ею, "считающий" ее своей, взял бы ее и "приватизировал" - смешно, правда? Однако западный менеджер, которого фирма нанимала, имеет больше прав считать себя совладельцем, чем наши руководители разных уровней, самовольно сами себя назначившие управлять ничьей собственностью, а теперь лихорадочно ее растаскивающие.
Всю какофонию по поводу героя нашего времени - предпринимателя и ускоренных методов приватизации можно было бы игнорировать, если б не одно НО. За короткий срок формируется общественное сознание, и может произойти коренной перелом в мировоззрении тех самых простых людей, о которых приватизаторы позабыли. Наш народ хоть и медленно подымается, долго терпит, но уж если разъярится, то дубина народного гнева в один момент сломает хребет олигархии совкового капитала: очень зыбкая у этого капитала правовая и нравственная база. Самое страшное, что одновременно будет похоронено и все хорошее, что могла принести приватизация, - русский бунт не приемлет теоретических дискуссий. Те, кто сегодня затушевывает реальное противостояние вновь выходящих на российскую сцену персонажей Карла Маркса - буржуазии и пролетариата, своими руками создают революционную ситуацию. Пока еще (пока!) народ не понял, что его обворовали, что инфляция и рост цен - первые симптомы, что продажа или транспортировка за рубеж то золота, то алмазов, то еще чего-то принимает угрожающий характер, что все лучшее в стране уже приватизировано и продано номенклатурой и ГКЧП поставил страну на колени, сидя в тюрьме!
ЧТО БУДЕТ? Учитывая, что идет стремительная смена кадрового состава на политическом и административном небосклоне, значительное число руководителей высшего звена будет снято с занимаемых должностей. А пока бывшие первые будут и хапать по первому разряду. Скорее всего, в большинстве регионов и отраслей будет украдено все, начиная от недвижимости и кончая запасами продовольствия. Кстати, трудности с продовольствием в Москве связаны именно с попыткой торговой мафии перепродать остатки государственных фондов на рынках через так называемые "коммерческие структуры", а разницу положить в карман перед уходом с ответственных постов.
Через 1-2 месяца может возникнуть положение, когда почти все "бывшие" окажутся в лидерах нашего бизнеса. Затем подоспеют и другие начальники, которые вынуждены будут руководить объедками старых министерств и ведомств. Начнется новый передел власти и собственности между коммунистической и демократической номенклатурой. И все это на фоне катастрофического падения уровня жизни, стремительного роста цен, разгула спекуляции. Учитывая, что критическая масса собственности в этот момент окажется в руках бывших хозяйственных воротил, а значительные слои общества будут ошарашены гримасой долгожданного рынка, давно вышедшие в тираж кумиры прошлых лет могут еще сказать свое веское слово.
В этой связи настораживают некоторые, прямо скажем, благодушные заявления экономистов о том, что не надо, дескать, изымать деньги КПСС из коммерческих структур, пусть крутятся, приносят доход. А ведь выявленные в коммерческих структурах вклады КПСС - 6 миллиардов рублей - это далеко не все, что нужно нейтрализовать. Реальный (или фиктивный, сейчас уже трудно определить) оборот в "номенклатурной" экономике достигает сотни миллиардов. Как можно оставить все как есть, если эти, ворованные, деньги, ценности, недвижимость будут навсегда принадлежать тем, чье место в тюрьме? Причем эти люди не только хорошо используют вырученные средства - они потратятся и на политику. В результате правая диктатура бывших секретарей обкомов - ныне председателей коммерческих банков. Давно уже некоторые демократы заговорили о "чилийском варианте" - очень не хватает номенклатурного Пиночета бизнесменам от КПСС.
Могут быть разные варианты исхода борьбы в высших эшелонах хозяйственного и политического руководства в ближайшем будущем. При мягком, наиболее желательном варианте российским властям удастся прекратить и затормозить разбойную приватизацию, параллельно отнимая уже захваченные номенклатурой куски госсобственности. Это можно сделать, отменив единовременно все ранее принятые акты о передаче, выкупе любого имущества на территории России и проведя тщательную инвентаризацию имущества. Конечно, возникнет сопротивление со стороны коррумпированных элементов, которое надо будет подавить, применив закон. Объявив войну номенклатурно-теневой мафии, российское руководство может резко увеличить социальную базу реформы.
Пострадали бы при таком повороте событий лишь несколько, тысяч человек элитарного истеблишмента. Если же руководство России упустит время, позволит преступным группам по всей стране осуществить невидимый раздел общественного пирога, то тогда мы окажемся в ситуации критической. Народ все равно поймет, что его обманули, и винить будет уже всех: и коммунистов-предпринимателей, и демократов-бюрократов. Появятся новые лидеры, новая демагогия, и, видимо, не избежать кровопролития. А ведь собственность лишь тогда станет вечной, священной категорией в России, когда не нужно будет ее защищать с оружием, в руках от обезумевших и обманутых людей. Те, кто хапает сегодня "целыми гостиничными комплексами, совершенно не понимают что "созданная" преступным путем собственность в перспективе станет лакомым куском для следующего поколения "приватизаторов-национализаторов". Неустойчивость, зыбкость правовой базы сегодня обернется завтра правовым беспределом, новой дележкой пирога и затем - опять по кругу...
Андрей Бунич
05.02.1992
"Литературная газета"
http://bunich.ru/article/index.php?id=16
viperson.ru