01 сентября 2006
4684

Андрей Фурсенко: национальный проект - катализатор развития системы образования

Какое влияние оказывает приоритетный национальный проект "Образование" на систему развития российских регионов? Этой теме была посвящена видеоконференция, которую провел 30 августа из Владивостока Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. Представители восьми регионов России поделились опытом реализации образовательного нацпроекта, рассказали о своих наработках и смогли задать свои вопросы.

В видеоконференции приняли участие главы администраций субъектов РФ, руководители органов управления образованием, главы муниципальных образований, руководители учебных заведений, внедряющих инновационные программы, учителя и талантливая молодежь, а также представители федеральных и региональных средств массовой информации.

Помимо Приморья, которое Андрей Фурсенко посетил в рамках рабочей поездки по Дальнему Востоку, в обсуждении хода реализации национального проекта "Образование" и его предварительных итогов приняли участие Астраханская, Калининградская, Московская, Томская, Челябинская и Ярославская области, Пермский край и Москва.

В целом руководители региональных администраций и представители образовательного сообщества сходятся во мнении, что реализация национального проекта привлекла внимание к сфере образования не только власти, но и гражданского сообщества. Представители регионов отмечают, что дополнительные выплаты классным руководителям, поддержка лучших инновационных вузов, школ и лучших учителей дали возможность работникам сферы образования "вновь почувствовать себя нужными обществу", и все эти конкурсы в комплексе дали стимул к развитию инновационного и творческого подходов к обучению как у преподавателей, так и у учащихся.

Как отметил в рамках видеоконференции председатель ярославской региональной общественной организации "Учитель года" Кирилл Собенин, "школу легко критиковать, но сложно высветить в образовании точки роста". По его мнению, нацпроект помог увидеть то хорошее, что есть в российской системе общего образования.

Ректор Томского государственного университета Георгий Майер сообщил, что благодаря участию в конкурсе возросло количество абитуриентов, желающих стать студентами университета: с 11 тыс. в 2005-2006 учебном году до 13 тыс. в 2006-2007 учебном году. Кроме того, вырос интерес к университету работодателей.

В рамках видеоконференции представители регионов поделились опытом и своими уникальными наработками по реализации национального проекта "Образование". Например, в Томской области приобретен опыт по подключению всех средних школ к сети Интернет, которым они готовы поделиться с любыми заинтересованными регионами.

А в Московской области сразу учли потребности классных руководителей общеобразовательных учреждений других видов и типов, не вошедших изначально в федеральный список получателей дополнительного вознаграждения, и деньги за классное руководство им перечислялись начиная с января 2006 года за счет областного бюджета.

Помимо этого по решению губернатора Московского области 107 школам - победительницам конкурса общеобразовательных учреждений по внедрению инновационных образовательных программ будет поставлено оборудование для кабинетов физики и химии. 585 педагогов, принявших участие в конкурсе лучших учителей (из которых 359 стали победителями на федеральном уровне), по решению правительства Московской области ежемесячно будут получать денежное вознаграждение и будут вовлечены в работу методических служб области.

Как сообщили на видеоконференции, в Челябинской области уделяется много внимания дошкольному и дополнительному образованию. Как раз 30 августа были подведены итоги областного конкурса учреждений дошкольного и дополнительного образования. В его рамках 100 лучших детских садов получат губернаторские премии в размере 100 тыс. руб. и еще 20 учреждений дополнительного образования - премии по 150 тыс. руб. В 2006 году будет дополнительно открыто 5 тыс. мест в дошкольных учреждениях, ведется работа по ремонту и возвращению "в строй" дошкольных учреждений, а в Челябинске планируется постройка укрупненных детских садов на 530 мест.

В Астраханской области с 1 января 2006 года все общеобразовательные учреждения перешли на нормативно-подушевое финансирование, а с 1 января 2007 года планируется переход на новую систему оплаты труда и отказ от старой системы, основанной на тарифной сетке и не влияющей на качество преподавания. При этом серьезные экономические рычаги влияния в вопросах распределения бюджетных ассигнований будут переданы непосредственно самим образовательным учреждениям.

Надо отметить, что переход на новую отраслевую систему оплату труда, ориентированную на результат и качество преподавательской деятельности, сочли обоснованным и эффективным многие участники видеоконференции. Москва даже предложила поделиться уже разработанной формой отраслевой системы оплаты труда, чтобы не получить со временем "несколько десятков форм этой системы", разработанных каждым регионом в отдельности.

Еще один новый проект, разработанный в Астраханской области и касающийся системы сельских школ, заключается в создании "губернских колледжей", или так называемых "ресурсных центров", объединяющих в себе общее, начальное и среднее профессиональное образование. Они будут готовить выпускников, опираясь на потребности ключевых отраслей хозяйств области, в частности - сельского хозяйства.

В рамках видеоконференции Андрей Фурсенко ответил на актуальные вопросы, поступившие из регионов.

Министр отметил важность вопроса работы с победителями конкурсов, проведенных в рамках национального проекта. "Мы получили уникальную возможность - команды людей, которые смогут сыграть огромную роль и в изменении подхода к образованию, в оценке учебников и методических материалов. Я думаю, что каждый регион должен воспользоваться потенциалом этих людей", - сказал Андрей Фурсенко.

Глава образовательного ведомства сообщил, что и на федеральном уровне лучшие учителя и директора лучших школ будут привлечены как к выработке критериев оценки в планируемой аттестации учителей и школ, так и к подготовке методических материалов. Кроме того, по словам министра, победители конкурсов могут принять участие и в экспертизе учебников, которая началась в этом году. Сегодня этой экспертизой занимаются две академии: Российская академия наук и Российская академия образования. По мнению Андрея Фурсенко, "третьей силой по проведению экспертизы должны быть победители конкурсов".

В рамках видеоконференции представители многих регионов были озабочены проблемой привлечения в школу молодых учителей. Андрей Фурсенко рекомендовал обратить внимание на то, что эта проблема успешно решается в некоторых регионах, таких как Приморский край и Астраханская область, и использовать их опыт.

Кроме того, Андрей Фурсенко отметил, что такой индикатор можно ввести в систему оценки комплексных проектов модернизации образования в регионах. "Те регионы, которые активно работают с молодыми учителями, которые обеспечивают приток молодых специалистов в систему образования, могут иметь определенные преимущества и в большей степени претендовать на получение этого гранта. Это одна из возможностей и, если какие-то предложения будут, мы в министерстве готовы их рассмотреть", - уточнил он.

На вопрос из Калининградской области о контроле качества поставляемого в школы учебного оборудования и школьных автобусов Министр образования и науки ответил, что все представители регионов и, в первую очередь, общественных организаций, принявших активное участие в нацпроекте, должны серьезно отнестись к проверке качества оборудования.

Отвечая на поступивший вопрос о ходе реализации направления информатизации образования на федеральном уровне, Андрей Фурсенко рассказал, что победитель конкурса - организация-исполнитель на подключение образовательных учреждений к сети Интернет в 2006-2007 годах - будет определен в ближайшее время и информация об этом будет сразу передана во все регионы.

Как стало ясно в ходе видеоконференции, многие регионы волнует вопрос включения дошкольного образования в приоритетный национальный проект. Как сообщил Андрей Фурсенко, дошкольное образование, несомненно, заслуживает поддержки, но в настоящий момент "невозможно все проблемы образования вложить в нацпроект". По словам министра, некоторые из них можно решать в рамках Федеральной целевой программы развития образования, некоторые - за счет поддержки регионов.

Как сообщил Андрей Фурсенко, национальный проект в 2007 году будет расширен за счет двух новых направлений: поддержки начального и среднего профессионального образования и поддержки комплексных проектов модернизации образования в регионах.

Что касается конкурса на поддержку лучших учреждений начального и среднего профессионального образования, то, по словам министра, окончательный бюджет конкурса еще не определен и до утверждения бюджета на федеральном уровне конкурс не может быть объявлен. Но, по предварительной оценке Андрея Фурсенко, "масштаб финансирования планируется приблизительно в размере 2 млрд руб. в течение 2007 года". Как отметил Министр образования и науки, "видимо, в таком же объеме финансирование будет продолжено и дальше".

Как сообщил Андрей Фурсенко, по конкурсу комплексных проектов модернизации системы образования в регионах Правительству предложен объем финансирования в размере 3,5 млрд руб. в год. Этот конкурс планируется проводить в течение трех лет. Представители многих регионов в рамках видеоконференции выразили желание участвовать в данном конкурсе, на что Андрей Фурсенко заметил, что поддерживает все регионы, но конкурсный отбор "будет достаточно жестким".

Министр образования и науки РФ призвал продолжить обсуждение хода национального проекта и обменяться опытом на традиционной встрече руководителей региональных органов управления образованием, которая пройдет в конце сентября в Москве. Кроме того, Андрей Фурсенко рассказал, что 22 ноября планируется пригласить в Государственный Кремлевский дворец значительную часть победителей конкурсов, прошедших в рамках национального проекта. На этой встрече пройдут семинары и мастер-классы, где лучшие представители образовательного сообщества смогут обменяться наработанным опытом.

Подводя итоги видеоконференции, Андрей Фурсенко сказал: "Национальный проект - это только катализатор, не более. Наше образование, наши усилия в образовании - они шире национального проекта. И поэтому наше движение вперед - оно связано не только с национальным проектом. Хотя мы видим, что развитие, поиск точек роста, поиск лидеров, отработка на конкретных примерах новых моделей - они дали свои результаты".


30 августа 2006 года
http://www.rost.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован