23 октября на сайте Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике www.rost.ru состоялась интернет-конференция Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко. Тема конференции - "Первые итоги национального проекта "Образование". В ходе конференции министр ответил на 35 вопросов интернет-аудитории и на пять вопросов, заданных присутствовавшими на конференции представителями СМИ. По завершении конференции редакция портала www.rost.ru отобрала наиболее часто задаваемые вопросы из числа тех, на которые министр не успел ответить, и передала их в Министерство образования и науки РФ. Сегодня мы публикуем ответы на них.
фото ИТАР-ТАСС1. Осянина Людмила Робертовна (г. Зеленодольск): В нашем регионе в общеобразовательных учреждениях в 2005 году осуществили подключение к сети Интернет. Глядя на приказ о спецификации автоматизированного рабочего места и сравнивая с компьютерами в наших школах, вижу огромную разницу в требованиях к технике. Наша техника морально, да и физически, уже устарела. Будет ли этот вопрос решаться в рамках национального проекта?
Ответ: Техническая спецификация устанавливаемого автоматизированного рабочего места составлялась на основании технических спецификаций оборудования, поставленного в 2004-2005 годах в рамках федеральных программ.
Однако для полноценного использования ресурсов сети Интернет (в том числе разрабатываемых образовательных ресурсов) необходимо осуществлять обновление компьютерной техники в образовательных учреждениях, не имеющих компьютерного оборудования, отвечающего требованиям технической спецификации утвержденной Приказом Мининформсвязи России и Минобрнауки России от 30 июня 2006 г. No176/85.
Для решения данного вопроса в рамках софинансирования по проекту "Обеспечение доступа к сети Интернет образовательным учреждениям Российской Федерации" субъект Российской Федерации обязуется обеспечить наличие в каждом образовательном учреждении не менее одного автоматизированного рабочего места, оснащенного компьютерным оборудованием, которое соответствует утвержденным техническим требованиями. Данное обязательство отмечено в подписанных всеми регионами соглашениях об организации проведения работ в рамках реализации проекта, заключённых между субъектом РФ и Федеральным агентством по образованию (Рособразованием).
Кроме того, Минобрнауки России прорабатывает вопрос о поставке компьютерного оборудования образовательным учреждениям субъектов Российской Федерации в 2007 году в пределах выделенного объема финансирования (2,5 млрд руб.).
2. Медведев Алексей Михайлович (Псковская область): Школьные учителя и преподаватели вузов находятся ближе всего к реалиям образовательного процесса, "стоят на передовой". Насколько руководство сферы образования учитывает мнение самих учителей при подготовке и реализации нацпроекта?
Ответ: В 2005 году при обсуждении механизмов поддержки инновационных вузов, школ, учителей, талантливой молодежи мы получили более 10 тысяч различных предложений. Большинство из них - предложения непосредственно от педагогов и преподавателей. Бывая в регионах, мы всегда стараемся встречаться непосредственно с работниками образовательных учреждений. Естественно, что постоянно поддерживаем диалог с нашим отраслевым профсоюзом. Сейчас начали встречаться с теми организациями, которые приняли участие в отборе лучших учителей и инновационных школ. Они становятся реальными участниками образовательной политики, представляя интересы граждан.
3. Шильнова Елена Александровна (Краснодарский край): В Новороссийске, где я живу и работаю, катастрофическая нехватка учителей физики, а большая часть работающих педагогов достигла пенсионного возраста, многим больше 70 лет. Но если они уйдут, то работать больше будет некому. Что делается в рамках национального проекта для того, чтобы в школы приходило молодое поколение учителей?
Ответ: В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в настоящее время реализуется несколько направлений, нацеленных на повышение оплаты труда учителя, а значит и на привлечение в общеобразовательные учреждения молодых кадров.
Во-первых, это направление "Повышение уровня воспитательной работы в школах". Данное направление предусматривает дополнительное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1 тыс. руб. за полнокомплектный класс. Вознаграждение за классное руководство осуществляется из средств федерального бюджета с учетом районных коэффициентов, установленных Правительством РФ, а также единого социального налога. Кроме того, вознаграждение за классное руководство должно устанавливаться дополнительно к выплатам, которые были предусмотренным за эту работу по состоянию на 31 декабря 2005 года. Данная доплата позволяет повысить зарплату молодому учителю, ведущему классное руководство.
Во-вторых, в рамках приоритетного национального проекта предусматривается поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования. В ходе реализации данного направления предусмотрена ежегодная государственная поддержка десяти тысяч учителей (в размере 100 тыс. руб. каждому учителю). Отбор получателей поддержки из федерального бюджета производится на конкурсной основе. Денежное поощрение лучших учителей не только обеспечивает значительную материальную поддержку педагогических работников, но и повышает престиж профессии учителя, что также будет способствовать привлечению в школы молодежи. Претендовать на денежное поощрение могут учителя со стажем не менее трех лет, т.е. молодой учитель, отработав 3 года в школе, может получить соответствующее денежное поощрение Президента РФ.
В-третьих, реализация приоритетного национального проекта предусматривает государственную поддержку субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, в том числе - в части введения новой системы оплаты труда педагогических работников.
Первый опыт создания региональных систем оплаты труда убедительно демонстрирует, что повышение стимулирующих надбавок и изменение механизмов их распределения, введение доплат за воспитательную и методическую работу, учет наполняемости классов позволяют существенно повысить доходы работников образования и их мотивацию. При этом только за счет более эффективного использования потенциала отрасли повышается заработная плата на 30% и более. Качественно работающий молодой учитель в условиях введения новой системы оплаты труда может получать больше, чем учитель со стажем, работающий посредственно.
Таким образом, в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" проводится комплекс мероприятий, способствующих привлечению в общеобразовательные учреждения молодых педагогов.
4. Николаев Алексей Сергеевич (Ростовская область): Через три года я стану учителем истории. Когда и насколько увеличится зарплата педагогам?
Ответ: Заработная плата педагогам повышается планомерно в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ. Следующее такое повышение (примерно на 15%) ожидается осенью 2007 года. В настоящее время разрабатывается и апробируется в отдельных субъектах РФ новая система оплаты труда педагогов, в основу которой будет положено не только количество проведенных уроков (часов), но и, в первую очередь, - результативность труда учителя. По данным регионов, где такая система оплаты труда введена, в среднем дополнительно удается повысить зарплату учителей на 30 и более процентов.
5. Король А.М. (Хабаровский край): Каков порядок корректировки перечня общеобразовательных учреждений, планируемых к подключению к сети Интернет в рамках национального проекта, в связи с изменением сети муниципальных общеобразовательных учреждений после принятия совместного приказа Мининформсвязи России и Минобрнауки России от 30 июня 2006 года (закрытие ряда школ, реорганизация отдельных учреждений, изменение наименования, изменение фактического адреса)?
Ответ: Перечень образовательных учреждений (ОУ) согласован главой субъекта РФ, органом управления образованием, территориальным отделением Россвязьнадзора и утвержден совместным приказом Мининформсвязи России и Минобрнауки России No 176/85 от 30 июня 2006 года.
В рамках совещания руководителей органов управления образованием с участием Россвязьнадзора и Мининформсвязи России обсуждался вопрос о количестве подключаемых образовательных учреждений, и было принято решение, что в связи со сжатыми сроками реализации проекта количество образовательных учреждений пока не может быть изменено.
Исполнителем государственного контракта уже подготовлен и согласован с Заказчиком список школ, которые будут подключены до марта 2007 года. Он представляет собой фиксированные географические адреса 22 тысяч образовательных учреждений, которые останутся неизменными.
Тем не менее, в декабре 2006 г. по итогам первого этапа реализации проекта планируется провести анализ результатов и подготовить предложения по уточнению перечня образовательных учреждений, планируемых к подключению к сети Интернет в 2007 году.
6. Базверхов Дмитрий Евгеньевич (Москва): Мало поставить в школы Интернет, нужно еще научить учителей им пользоваться, особенно на селе и в глубинке. Планируется ли как-то организовать такое обучение?
Ответ: Работа с педагогами сельских и удаленных регионов уже ведется. В рамках федеральных программ по информатизации образования, появившихся еще до реализации национального проекта, были подключены к Интернету 7 804 образовательных учреждений, из них сельских удаленных школ 3 728. И именно на сельские школы в 2002-2004 годах обращалось особое внимание. Они обеспечивались не только программными продуктами, но и учебными материалами.
Помимо этого, были созданы и продолжают работу в настоящее время 32 региональных консультационных центра. Они были расположены так, в таких населенных пунктах, чтобы педагоги сельских удаленных регионов могли приезжать и повышать свою квалификацию. Существует также программа информатизации системы образования (ИСО), выполняемая за счет займа Всемирного банка. В рамках проекта создано 232 межшкольных методических центра. Большинство из них было расположено в поселковых точках, для того, чтобы обеспечить доступность подготовки для учителей сельских и удаленных регионов.
Кроме того, в рамках федеральной целевой программы развития образования реализуются мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогического состава образовательных учреждений РФ.
Таким образом, методическая поддержка по использованию Интернета в российских школах велась в предыдущие годы, она идет в настоящее время и будет продолжена и в 2007 году.
7. Трубина Софья Маратовна (Ямало-Ненецкий автономный округ): Школа победила в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, заняла первое место в округе, стала лауреатом конкурса "Лучшие школы России - 2006". Возможно ли продление аккредитации школы на пять лет? Как будет влиять результат учебного заведения в конкурсе инновационных школ на процедуру и сроки аттестации руководителей и педагогов школы?
Ответ: Для продления срока аккредитации школы необязательно становиться лауреатом конкурса "Лучшие школы России". Продление аккредитации школы на 5 лет, а также досрочное присвоение квалификационных категорий педагогическим работникам школы - победителя (при условии своевременно поданного ими заявления) становится возможным уже после победы в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Такое решение может быть принято на региональном уровне и закреплено решениями аттестационной и аккредитационной комиссий. Минобрнауки России обозначило свою позицию по данному вопросу на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием 27 сентября 2006 года. Данная позиция была поддержана участниками совещания.
8. Путилов Борис Андреевич (Санкт-Петербург): Расскажите, как будет происходить привлечение кадров для преподавания в национальных бизнес-школах, чтобы в них можно было подготовить управленцев мирового уровня?
Ответ: В Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) предусматриваются следующие мероприятия по привлечению преподавательских кадров:
проведение конкурсного отбора преподавателей, включая зарубежных;
развитие потенциала имеющихся ведущих преподавателей факультета менеджмента СПбГУ (предусматриваются значительные инвестиции в развитие научных исследований в области менеджмента, выполняемых силами самих преподавателей);
привлечение ведущих преподавателей школ-партнеров факультета, участвующих в реализации совместных образовательных программ, например, HEC (Аш-О-Сэ, Париж) и ряда других ведущих европейских школ, участвующих в программе International MBA.
Московская школа управления "Сколково" (при активном участии Международного попечительского совета бизнес-школы) ведет активные переговоры с лучшими иностранными и российскими профессорами из лучших бизнес-школ.
Учредители бизнес-школы - руководители крупнейших российских и международных компаний - будут проводить в ней мастер-классы. Кроме того, планируется активное привлечение других практикующих управленцев для проведения учебных занятий в бизнес-школе.
9. Селиверстов Илья (Кемеровская область): Каким образом планируется отслеживать дальнейшую судьбу талантливой молодежи?
Ответ: Минобрнауки России в соответствии с законодательством будет осуществлять учет лиц, получивших премии, с их согласия. Министерством разрабатывается ряд мер по дальнейшей поддержке талантливой молодёжи, а именно: содействие в карьерном росте, получение образования, использование их потенциала в социально значимой деятельности, а также оказание материальной поддержки для ребят из малообеспеченных семей. Кроме того, Минобрнауки России расширит информирование всех молодых граждан об их правах, обязанностях и возможностях для самореализации в стране.
10. Красноперов Сергей (Калужская область): С началом проекта "Образование" многие регионы начали тиражировать программы нацпроекта - вводить собственные премии и гранты школам, выплачивать региональные надбавки учителям. Можно как-то оценить эту региональную составляющую национального проекта в масштабах страны, какую это дало прибавку к бюджету нацпроекта? Как убедить регионы быть активнее на этом направлении, не дожидаясь, пока Москва увеличит финансирование?
Ответ: Точно оценить объем регионального участия в ПНПО можно будет только по окончании финансового года. Однако, по предварительным данным, практически все субъекты РФ:
сохранили региональные надбавки за классное руководство, которые действовали по состоянию на 30 января 2005 года;
ввели губернаторские гранты для лучших учителей и инновационных школ.
Кроме того, условием получения средств федерального бюджета по таким направлениям ПНПО, как поставка автобусов и оборудования, поддержка регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, предусматривает обязательное финансовое участие региона в реализации этих направлений. Долевое участие субъектов РФ в реализации ПНПО в зависимости от субъекта можно оценить следующим образом: от нескольких процентов до нескольких десятков процентов. Так, например, софинансирование по поставке оборудования для вузов составило 1825,03 млн руб., по поставке автобусов для сельских школ - 838,39 млн руб. В 2007 году на конкурсной основе субъектам РФ, которые эффективно проводят модернизацию региональной системы образования, будет оказана государственная поддержка из средств федерального бюджета.
Таким образом, обеспечено значительное софинансирование национального проекта "Образование" со стороны субъектов РФ. В ряде регионов оно в несколько раз превышает федеральное финансирование. К примеру, в Уральском федеральном округе - в среднем в 1,8 раза.
11. Сащенко Ирина Николаевна (Калужская область): Планируется ли в дальнейшем использовать потенциал учителей, ставших победителями конкурса, и, если планируется, то как?
Ответ: Действительно, крайне важно распространение тех наработок, которые есть у лучших учителей и инновационных школ. В ряде регионов уже всерьез задумались над распространением их инновационных методик. На базе школ создаются площадки по повышению квалификации педагогов и управленцев, некоторые из учителей получили компьютеры, ряд программ развития школ и методических разработок учителей опубликованы.
На федеральном уровне также планируется вовлечение учителей в решение самых серьезных вопросов образовательной политики. Прежде всего, это привлечение преподавателей к участию в оценке качества школьных учебников. Мы попробуем организовать работу над созданием рейтинга школьных учебников в соответствии с мнением лучших учителей. Также планируется вовлечь учителей в экспертизу общеобразовательных стандартов.
12. Смирнов Сергей Николаевич (Вологодская область): Планируется ли в ходе приоритетного национального проекта "Образование" реструктуризация сети образовательных учреждений? Если да, то есть ли у Министерства образования и науки обоснованные подходы к ее проведению, и не приведет ли реструктуризация к социальной напряженности на селе, если будут ликвидироваться малочисленные сельские школы?
Ответ: Безусловно, у Минобрнауки России есть научно и экспериментально обоснованные подходы к реструктуризации сети образовательных учреждений. Они заключаются в том, чтобы сохранить малокомплектные начальные школы там, где это необходимо, одновременно предоставив сельским школьникам второй и третьей ступеней все условия (социально-бытовые, кадровые, материально-технические и др.) для получения качественного и бесплатного образования.
В связи с этим в последнее время сельской школе уделяется все большее внимание. Например, в рамках нацпроекта квоты для лучших учителей и школ распределялись в зависимости от числа учащихся с удвоением именно для сельских школ. Благодаря этому в конкурсе лучших школ среди победителей более 40% сельских учреждений образования. Подавляющее большинство школ будут обеспечены учебным оборудованием, автобусами и выходом в Интернет. Квоты по этим направлениям распределялись также с преимуществом для сельских школ. В рамках реструктуризации образовательной сети большое внимание уделяется созданию на селе базовых школ и социокультурных центров, которые будут оборудованы в соответствии с современными требованиями к учебному процессу, обеспечены высококвалифицированными педагогическими кадрами, где будут созданы соответствующие бытовые условия.
Таким образом, усилия федерального центра направлены на то, чтобы ученики сельских школ получали полноценное качественное образование и могли конкурировать на равных с городскими школьниками при поступлении в вузы. Проводящийся в настоящее время эксперимент по единому государственному экзамену также дает возможность сельским школьникам из отдаленных территорий поступать в лучшие вузы страны.
13. Якушкина Оксана Ивановна (Горно-Алтайск): Меня интересует вопрос об оплате за классное руководство в случае, если учитель заболел. Прошу указать статью закона, которой необходимо руководствоваться по данному вопросу.
Ответ: Согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2005 No854 региональным бюджетам предоставляется финансовая помощь в виде субсидий на выплату вознаграждения за фактическое выполнение функций классного руководителя государственных общеобразовательных школ субъектов РФ и муниципальных школ. В период болезни эти функции не выполняются. Таким образом, в случае, если учитель заболел, расчет зарплаты, включающей вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, должен производиться пропорционально отработанным дням.
14. Нефедов Александр Александрович (Санкт-Петербург): Насколько соответствует проводимым реформам нормативно-правовая база? Обеспечивает ли поддержку нацпроекта законодательная власть?
Ответ: Любая инновация, что называется, "по определению" вступает в противоречие со сложившейся практикой, в том числе часто требует внесения изменений и дополнений в нормативную правовую базу.
За время реализации нацпроекта "Образование" был принят ряд постановлений и распоряжений Правительства РФ по всем направлениям нацпроекта, идет интенсивная законопроектная работа. К примеру, подготовлен ряд изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части установления уровней высшего образования, в части обеспечения доступности высшего образования для лиц, отслуживших по контракту не менее 3-х лет, в части введения ЕГЭ, в части установления обязательности общего образования, в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
15. Трубина Софья Маратовна (Ямало-Ненецкий автономный округ): По каким критериям формируется перечень олимпиад и конкурсов, по сумме которых подводятся итоги в конкурсе по поддержке талантливой молодежи?
Ответ: Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи, формируется Минобрнауки России по предложениям федеральных органов исполнительной власти и общероссийских общественных объединений.
Для присуждения премий в 2006 году подобный перечень был утвержден приказом Минобрнауки России от 9 июня 2006 года No 146, перечень для присуждения премий в 2007 году утверждён приказом Минобрнауки России от 13 ноября 2006 года No 285.
16. Акулова Надежда Николаевна (Читинская область): Не приведет ли переход школ на профильное образование к сокращению числа средних специальных учебных заведений?
Ответ: В целом опыт показывает, что введение профильного обучения вряд ли может быть связано с сокращением сети учреждений среднего специального образования (СПО). Прежде всего, надо понимать, что профильное обучение - это не профессиональная подготовка и не профессиональное образование. Целью профильного обучения является подготовка учащихся к профессиональному самоопределению. Достижение этой цели осуществляется через углубленное изучение отдельных предметов, индивидуализацию и дифференциацию обучения, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Важно, чтобы ребята могли попробовать свои усилия в различных областях знаний и выбрать то, что им наиболее интересно в дальнейшей профессиональной подготовке.
Концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации, и каждое образовательное учреждение будет строить свои модели организации профильного обучения старшеклассников. Одна из моделей - сетевое профильное обучение, когда обучение конкретного ученика начинает выходить за рамки одной школы, и ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях, в том числе и на базе образовательных учреждений СПО.
17. Пурхов Евгений Иванович (Калининградская область): Почему такое большое количество видов учебников по одному предмету? Понятно, что надо было менять учебники по истории и т.д. Но зачем менять отточенные годами учебники по точным предметам? Ведь по ним учились в детстве все наши академики. Не вернуться ли к единому учебнику? Хотя бы для обычных средних школ.
Ответ: Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает выбор образовательными учреждениями учебников из федерального перечня учебников, который утверждается Министерством образования и науки РФ. В федеральный перечень включаются учебники, имеющие гриф "Допущено" и "Рекомендовано", присвоенный по результатам экспертизы.
В апреле 2005 года утвержден новый порядок проведения экспертизы учебников. Задача экспертизы - оценка соответствия содержания учебников современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения), а также требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебников в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.
Главная задача - совершенствовать технологию экспертной оценки учебников, делать её более прозрачной, гласной, объективной. Полагаем, что такое ужесточение процедуры постепенно приведет к уменьшению количества учебников.
Но искусственно, по воле одного министерства запрещать какие-то учебники, а какие-то разрешать, было бы неправильно. Учебники выбирает школа, и это должен быть выбор, согласованный с органом общественного управления образовательным учреждением (Советом школы, попечительским советом, педагогическим советом), а также с учетом мнения родительской общественности.
18. Ромашкина Нина Михайловна (Московская область): С появление большого количества профильных школ в рамках модернизации образования возникнет необходимость в едином общеобразовательном стандарте. Чтобы не получилось "кто - в лес, кто - по дрова". Разрабатывается ли в настоящее время новый школьный образовательный стандарт?
Ответ: Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
В 2004 году утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования. Нельзя сказать, что этот стандарт полностью всех устраивает. Поэтому в настоящее время в рамках Федеральной программы развития образования разрабатываются государственные образовательные стандарты второго поколения. Эту работу планируется завершить в 2008 году.
Новое поколение стандартов должно сделать общее образование более доступным и одновременно более качественным.
19. Демченко Александр Викторович (Алтайский край): Смогут ли все желающие получить гражданскую специальность, поступив в учебный центр при воинской части, или же будет производиться предварительный отбор?
Ответ: В рамках приоритетного национального проекта "Образование" предоставляются возможности получения начального профессионального образования только военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в армии, на базе учебных центров Вооруженных Сил РФ.
При этом военнослужащему-срочнику предложена особая модель организации образовательного процесса, в рамках которой он осваивает военно-учетную специальность и, одновременно, образовательную программу начального профессионального образования. Причем военнослужащие осваивают профессии, сопряженные с военно-учетными специальностями по скорректированным учебным планам и программам в сокращенные сроки. С 1 июля 2006 года в трех учебных центрах Вооруженных Сил РФ начата подготовка военнослужащих по следующим профессиям начального профессионального образования: "Повар", "Кондитер", "Машинист подъемно-транспортных и строительных машин", "Слесарь по ремонту автомобилей", "Токарь-универсал", "Машинист дорожных и строительных машин", "Изготовитель хлебобулочных изделий", "Станочник в деревообработке".
Получить гражданскую специальность, а точнее, профессию рабочего, можно в действующих профессиональных училищах и лицеях, а также техникумах и колледжах в каждом субъекте РФ.
20. Малышева Светлана Владимировна (Калужская область): Мы живем в небольшой деревне, и старшеклассники получают образование в более крупном поселке. Когда мы узнали о программе "Сельский школьный автобус" в прошлом году, мы писали коллективное письмо нашему заведующему РОНО о выделении нам школьного автобуса, и нам ответили, что есть участок дороги не асфальтированный, он считается аварийным, т.е. автобус школьный не будет допущен на такую дорогу, ее нужно отремонтировать. Мы обращались в дорожную службу, там ответили, что у них на такой ремонт нет денег. Действительно ли школьные автобусы будут ходить только по хорошим дорогам?
Ответ: В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в общеобразовательные учреждения Калужской области, расположенные в сельской местности, за счет средств федерального бюджета в 2006 году будет поставлено 12 автобусов для подвоза детей в школы. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08 сентября 2006 года No 551 автобусы поставляются Рособразованием в субъекты РФ, а уполномоченные органы субъектов РФ (в данном случае - Министерство образования, культуры и спорта Калужской области) передают их муниципальным образованиям на основании изданных распорядительных документов.
Рособразование не уполномочено решать вопросы использования школьных автобусов, предназначенных для сельских школ, в зависимости от категории покрытия дорог. Вопрос выделения автобуса для перевозки учащихся из деревни в поселок может быть решен Министерством образования, культуры и спорта Калужской области.
21.Прушинский Сергей Анатольевич (Москва): Почему в нацпроекте "Образование" не предусмотрена реализация права детей-инвалидов на инклюзивное образование - образование по месту жительства в массовой школе вместе со своими сверстниками без инвалидности? Почему при строительстве и реконструкции объектов образования не предусматривается безбарьерная среда для учащихся с поражением опорно-двигательного аппарата?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона Российской Федерации "Об образовании" родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения, в том числе и инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации в настоящее время свыше 180 тысяч детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных школах, более 1,5 тысяч детей с нарушениями физического развития обучаются в общих классах с нормально развивающимися сверстниками.
В соответствии с пунктом 3 статьи No 2, пунктом 3 статьи No 24, подпунктом 10 пункта 12 статьи No 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в стоящихся учреждениях образования предусмотрено создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Органами управления образованием субъектов РФ принимаются меры по строительству зданий учреждений образования, включающих в себя безбарьерную среду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушением опорно-двигательного аппарата.
22. Пастухова И.А. (Республика Хакасия): Будет ли предусмотрена в рамках национального проекта доплата за классное руководство в профессиональных училищах?
Ответ: Порядок выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам образовательных учреждений определен постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года No 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных школ" с последующими изменениями от 10 июня 2006 г. No 366.
В соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных названным постановлением, субсидии в 2006 году предоставляются на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя только в общеобразовательных учреждениях.
Вместе с тем, в настоящее время Министерством готовятся предложения по формированию самостоятельного направления приоритетного национального проекта "Образование", предусматривающего меры государственной поддержки образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), внедряющих инновационные образовательные программы. Предполагается, что развитие кадрового потенциала НПО и СПО также станет составной частью участвующих в конкурсе учреждений начального и среднего профессионального образования.
23. Новиков Александр Алексеевич (Рязанская область): Предусмотрено ли введение дистанционного образования школьников? Появятся ли какие-нибудь федеральные программы дистанционного образования?
Ответ: В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном Министерством образования и науки РФ. В настоящее время программы для дистанционного обучения разработаны практически по всем школьным предметам.
24. Петрова Ольга Анатольевна (Вологодская область): Как Вы считаете, необходимы ли в настоящее время методические службы при управлениях образования муниципальных районов? О нас и не вспомнили в ходе реализации национального проекта. Мы финансируемся по остаточному принципу, среди нас не объявляют конкурсов, не поставляют компьютеры, не подключают к Интернету. А ведь мы учителя учителей...
Ответ: Принятие решения о существовании муниципальной методической службы и порядке её финансирования, укрепления материально-технической базы отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Опыт показывает, что если муниципальная методическая служба работает эффективно, вопрос о ее необходимости, как правило, не возникает. В ряде субъектов РФ муниципальные методические службы приняли активное участие в организации конкурсных процедур в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Некоторые из таких служб преобразуются в современные муниципальные методические центры, где с использованием информационных технологий осуществляется повышение квалификации учителей, имеется доступ к обширным методическим ресурсам.
Также в целях активизации деятельности муниципальных методических служб и усиления их влияния на развитие российского образования, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования объявила смотр-конкурс муниципальных методических служб "Методическая служба - основа для реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации", который проходит с января 2006 по январь 2007 года. С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте АПК и ППРО http://www.apkro.ru.
25. Абакумов Александр Николаевич (Республика Татарстан): Почему не является обязательной финансовая независимость школ от централизованных бухгалтерий? Будет ли со временем у школ возможность самостоятельно планировать свой бюджет с учетом регулярного предоставления отчетности?
Ответ: Конечно, идеально, если у каждой школы есть свой бухгалтер. Ведь образовательное учреждение в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" самостоятельно в осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности. Централизованные бухгалтерии не должны ставить школы в финансовую зависимость, а лишь обслуживать образовательные учреждения. Обслуживание школы централизованной бухгалтерией не отменяет ее хозяйственной самостоятельности. При этом надо иметь в виду, что далеко не каждое образовательное учреждение может содержать штат экономистов и финансистов по проведению всех необходимых финансовых операций. Поэтому весьма часто в условиях финансовой самостоятельности школ - обслуживание образовательных учреждений на основании возмездного или безвозмездного договора централизованными бухгалтериями неизбежно.
26. Воронова Анна (Санкт-Петербург): Смогу ли я стать участницей конкурса лучших учителей, если буду преподавателем специализированного учебно-научного центра, точнее, физико-математической школы в его составе? Ведь в этой школе только выпускные классы, много элементов вузовской системы организации работы преподавателей, нет классного руководства, потому что это интернат.
Ответ: Сможете, если:
стаж Вашей работы не менее трех лет;
Вы работаете в образовательном учреждении, реализующем программы общего образования.
Отсутствие классов первой и второй ступени, равно как и классного руководства, не может быть препятствием к участию в конкурсе. Если вы не являетесь классным руководителем, Вы просто получите по этому критерию 0 баллов.
27. Кондратов Иван Владимирович (Хабаровский край): В 2007 году планируется новый конкурс учреждений среднего и начального профессионального образования. Могут в нем принять участие училища, готовящие музыкантов, художников, мастеров народного промысла?
Ответ: В настоящее время Правительством Российской Федерации прорабатывается вопрос формирования самостоятельного направления в рамках приоритетного национального проекта "Образование", включающего систему начального и среднего профессионального образования.
Предполагается, что в конкурсе и его реализации смогут принять участие образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющие инновационные образовательные программы по востребованным экономикой направлениям подготовки и, в первую очередь, для высокотехнологичных производств крупных и средних конкурентоспособных предприятий, а также для выполнения задач национальных проектов "Доступное жилье", "Сельское хозяйство" (в перспективе - "Дороги").
В 2008-2009 годах это направление национального проекта предполагается расширить.
28. Елтанская Элиза Константиновна (Ростовская область): Хотелось бы знать, когда в Ростове-на-Дону и в Ростовской области учителя-победители 2006 года в рамках национального проекта "Образование" получат почетные грамоты Министерства образования и науки РФ, о которых говорится в пункте 3.12 правил конкурсного отбора? Известно, что в Москве подписанные Вами грамоты вручили учителям 5 октября.
Ответ: Почетные грамоты лучшим учителям были получены министерством общего и профессионального образования Ростовской области 2 октября 2006 года. По информации министерства общего и профессионального Ростовской области, почетные грамоты направлены в муниципальные органы управления образованием для вручения в торжественной обстановке на районных и городских праздничных мероприятиях с участием представителей министерства общего и профессионального образования Ростовской области. Мероприятия по чествованию лучших учителей должны быть проведены в канун Дня народного единства.
29. Придворова Екатерина (Брянская область): В феврале 2006 года я стала победителем региональной олимпиады школьников по английскому языку в субъекте федерации Брянская область. Имею ли я право на выплату премии для поддержки талантливой молодежи согласно Указу Президента No 325? Если нет, то почему? А если да, то что мне необходимо предпринять и куда обратиться, чтобы ее получить, так как брянский департамент образования самоустранился от решения этого вопроса?
Ответ: Список лиц, которым присуждается премия для поддержки талантливой молодёжи, утвержден приказами Минобрнауки России (от 9 августа 2006 г. No 208, от 9 сентября 2006 г. No 224 и от 13 октября 2006 г. No 253), куда включены, в том числе, и победители региональных олимпиад и конкурсных мероприятий. В перечни региональных олимпиад, за победу в которых присуждается вышеозначенная премия, входят не все олимпиады и конкурсные мероприятия, проводимые в регионе.
Перечень региональных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии, утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ, исходя из квоты, установленной для региона приказом Минобрнауки России от 9 июня 2006 года No 146. Для Брянской области квота была установлена 15 человек. Очевидно, что число региональных олимпиад и победителей регионального этапа олимпиад школьников было больше, чем квота для субъекта. Помимо олимпиад, в число конкурных мероприятий регионы включали победителей мероприятий, проводимых по другим номинациям (художественное творчество, любительский спорт, общественно значимая деятельность, профессиональное мастерство).
30. Гетман Светлана Викторовна (Ханты-Мансийский автономный округ): Педагоги коррекционных образовательных учреждений, которые остались за рамками национального проекта, ощущают себя учителями второго сорта. Многие их подопечные вряд ли блеснут на научной конференции или олимпиаде, но разве это умаляет труд учителя? Может, есть смысл учредить для них отдельную номинацию?
Ответ: Безусловно, труд педагогов коррекционных образовательных учреждений заслуживает высочайшей оценки. Несмотря на то, что в рамках приоритетного национального проекта "Образование" нет специальных направлений, касающихся данных образовательных учреждений, государство планирует поддерживать их в рамках мероприятий по реализации "стратегии государственной молодежной политики", а именно - в рамках проекта "поддержки молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию".
31. Тойшева Валентина Анатольевна (Республика Марий Эл): С какого срока школа будет пользоваться бесплатным Интернетом? Со дня подключения или подписания соглашения между обеими сторонами?
Ответ: Образовательное учреждение, подключенное к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование", может начать пользоваться сетью с даты подписания тремя сторонами (представителем исполнителя, производящего подключение, территориальным представителем Россвязьнадзора и руководителем образовательного учреждения или уполномоченного им лица) протокола приемо-сдаточных испытаний. Данная возможность описана в тексте самого протокола:
Услуга круглосуточного доступа с неограниченным трафиком к сети Интернет
________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
предоставляется с "___" ____________200__г. до 31 декабря 2007 года.
32. Русак Мария Леонидовна (Ростовская область): В нашей школе есть три учителя, которых по праву можно назвать лучшими. Из них ни один не победил в конкурсе и не получил материальное поощрение. Предусматривается ли нацпроектом какая-то возможность отметить их и таких, как они?
Ответ: Понятно, что в рамках нацпроекта не могут быть награждены абсолютно все лучшие учителя. Их гораздо больше, чем 30 тысяч. В связи с этим во многих регионах введена практика поощрения лучших учителей на региональном уровне. Тем более, что педагоги Вашей школы смогут по представлению школьного совета участвовать в конкурсе в 2007 и 2008 годах.
33. Горбунов Олег Петрович (Ямало-Ненецкий автономный округ): Пожалуйста, внесите ясность, может ли участвовать в конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей заместитель директора, если его учительская нагрузка составляет всего 12 часов? В положении о конкурсе говорится только о нагрузке учителей и ничего о преподающих администраторах.
Ответ: В соответствии с приказом Минобрнауки России от 10 мая 2006 г. No 102 (п. 1.3) права на участие в конкурсе не имеют лица, осуществляющие в образовательных учреждениях только административные или организационные функции. Поэтому, если заместитель директора ведет учебную нагрузку, он может быть участником конкурсного отбора.
34. Разъясните, пожалуйста, как защитить ребенка от агрессии учителя? Учитель оказывает постоянное психологическое давление, является инициатором напряжённых отношений на уроке не только с моим ребенком. Все боятся, т.к. класс выпускной. Как правильнее поступить, не устраивая "свару"? Какие существуют организации или специалисты на районном, городском уровне для корректного разрешения ситуации? Спасибо.
Ответ: Правильный выход из сложившейся ситуации Вам поможет найти педагог-психолог Вашей школы или соответствующего подразделения психолого-педагогического сопровождения регионального Министерства (управления) образования. Педагогами-психологами реализуются специальные программы по формированию навыков эффективного общения, в том числе в конфликтных, наряженных ситуациях, проводятся индивидуальные и групповые консультации. Такая работа проводится как с учениками, так и с педагогами.
Проблему взаимоотношений с конкретным учителем ученикам можно также обсудить с классным руководителем, который, как правило, в подобных ситуациях становится посредником между конфликтующими сторонами.
Информацию о ближайшем психологическом центре и расписание работы специалистов Вы можете узнать в школе или в управлении образования.
35. Швецова Вика (Оренбургская область): Будет ли распространяться проект по подключению к сети Интернет на учреждения дополнительного образования? Зачастую на базе этих учреждений располагаются ресурсные центры, центры дистанционного обучения.
Ответ: Перечень образовательных учреждений (ОУ) определялся в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, к которым относятся:
образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
общеобразовательные учреждения;
общеобразовательные школы-интернаты;
оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением открытого и закрытого типа;
специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;
общеобразовательные школы - интернаты с первоначальной летной подготовкой.
Перечень ОУ согласован главой субъекта РФ, органом управления образованием, территориальным отделением Россвязьнадзора и утвержден совместным приказом Мининформсвязи России и Минобрнауки России от 30 июня 2006 года No 176/85.
36. Бабаев Павел Анатольевич (Омская область): Согласно новой реформе учитель будет получать деньги, исходя из количества учеников. Будет ли учитываться специфика предмета "Иностранный язык", обучение которому проводится в группах не более 15 человек. Неужели преподавателям иностранного языка придется либо преподавать в группах по 30 человек, что заметно снизит эффективность обучения, либо просто получать меньшую зарплату?
Ответ: Новые системы оплаты труда устанавливаются субъектом РФ в соответствии с действующим законодательством.
Оплата труда для учителей иностранного языка и учителей других предметов, где есть деление на подгруппы, может осуществляться с установлением специальных поправочных коэффициентов с учетом сложности и приоритетности предмета для данного образовательного учреждения (по решению региона).
37. Валюхова Анна Владимировна (Ставропольский край): Касается ли национальный проект "Образование" частных школ? Если да, то каким образом?
Ответ: Безусловно, негосударственные образовательные учреждения должны быть включены в приоритетный национальный проект "Образование". Они могут участвовать в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, если на уровне региона определены и нормативно закреплены механизмы финансирования из средств бюджета негосударственных образовательных учреждений.
Кроме того, учителя негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, могут быть участниками конкурса лучших учителей на денежное поощрение.
38. Маркарянц Карина Рафаэлевна (Иваново): Школы прямо сейчас получат доступ в Интернет. Какие образовательные сайты они уже могут посетить?
Ответ: Со списком базовых федеральных образовательных порталов и адресов сайтов с ресурсами для общего образования можно ознакомиться на сайте Рособразования в разделе информационных и методических материалов по приоритетному национальному проекту "Образование" www.ed.gov.ru.
ttp://www.rost.ru
8 декабря 2006 года