06 июля 2006
1607

Андрей Казьмин: Сбербанк добивается права не открывать счета подозрительным лицам

Вчера председатель правления Сбербанка России Андрей Казьмин предложил законодательно закрепить для банков возможность отказывать в открытии счетов клиентам, которые вызывают у банка подозрение. "Иногда проще сразу отказать, чем в течение двух месяцев проверять его", - заключил банкир. Правомерность такого "фейс-контроля" вызывает большие сомнения даже у чиновников "финансовой разведки".

На сегодняшний день ни в одной развитой стране гражданину не могут отказать в праве открыть счет в банке на основании его "подозрительности". Нет пока таких полномочий и у российских государственных органов. Банки же лишь могут (а иногда и должны) обращаться в Федеральную службу финансового мониторинга (ее у нас часто называют "финансовой разведкой") по поводу своих подозрений. Однако в последнее время ФСФМ стала так часто предъявлять претензии российским банкирам по поводу исполнения закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов", что у них, похоже, появляется соблазн вовсе не иметь дела с клиентами, вызывающими хотя бы малейшие, пусть и никем не подтвержденные, подозрения.

В Сбербанке комментировать ситуацию "НИ" отказались, сославшись на то, что пока идея озвучена только главой финансово-кредитной организации и существует лишь в виде высказывания. Поэтому, кроме Андрея Казьмина, никто ничего сказать не может, а сам он отказывается от комментариев. Зато в ФСФМ нам охотно изложили свою позицию.

"Запрещать физическому лицу открывать счет в банке - нарушение его гражданских прав, - считает глава управления надзорной деятельности Росфинмониторинга Дмитрий Скобелкин. - По существующему законодательству определен ряд случаев, когда банку следует сообщить в ФСФМ, например, что человек числится в списке лиц, связанных с террористическими организациями или террористами. Закон не должен допускать произвола со стороны банков, а то ведь так можно и не дать кому-нибудь открыть счет в банке из-за некрасивого лица. Более того, даже если человек, скажем, отбыл срок за причастность к экстремистской деятельности, мало ли что бывает. Теперь он, скажем, инвалид и получает пособие 1,5 тыс. руб. - нам ведь и об этом должны сообщать, но нельзя же таким людям все запретить, даже если они и вызывают подозрение". Как полагает чиновник, наиболее эффективный способ контроля - это не запретить всё и вся, а изучать историю клиентов банка. "Если банк знает, что тот или иной клиент занимался, скажем, аптекарским бизнесом, а затем вдруг начинает торговать ураном - это должно вызвать подозрение, и об этом следует сообщать нам", - пояснил г-н Скобелкин.

"А по-моему, это был бы замечательный закон, - возражает вице-президент Ассоциации российских банков Анатолий Милюков. - От банков сегодня требуют полной ответственности за все дела, приходится отчитываться за каждую операцию, а полномочий нет никаких. Как же можно что-то требовать с банков, если у них самих пока нет самостоятельного права контроля и возможности отказываться от подозрительных клиентов?" Комментируя ситуацию "НИ", банкир, правда, оговорился, что "основания для отказа - очень тонкий правовой вопрос, и решать его могут только юристы".

http://bankir.ru/news/newsline/smi/358/56445
06.07.2006

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован