17 февраля 2009
8779

Андрей Кокошин: `Сталинский джип` совсем не виден

Учёный или инженер при упоминании Политехнического музея сразу представит безбрежье истории науки и техники, которую уже почти 135 лет иллюстрирует, пропагандирует старейшее хранилище плодов изобретательского гения. Для натур творческих в самом его названии оживут диспуты Маяковского и бурные поэтические собрания почти полувековой давности. Всех вероятных ассоциаций и не счесть. А потому непросто найти столь заскорузлых в обыденном бытии современников, кого не опечалит не раз уже всплывавший разговор о том, что Политехническому хорошо бы съехать куда-нибудь за МКАД.

Академики, профессора, Герои Советского Союза и России, руководители известных корпораций и научных центров под председательством первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям Андрея Кокошина отложили дела ради обсуждения концепции создания Российского федерального центра инженерных искусств и технологий "Политехнический музей".

Направлений в концепции, озвученной генеральным директором Политехнического Гургеном Григоряном, немало, и одно другого весомей. Упомяну хотя бы предполагаемое создание информационного центра "Технологии для России: инженерное наследие и инновации". Другие пункты тоже на загляденье, и это всё притом, что, по словам Андрея Кокошина, и сейчас "при скудных ресурсах коллектив делает исключительно много". Депутату особенно приглянулась лаборатория, в которой школьники конструируют и создают самых настоящих роботов. Они и не то могут придумать, вспомним хотя бы Достоевского, считавшего, что если русский мальчик получит карту звёздного неба, то вернёт её переделанной. Но для желаемого размаха музею необходимы ремонт и реконструкция, а для неё по федеральной адресной программе "Культура России" с 2005 по 2009 год выделено лишь 175 миллионов рублей при сметной стоимости в 320 миллионов.

Непросто обстоят дела с пополнением коллекций. В своё время этому помог сам Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, с чьим словом, понятное дело, не спорили. Ныне же всё не так и даже совсем не так.

Чего стоила музею одна тяжба с акционировавшимся заводом имени Лихачёва! Когда-то в благополучные зиловские времена музею предложили забрать бронированный внедорожник, изготовленный для Сталина.

Минули годы, и на предприятии решили поправить дела продажей раритета кому-то из состоятельных коллекционеров. Тогдашнее руководство Министерства культуры словами поначалу поддержало Политехнический. Когда же споры перенеслись в зал суда, то министерский отзыв фактически сыграл на руку автозаводчикам, и "сталинский джип" навечно укатил в неизвестном музейщикам направлении.

Первым о валютных в перспективе площадях замечтал известный в недавнем прошлом бизнесмен Константин Боровой, считавший, что при цене квадратного метра в 6-7 тысяч долларов Политехнический хорошо бы выселить на окраины, а здание его каким-то образом применить на более дивидендные цели. Глас Борового, к несчастью, не остался гласом вопиющего в "каменных джунглях" и время от времени находит отклики соратников по выжиманию доходов из культурного наследия, о чём с тревогой говорилось на прошедшем недавно заседании Совета попечителей Политехнического музея.

Олег Дзюба

www.pnp.ru

17.02.2009

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован