Учёный или инженер при упоминании Политехнического музея сразу представит безбрежье истории науки и техники, которую уже почти 135 лет иллюстрирует, пропагандирует старейшее хранилище плодов изобретательского гения. Для натур творческих в самом его названии оживут диспуты Маяковского и бурные поэтические собрания почти полувековой давности. Всех вероятных ассоциаций и не счесть. А потому непросто найти столь заскорузлых в обыденном бытии современников, кого не опечалит не раз уже всплывавший разговор о том, что Политехническому хорошо бы съехать куда-нибудь за МКАД.
Академики, профессора, Герои Советского Союза и России, руководители известных корпораций и научных центров под председательством первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям Андрея Кокошина отложили дела ради обсуждения концепции создания Российского федерального центра инженерных искусств и технологий "Политехнический музей".
Направлений в концепции, озвученной генеральным директором Политехнического Гургеном Григоряном, немало, и одно другого весомей. Упомяну хотя бы предполагаемое создание информационного центра "Технологии для России: инженерное наследие и инновации". Другие пункты тоже на загляденье, и это всё притом, что, по словам Андрея Кокошина, и сейчас "при скудных ресурсах коллектив делает исключительно много". Депутату особенно приглянулась лаборатория, в которой школьники конструируют и создают самых настоящих роботов. Они и не то могут придумать, вспомним хотя бы Достоевского, считавшего, что если русский мальчик получит карту звёздного неба, то вернёт её переделанной. Но для желаемого размаха музею необходимы ремонт и реконструкция, а для неё по федеральной адресной программе "Культура России" с 2005 по 2009 год выделено лишь 175 миллионов рублей при сметной стоимости в 320 миллионов.
Непросто обстоят дела с пополнением коллекций. В своё время этому помог сам Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, с чьим словом, понятное дело, не спорили. Ныне же всё не так и даже совсем не так.
Чего стоила музею одна тяжба с акционировавшимся заводом имени Лихачёва! Когда-то в благополучные зиловские времена музею предложили забрать бронированный внедорожник, изготовленный для Сталина.
Минули годы, и на предприятии решили поправить дела продажей раритета кому-то из состоятельных коллекционеров. Тогдашнее руководство Министерства культуры словами поначалу поддержало Политехнический. Когда же споры перенеслись в зал суда, то министерский отзыв фактически сыграл на руку автозаводчикам, и "сталинский джип" навечно укатил в неизвестном музейщикам направлении.
Первым о валютных в перспективе площадях замечтал известный в недавнем прошлом бизнесмен Константин Боровой, считавший, что при цене квадратного метра в 6-7 тысяч долларов Политехнический хорошо бы выселить на окраины, а здание его каким-то образом применить на более дивидендные цели. Глас Борового, к несчастью, не остался гласом вопиющего в "каменных джунглях" и время от времени находит отклики соратников по выжиманию доходов из культурного наследия, о чём с тревогой говорилось на прошедшем недавно заседании Совета попечителей Политехнического музея.
Олег Дзюба
www.pnp.ru
17.02.2009
viperson.ru