28 марта 2004
1111

Андрей Колесников: `Волком бы выгрыз бонапартизм`

XV пленум КПРФ оказался знаменательным не только тем, что подтвердил тенденцию, характерную как для левого, так и правого фланга российских политических партий, - раскол и дробление. Этот тренд более или менее очевиден, и он затронул исключительно идеологические партии - праволиберальную и левонационалистическую, СПС и КПРФ. У обеих партий, что характерно, в этой связи резко обострились способности к анализу текущей политической ситуации. Во всяком случае, субботний доклад зампреда ЦК КПРФ Ивана Ивановича Мельникова содержал беспощадный анализ, который удивительным образом приложим не только к коммунистам, но и к правым.

Судьба правой и левой партий будет решаться летом. Коммунисты поорганизованней будут, и потом, дата съезда уже определена - 3 июля. И тем и другим предстоит решать одну и ту же задачу - обновление руководства и преодоление раскола. И у коммунистов, и у правых одинаковый посыл для анализа собственных действий - былые иллюзии по поводу действующего президента. В своем докладе Мельников фактически признал: коммунисты поначалу искренне полагали: Путин - свой. То же самое могут о себе сказать правые. А он взял и оказался "президентом всех россиян". Проницательные коммунисты потом решили, правда, на бумаге, задачку по шахматной композиции, которую задал президент: вместо многопартийной системы он, по оценке Ивана Ивановича, профессионального математика, решил строить систему двухпартийную. Наряду с "правым центром" в этой схеме должна была существовать "аморфная социал-демократическая партия западного образца". И когда власти не удалось сбить с панталыку КПРФ, она начала вербовать под свои знамена ренегатов - от Селезнева и Тулеева до Глазьева и Семигина.

Ситуация на правом фланге была не совсем такая, однако яростные дискуссии по поводу того, уходить в оппозицию Путину или оставаться лояльной партией, определяли весь политико-идеологический дискурс СПС образца 1999-2003 годов. В ситуации, когда Кремль проводил как бы либеральную экономическую политику и подмораживал до разной степени замерзания демократические институты, "работать в оппозиции", как выразился т. Мельников, "стало еще сложнее", да и, по его же словам, "политически конкурировать стало невероятно трудно". Это отсечение из публичной политики идеологических партий и формирование, снова согласно определению Ивана Ивановича, "партии удвоения ВВП" объективно способствовали маргинализации и правых либералов, и левых националистов. Идеи одних активно использовались в реализации экономических реформ и были приватизированы (или национализированы - как угодно) Кремлем, Старой площадью и Краснопресненской набережной без упоминания авторства, а других пытались уничтожить с помощью партийных образований-двойников типа нахрапистого до вульгарности блока "Родина".

Вышеуказанный процесс Иван Мельников обозначил как "новый виток радикально либеральных реформ, начатых Гайдаром и Чубайсом, цинично припудренных идеологией государственного патриотизма". Казалось бы, либералы должны ликовать, предположив, что их реформы получили крепкую политическую крышу. Но такие же причины для радости получили и коммунисты, награжденные за многолетнюю службу отчизне сталинским гимном и словесной риторикой и державной стилистикой, достойных как минимум 70-х годов. Другое дело, что и те и другие понимали: все эти действия власти осуществляются "понарошку" - и реформы бумажные, и державность вербальная. А что происходит на самом деле, до сих пор так никому и не известно. Вот только обе партии оказались там, где они оказались - с разной глубиной залегания.

Бюрократия, докладывал Мельников, победила и олигархические, и криминальные кланы. Получился режим бонапартистского типа: уже не социалистический, но еще не буржуазный. (Дополним Ивана Ивановича: это называется "государственный капитализм".) И потому главная политическая интрига ближайших лет - кто победит бонапартизм по-русски: "буржуазия" или "трудящиеся"? Правые или левые? Кто победит "Едро" - объединенный СПС или объединенная КПРФ? Кто быстрее и эффективнее преодолеет противоречие между участием в политике ("поддакивающей оппозицией") и неучастием (политической аннигиляцией)?

КПРФ, если верить докладчику, выбирает борьбу. Что выбирает СПС, чьи идейные сторонники контролируют как минимум сферы ответственности министерств экономического развития и финансов, а также монетарную и курсовую политику, сказать трудно, потому что, как и прежде, быть в оппозиции своим же "делегатам" весьма неловко. Но курс т. Мельников указал правильно: без борьбы с бонапартизмом и правые и левые не доживут до 2007 года.


Андрей Колесников
Известия
28.03.2004
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000000885
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован