Андрей Андреевич, сейчас активно обсуждается либерализация валютного законодательства. Это и снижение нормы обязательной продажи валютной выручки, и разрешение российским гражданам открывать счета в зарубежных банках, и прочие меры. Насколько необходимо в нынешней экономической ситуации осуществлять либерализацию?
Либерализация - это многосторонний процесс.
Начнем по порядку. Норма обязательной продажи валютной выручки. Валюту покупает не Минфин, ее покупает Центральный банк, и формально эта валютная выручка не увеличивает запасы правительства. Она напрямую не предназначена для погашения государственных долгов. Минфин должен эти деньги купить или взять в долг у ЦБ. У Центрального Банка сейчас достаточные резервы, чтобы частично, за счет кредита правительству, покрывать внешний долг. Часть за счет выручки самого правительства - налоги, экспортно-импортные пошлины, а часть за счет того, что правительство берет в долг у ЦБ, или у кого-то еще. Пока ситуация в стране хорошая в долг можно взять не только у ЦБ.
75% обязательная продажа валютной выручки - эта норма была введена в кризисное время 1998 года, и я думаю, уже полгода назад можно было бы ее снизить. Ничего страшного не было бы. Может быть, через год-полтора снова возникнет такая потребность. Тогда можно будет снова ее ввести, но сейчас ситуация спокойная, и 75% продажа сужает внутренний валютный, межбанковский рынок. Снижение этой нормы послужило бы к развитию межбанковского валютного рынка.
Либерализация экспорта капитала за границу. Я категорически возражал бы против таких мер, о которых сейчас говорят в прессе, как, например, заявительный порядок открытия счетов за границей российскими резидентами. Наши резиденты должны открывать счета в российской банковской системе и обеспечивать работой, загрузкой наши банки и платить за услуги российским банкам-резидентам, пусть даже и с иностранным капиталом. Если будет разрешено открытие счетов за границей, то российская банковская система просто потеряет последний шанс на выживание. Ее просто не будет через 2-3 года. Ведь все крупные предприятия, владельцы больших средств, тут же выведут деньги за границу, и банковская система России будет не нужна для крупного бизнеса и для крупных операций.
Другое дело, как организовать банковский надзор, если эти деньги остаются у нас? Но это уже другой вопрос. Если решение о банковских счетах за границей будет принято, то это станет началом конца российской банковской системы. Я категорически против этого.
Но была ведь такая идея, что если разрешить открытие счетов за границей, то бегство капитала из России уменьшится...
А это третий момент. Если разрешать экспорт капитала, то именно инвестиционного капитала через специальные инструменты. Мне, например, очень нравится идея Российских Депозитарных Расписок (РДР). Я ее всячески поддерживаю и присоединяюсь к тем, кто ее пропагандирует. Российские резиденты могут покупать российский финансовый инструмент, вот этот РДР, выпущенный российскими банками с иностранным капиталом, которые в России зарегистрированы, под акции иностранных компаний. Условно говоря, акции IBM, акции Shell приобретаются и складываются в крупные международные депозитарные банки, обслуживающие такого рода инструменты, и в России эти банки выпускают российские депозитарные расписки, которые легально могут торговаться на внутреннем рынке за рубли. С одной стороны это увеличивает доверие к фондовому рынку внутреннему, развивает его, поскольку дает новый инструмент. С другой стороны это является механизмом легального вывоза капитала за рубеж и контроля над этим вывозом. Всегда будет легальная, официальная статистика, всегда будут легальные, официальные владельцы, а людей, которые легально хотят зарегистрировать вывоз капитала, всегда хватает. Это те люди, которые не отмывают деньги, а хотят вложиться в нечто более надежное, чем акции нефтяных российских предприятий. Я за выпуск РДР и за разрешение резидентам их покупать. Нужно не получение обычных, текущих банковских услуг через счета за границей, а именно инвестиционные вложения в такого рода инструменты. Об этом тоже говорили давно, и я считаю, что необходимость в этом давно назрела.
Получается, что с Вашей точки зрения, либерализация валютного законодательства - это слишком дорогая цена за улучшение инвестиционного климата в России?
Я не очень понимаю, что такое улучшение инвестиционного климата. Какое законодательство мы собираемся либерализовывать? Иностранцы в России чувствуют себя неплохо. Все очень либерализовано. Они могут покупать российские акции за валюту, могут за рубли, могут иметь счета в российских банках в рублях, могут в валюте. Бюрократические, административные препоны, которые есть, можно легко упростить. Словом, иностранцам здесь хорошо. Вопрос о либерализации направлен в обратную сторону, чтобы российские резиденты пользовались услугами мировой финансовой системы. А к этому надо подходить осторожно, очень осторожно.
6 марта 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=11283