Председательствующий призывал нас говорить об устойчивых тенденциях и стилистике. Об устойчивых тенденциях очень хорошо рассказал Владимир Александрович, я себе позволю поговорить о стилистике.
Мы живем в стране, где бесноватый прокурор говорит, что, к сожалению, он не может дать больше 10 лет, и что те, кто пока не сидят, должны подумать. Этот прокурор остается на своем месте и очень себя хорошо на нем чувствует. Гарант конституции не обращается в Совет Федерации с предложением снять Генерального прокурора. Да, по закону Путин не может вмешиваться, конечно, в дела Ходорковского. Хотя мы знаем, хотя он только и делает, что вмешивается. А вот снятие Генерального прокурора - это его официальная конституционная обязанность. Через несколько дней после этого заявления прокурора те самые люди, которые пока еще не сидят устраивают бурную овацию тому самому гаранту конституции, которого как раз такие прокуроры устраивают. Мне кажется, что в будущей видеоистории России эта овация съезда всегда будет демонстрироваться. Это самый яркий результат, итог десятилетия реформ, ведь там же собрались ударники нашего капиталистического строительства. Там собрались те свободные раскрепощенные люди, которых вырастило десятилетие реформ. И мы увидели толпу рабов. Десятилетняя либеральная революция не породила свободного человека, она породила новую генерацию рабов. Причем, в отличие от рабов коммунистических она породила холопов, отягощенных приобретенной ими собственностью и в силу этого способных на гораздо большее холуйство и на гораздо большую подлость.
Теперь я задаю вопрос уважаемой аудитории, а что собственно нас отделяет от того, чтобы этот или какой-нибудь другой бесноватый прокурор закричал цитатами из Вышинского - расстрелять как бешеных псов? Цитаты из Ежова мы уже слышали и из более высоких уст, чем прокурорские. Какие институты гражданского общества, какие политические традиции, какие конституционные гарантии? Ничего - кроме доброй воли одного человека - выпускника Санкт-Петербургского университета, которому кроме всего прочего нравится иногда переночевать в Букингемском дворце или пронестись с ветерком в собственном мерседесе с президентом Шираком от Елисейского дворца до аэропорта Орли. Но мы видим, что этот человек устал и раздражен. И в любой момент все это скромное обаяние буржуазии может ему осточертеть.
У него появился блокнотик, листики которого он характерным жестом перебрасывает с рефреном `прекратить истерику`. Этот блокнотик еще войдет в историю. И очевидно, что этот призыв `прекратить историку` обращен не только к нам, он обращает его к и самому себе, потому что он так же растерян, так же подавлен и так же неадекватен вызовам времени, как и все наше общество, и прежде всего наша элита.
Что остается нашей политической системе в этой ситуации? Здесь было сказано, что у нас нет идеологемы. Как нет? Путин и его окружение совершенно четко сформулировали свою идеологему. Это жандармско-бюрократический капитализм с отцом нации во главе. Это замена ельцинского поколения олигархов на новых так называемых патриотически ориентированных выходцев из спецслужб и главным образом на громадного коллективного олигарха - бюрократию и ее вооруженные отряды - силовые структуры. Мало того, что эта идеологема и эта модель потрясают своим эстетическим и интеллектуальным убожеством. С этим можно было бы даже и примириться. Но она же абсолютно неэффективна, она обрекает страну на маргинализацию, деградацию и распад. Я не согласен с тем, что она может существовать десятилетия. Никакие ни десятилетия, даже несмотря на то, что благодаря нашим замечательным американским друзьям и союзникам высокие цены на нефть будут еще держаться довольно долго. Я полагаю, что это система рухнет просто в результате экономического и социального кризиса и не доживет даже до окончания второго путинского срока.
Последнее время во всех либеральных тусовках приходится слышать сентенции типа: `Призыв Чубайса был обращен к избирателям демократического толка. Буквально рискуя головой лидер СПС идет на прямую конфронтацию с Путиным и сжигает за собой мосты`. Я как-то скептически относился к этому до вчерашнего дня. Но открываю вчера газету - интервью А. Чубайса `Тактический союз `Дьяволом`. О! Наконец-то, началось, Чубайс анализирует ошибку СПС, активно включившегося в 1999 году в операцию `Наследник`, признает свою ответственность за построение авторитарного режима и начинает борьбу с ним. Читаю - ничего подобного. Он говорит о каких-то анонимных национал-социалистах, силовиках, и главным образом, о еще гораздо более отвратительном Явлинском, который, оказывается, заключил тактический союз с национал-социалистами. А что касается Путина, то только исключительно в контексте мудрого вождя, который неоднократно посылает один за другим особо значимые сигналы о том, что пересмотра курса нет и не будет. Где же этот неистовый карбонарий, который рискуя головой идет на прямую конфронтацию и сжигает мосты?
Не хотелось бы мне вступать в дискуссию с Рыжковым, чье выступление мне очень понравилось. У меня есть собственные претензии к `Яблоку`. Мне хотелось бы, чтобы они в своей критике режима акцентировали персональную роль Путина более четко. Но все же, Владимир Александрович, нельзя ставить на одну доску людей, к которым можно предъявлять подобные претензии, и тех, которые сознательно шаг за шагом этот режим строили. Вы справедливо упомянули и позицию по Чечне в 1999 году, и их роль в удушении НТВ и общую философию российского Пиночета, который поведет железной рукой страну по либеральному пути. Ясно, что Чубайс не сможет возглавить союз демократических сил и, говоря об этом союзе, нужно выйти из парадигмы союза партий, это должно быть гораздо более широкое объединение. На выборы пойдут люди, которые вообще никогда может быть не голосовали, потому что сегодняшние тенденции тревожат очень многих.
Неважно, кто именно станет кандидатом на пост президента от этого союза. Пусть это будет Явлинский, пусть это будет Рыжков, пусть это будет Рыжов Юрий Алексеевич, но это должен быть человек, который будет не бороться за хорошего Путина против плохих чекистов, отстранивших замечательного Волошина, а четко артикулирует опасность путинского режима для страны и бросит ему вызов. Да, он не победит на этих выборах, потому что они будут проходить в атмосфере истерии так называемой борьбы с олигархами. Но 20%, которые может получить этот кандидат, очень важны. Они ограничат степень того маразма, до которого может дойти режим, а когда он неизбежно столкнётся с серьёзным кризисом, востребованы будут только те силы, которые нашли в себе мужество бросить ему вызов на президентских выборах 2004 года. Если единственной такой силой останутся коммунисты, то, значит, востребованы будут коммунисты.
httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/691.html
http://nvolgatrade.ru/