По мнению директора Центра Стратегических исследований Андрея Пионтковского, все административные рычаги теперь сосредоточены у Дмитрия Козака. Известный политолог заявил в интервью обозревателю Страны.Ru Филиппу Стеркину, что функции главы аппарата правительства важны не менее, чем разработка законопроектов, поскольку именно на уровне распоряжений определяется направление финансовых потоков.
- Андрей Андреевич, как вы считаете, изменится ли с появлением в правительстве Дмитрия Козака роль администрации президента? Не переместится ли теперь центр тяжести со Старой площади в Белый дом?
- Мне тоже показалось, что ключевое имя во всех назначениях - это Козак. При Касьянове администрация и правительство были двумя институтами, между которыми была четкая грань. Теперь это единый организм.
Основная цель реформы - это управляемость правительства. И точно так же, как задолго до этого Совет Федерации, а потом Дума превратились в подотделы администрации президента, так и теперь проведена зачистка кабинета министров.
Все разговоры о том, что произошла смена команды ни на чем не основаны - и в экономическом, и в силовом блоках ключевые фигуры остались на своих местах. А центральные позиции заняли Дмитрий Козак и Герман Греф, получивший суперминистерство. Ведь административные рычаги в руках у Козака, без чьего ведения не проскочит ни одна бумажка, ни одно распоряжение. А это не менее важно, чем разработка законопроектов, поскольку именно на уровне распоряжений определяется направление миллиардных финансовых потоков. Содержательное же наполнение работы правительства закрепляется за Грефом. Таким образом Путин через этих близких ему людей устанавливает полный личный контроль над правительством. И им предстоит играть куда более важную роль, чем Фрадкову и Жукову, ставшему вице-премьером.
- То есть Фрадков и Жуков будут царствовать, но не править?
- Основная роль Фрадкова будет заключаться в публичных визитах в Кремль к президенту. А Жукова даже жаль - вице-премьер без министерства реальной властью не обладает. Вроде бы он должен координировать действия министров. Кого же он будет координировать? Неужели Грефа? Жуков, как бледная тень отца Гамлета, воплощает идею правительства парламентского большинства. Более того, будущий уход Фрадкова и Жукова позволит продолжить уже ставшую обыденной практику и списать на них все неудачи и все негативные последствия непопулярных реформ.
- Дмитрий Козак считался одним из наиболее либеральных членов администрации Путина. Не приведет ли его переход в правительство к тому, что на президента усилится влияние со стороны силовиков?
- Окружение президента - это одна команда. Возможно, есть конкуренция между кланами или отдельными личностями, но идеологических противоречий между этими людьми нет.
Вообще, у меня за последнее время сложилось мнение, что все разговоры о борьбе либералов и чекистов - большое преувеличение. Это люди идеологически близкие. Кто такие наши либералы, и в том числе их `гуру` Анатолий Чубайс? Это люди, мечтавшие о Пиночете, который железной рукой поведет страну к торжеству либеральных идей в экономике. Они никогда серьезно не протестовали ни против концепции управляемой демократии, ни против ограничения свободы прессы, и считают, что при замкнутой на одного человека государственной системе реформы проводить проще. А кто такие наши силовики? Это люди, которые никогда не выступали против частной собственности, коль скоро успели вкусить все ее прелести.
Про либералов и силовиков можно, скорее, сказать, что они дополняют друг и друга. И сила Путина как вождя бюрократии именно в том, что он органично воплощает собой этот их синтез.
Национальная информационная служба Страна.Ru
http://nvolgatrade.ru/