Я хочу вернуться к теме, которая обозначена в заглавии повестки дня. Основная опасность на пути продвижения к постиндустриальному обществу заключается в том, что никакого движения в ближайшие 4 или 8 лет или пожизненно, в зависимости от внесенных в конституцию изменений, не будет так же, как его не было за последние 15 лет. Вызов постиндустриального общества - был вызов, с которым столкнулся Советский союз и на который он не смог ответить в силу архаичности своей экономической и политической системы. В то же время Советская система была достаточно сложна, она содержала большой потенциал для продвижения к постиндустриальному обществу. Это высокий образовательный и научно-технологический уровень. 80 000 наших соотечественников, наши лучшие специалисты в области информатики, физики, биологии успешно работают сейчас на Западе, как раз полностью вписавшись в постиндустриальное общество и развивая его.
Но дело в том, что хотя та, условно говоря, буржуазная революция, происшедшая в конце 80-х и 90- годов, и использовала лозунги о демократии, о переходе к постиндустриальному обществу, основной ее движущей силой, как теперь совершенно ясно в ретроспективе была коммунистическая номенклатура, которую интересовала просто конвертация своей абсолютной коллективной политической власти в громадную экономическую и финансовую власть отдельных ее представителей. Поэтому у нас и сложилась олигархическая система слияния бизнеса и власти, одним из самых печальных аспектов которой явилась демодернизация страны. Именно тот потенциал и был в значительной степени утерян в ельцинский период.
Теперь что касается путинского периода. Давайте забудем о том, как Путин пришел, о том, что он был назначенцем тех же самых олигархов, самого хищного их клана, не будем перечислять всех персонажей, которые привели его к власти. Предположим, что оказавшись у власти, он осознал себя как бунтарь против этой системы, как ее модернизатор. Но дело в том, что в силу свой политической ментальности, он выбрал и пытался осуществить путь так называемой авторитарной модернизации, создавая модель жандармско-бюрократического капитализма с отцом нации во главе.
И основной вопрос, который в той или иной форме поднимали сегодня все выступавшие: а может эта модель авторитарной модернизации обеспечить продвижение к постиндустриальному обществу? Категорически нет. Делягин это объяснил прискорбными личными качествами правящей элиты. Это совершенно верно. Это элита, выросшая из операции по конвертации власти в собственность. Есть примеры Южной Кореи, Японии, где, действительно, есть государственно ответственная, свободная от коррупции элита, которая успешно провела модернизацию этих стран.
Но есть еще одна более глубокая причина. Мы же забываем о том, что все эти примеры, на которые ссылаются и которыми вдохновляются идеологи путинской администрации, это примеры перехода от аграрного общества к индустриальному, который проводился авторитарными средствами. Да, такую же модернизацию и Сталин провел в Советском союзе, только гораздо более жестокими средствами. Эта модернизация имеет свои пределы. С ней столкнулась Япония в начале 90-х годов, и она уже топчется в течение 10 лет, не продвигаясь вперед. С ней столкнулась Южная Корея. Кризис в юго-восточной Азии 1998 года был кризисом исчерпанности авторитарной модернизации перехода от аграрного общества к индустриальному. Корея меняет модель, так же как Тайвань, так же как и Сингапур, на который здесь ссылались. И попытка осуществить постиндустриальную модернизацию авторитарными средствами - это абсолютно тупиковое направление. Если бы даже сегодняшние так называемые патриотически ориентированные олигархи и бюрократия спецслужб со всеми своими мерседесами, карденами и часами Патек Филипп на правой руке вдруг превратились бы в товарищей Василиев, падающих в голодные обмороки, все равно они ничего бы не смогли сделать. Они могли бы успешно решить задачу модернизации, если им нужно было обеспечить, чтобы страна копала котлованы или создавала атомную бомбу.
Постиндустриальная модернизация требует свободы. Воздуха свободы. В непонимании этого обстоятельства и заключается глубочайшее заблуждение всех наших модернизаторов. Это и идеология чекистов и правых, мечтавших о Пиночете, который железной рукой поведет Россию к либеральным реформам. Проект Путина в 1999-м году - совместное предприятие и правых, и чекистов, и ельцинской семьи, которую волновало свое собственное выживание.
Время сейчас очень спрессовано, и на эту новую вариацию классической модели Русской Власти нет ни 300, ни 70 лет, и продлится она намного меньше. Хотя с другой стороны, если говорить об оппозиции, я не вижу никаких возможностей для содержательной оппозиции, этому режиму, потому что его политтехнологи, по существу, обеспечили ему элексир политического бессмертия, соединив вместе технологии активных мероприятий КГБ и современнейших телевизионных американских пиар-технологий. Сочетая эти методы, они могут удерживаться у власти сколь угодно. Единственным ограничением является абсолютная экономическая и социальная бесперспективность этой системы, которая поставит ей объективные временные пределы.
httр://www.ореn-fоrum.ru/mееting/800.html
http://nvolgatrade.ru/