23 ноября 2004
3533

Андрей Сахаров: Скажу сразу, что 4 ноября не произошло ничего.

Добрый день, уважаемый Андрей Николаевич. Расскажите, пожалуйста, что произошло 4 ноября в далеком для нас 1612 году, чтобы вдруг сделать этот день, спустя столько лет, государственным праздником и обязать всех граждан нашей страны праздновать его?


Отвечая на этот вопрос, скажу сразу, что 4 ноября не произошло ничего. Произошло что-то 1 ноября, что-то 5 ноября. Если мы обращаемся к старому стилю, то 22 октября поляки в Кремле капитулировали. Выпустили из Кремля сидельцев, заложников. Среди них был Михаил Романов, будущий царь. Если вы к этой дате прибавляете, как это положено для 17 века десять дней, в силу расхождения между Юлианским и Григорианским календарем, то у вас получается дата 1 ноября. Если вы прибавляете к дате 26 октября, когда поляки капитулировали и открыли Кремль, десять дней, у вас получается день 5 ноября. А день 4 ноября был установлен в 18-м году, когда наша страна перешла на Григорианский календарь. А в 20 веке прибавляли, как положено датам 20 века, 13 дней. Так вот произошла ошибка и вместо десяти дней к дню 22 октября прибавили 13 дней. И получилось 4 ноября. 22 октября был день не только капитуляции поляков, но и день, когда некоторое время спустя Михаил Романов утвердил празднование иконы Казанской Божьей Матери, которая была в лагере Минина и Пожарского и считается, она помогла достигнуть победы и освободить русскую святыню - Кремль. И вот с тех пор и пошло 22 октября или почему-то 4 ноября по стилю уже для 20 века. Но это вопрос несущественный. Можно отмечать и 4 и 5, правильнее было 5 ноября, конечно. Но вопрос в другом: почему сегодня вдруг встал вопрос о праздновании этой даты? Потому что это событие в течение веков никогда не забывалось российской историей, российским народом. Это событие, которое праздновалось в течение столетий всей Россией. Это был праздник общенародный. Это был праздник, который возник не по указке государевой, этот праздник возник стихийно. И когда он после 17 года отошел в тень, это было несправедливо, это было прискорбно и это было антиисторично. И сегодня, уже в новых исторических условиях, в условиях деидеологизации праздника, в условиях свободы - мы вновь выдвигаем этот праздник на первый план, вспоминаем о нем, с уважением говорим о нем, потому что именно события конца октября 1612 года по старому стилю действительно всколыхнули всю Россию, объединили ее. В ополчении Минина и Пожарского шли и русские, а татары, и удмурты, и чуваши, и марийцы, другие народы Поволжья, Приуралья. Шли все слои населения - и бояре, и дворяне, и дьяческая среда, казаки, руководителями этого ополчения были Минин и Пожарский, а вдохновителями этой борьбы явились русские православные лидеры, в первую очередь патриарх Гермоген, бывший в заточении в Кремле, и монахи Троице-Сергиевского монастыря. И освобождение Москвы, и окончание смуты произошло благодаря усилиям всего народа, всех его слоев, всех национальностей России. Во-вторых, важно подчеркнуть, что это было событие эпохальное, ключевое в истории России. Известно, что в период смуты рухнула российская государственность. Распалась приказная система. Разрушилась армия. Грабежи и разбои захватили всю страну. Наблюдался упадок культуры. Страну разъедал регионализм и сепаратизм. Каждый город, каждый уезд перестали себя ощущать частью единого государства, единой страны. В нашу внутреннюю смуту вмешались поляки и шведы. И понятно, что освобождение Кремля, воссоздание российского государства, воссоздание российского правления, армии, экономики содействовало общему цивилизационному возрождению, и дало замечательную основу для будущего России. Вот почему мы возвращаемся к этой дате.

12:56 Сергей Хвостовец, Магнитогорск
Не кажется ли Вам, что вся эта возня с праздниками абсолютно никому не нужна, кроме политиков, желающих таким способом попасть в историю?
На вопрос Сергея Хвостовца из Магнитогорска мне хочется ответить следующим образом. Не думаю, что этот праздник является "политической возней и желанием политиков обязательно попасть в историю". Я думаю, что возврат этого праздника независим от идеологии, независим от политических устремлений. Это событие огромного цивилизационного значения в истории России, которое сегодня занимает достойное место в нашей современной истории и становится достоянием современных поколений. Я думаю, что это будет справедливо, если наши государственные органы будут этому всячески содействовать. Во всяком случае, мы - историки - долгие годы недоумевали, почему это событие ушло в тень в течение десятилетий в истории нашей страны, в истории предшествующих поколений. И теперь это недоумение вполне рассеивается. И это нормально, исторически логично, естественно.

13:03 Елена Сотникова
А как Вы считаете, 4 ноября приживется? Ведь для того чтобы это случилось, надо как минимум хорошо преподавать историю отечества в школе. А как сегодня преподается история - знают все - достаточно взять в руки учебник "История России". Что делается Вашим институтом, чтобы наши дети достойно знали историю своего государства.
Отвечая на вопрос Елены Сотниковой, приживется ли день четвертого ноября, я думаю, что поскольку этот праздник возник как праздник стихийный, общенародный, как праздник, который существовал в течение долгих столетий, он не может не стать достоянием нашего народа. Но беда в том, что за последние десятилетия об этих событиях у людей наших сложилось смутное представление. В прошлых учебниках истории об этом сказано скороговоркой. Очень мало говорилось о роли всех слоев населения. Совсем замалчивалась роль православной церкви и патриарха Гермогена. Я думаю, что если сегодня мы вернемся к этому празднику, то и историкам, авторам учебников по истории России, преподавателям истории, прежде всего, и общественным деятелям, журналистам, я думаю, и государственным деятелям надо постоянно возвращаться к этим событиям, напоминать о них. А историкам и всем специалистам, кто связан с этими событиями, постоянно рассказывать о них, напоминать, показывать замечательные свершения наших людей российских, патриотов того времени. Обращаться к ярким патриотическим поистине общенародным фигурам тогдашних дней, таким как Минин и Пожарский, таким как патриарх Гермоген, таким как те бояре, которые взяли в свои руки управление государством после освобождения Кремля от поляков. Это были замечательные люди и замечательные патриоты. Вы спрашиваете, что делается нашим институтом, чтобы наши дети знали историю. Институт российской истории очень много делает для этого. Во-первых, идет научная разработка очень многих проблем истории, которые за последние десятилетия либо извращались, либо замалчивались, либо уходили в тень. Во-вторых, мы создаем новое поколение учебников по истории России. Так, наш институт создал учебники для 6, 7, 8, 9 и 10 класса. Сейчас заканчивается учебник для 11 класса средней школы по российской истории. Я бы сказал, что главной особенностью этих учебников нового поколения, является то, что они показывают российское общество в целом - от древности до современности, эволюцию всех его сословий, слоев, показывают всех наиболее крупных государственных деятелей, общественных деятелей, деятелей культуры, полководцев, независимо от принадлежности к тому или иному сословию, к той или иной, я бы сказал, идеологической парадигме прошлого или к той или иной политической оценке прошлого. Для нас это вся наша история. Все эти люди - наши предки. Мы хотим знать о них все. Это наша великая, трудная, замечательная история.

13:07 Ольга Павленко, г.С-Петербург
Уважаемый Андрей Николаевич, некоторые политические деятели заявляют о том, что 4 ноября как даты в истории России никогда не было. Москва была освобождена от поляков - 9-10 ноября. Так ли это?
У Ольги Павленко есть сомнения относительно того, что день 4 ноября является недостоверным. Я думаю, что ваши сомнения, Ольга, справедливы. Я уже говорил об этом, отвечая на первый вопрос. Действительно, если брать в качестве основной даты окончания событий смутного времени - это будет 26 октября, когда поляки сложили оружие и открыли ворота Кремля. Русская святыня была освобождена. Смутное время закончилось. Прибавляем 10 дней по хронологии 17 века в силу расхождения календарей Юлианского и Григорианского и получаем 5 ноября. Что касается 9 и 10 ноября, это даты уже несущественные. В это время каких-то событий крупных не происходило. Я хочу подчеркнуть, если традиционно сложилось так, что на поверхность выплыла дата 4 ноября, то она хотя и не является абсолютно достоверной, но, тем не менее, связана с этими замечательными днями, которые длились от 22 октября до 26 октября по старому стилю. Что касается меня, я бы предложил дату 5 ноября, как дату абсолютно хронологически достоверную.

13:10 Эдуард Жарковский
Уважаемый Андрей Николаевич, а как обстоят дела с днем Конституции в других государствах? Насколько я помню, в нашем государстве это день отмечается как государственный праздник уже много десятилетий, правда он постоянно меняет свою дату, в зависимости от того когда принималась Конституция. Почему по-вашему сейчас предлагается вовсе отказаться от Дня Конституции? Правильно ли это?
Что касается Дня Конституции, то, я думаю, что этот праздник абсолютно политический, абсолютно подвижный. Конституция временами меняется. И, естественно, передвигается и празднование Дня Конституции. Так было, кстати, многократно и в нашей стране. Поэтому, я думаю, что справедливо высказывается мнение по поводу того, что в известной степени День Конституции по своему значению и государственному, и политическому дублирует День России, который празднуется 12 июня. Я думаю, что это день, уже вошедший в историю страны, день стабильный, постоянный, я думаю, что он лучше отражает становление новой российской государственности, нежели День Конституции. Что касается других стран, то в одних - празднуется день конституции, в других - нет, это зависит от истории страны, от ее традиций.

13:13 Вадим
Не кажется ли Вам, уважаемы Андрей Николаевич, что такое привольное отношение к праздничным дням, не пойдет на пользу нации, ее единению, не послужит консолидации общества? Праздничные дни не назначаются сверху, они принимаются всем народом, например, как День Победы! И с эти ничего не поделаешь, а переписывать через каждые несколько лет историю страны и ее праздники дело весьма неблагородное и даже опасное.


Отвечая на вопрос, я скажу, что его автор, Вадим, совершенно прав. Фривольное отношение к праздникам недопустимо. Ведь праздники, как правило, не назначаются сверху. Они принимаются народом. Именно к таким праздникам, который и был принят народом, как святой праздник, и был праздник освобождения Кремля и окончания смуты. И теперь именно он возрождается как общенародный праздник, как стихийный праздник, который в течение десятилетий замалчивался. Таким же общенародным праздником является и День Победы. Отметим, что эти праздники не идеологизированы, не политизированы, это народные праздники, выросшие из стихийного отношения народа к этим событиям, выросшие из трагедии и окончательной победы.

13:18 Сергей Макаренко
Насколько правомерно с исторической точки зрения название 4 ноября - Днем единения? Да, 4 ноября - начало изгнания поляков, есть такая историческая дата в календаре нашего Российского государства. Но почему именно сейчас, спустя столько времени, решили вспомнить об этом дне и сделать его государственным праздником? Не только ли затем, чтобы заменить его на ненавистный сегодняшним властям день Октябрьской революции? Но ведь если это так, то о каком единении может идти речь - речь может идти только о разъединении.
Что касается праздника 4 ноября и того, может ли он называться Днем единения, я думаю, что может, поскольку в конце октября 1612 года именно единство народов в борьбе против смуты, стремление к установлению порядка и нормальной жизни, продемонстрированное всем народом, всеми национальностями России, всеми ее конфессиями, всеми слоями, как раз и составляло сущность этих октябрьских событий. Что касается того, что мы сейчас решили вспомнить об этом дне, это случилось не вдруг. Этот поворот вызревал в течение долгого времени. По мере воссоздания неискаженной объективной истории нашего отечества. И по мере того, как уже в 90-е годы, в начале 21 века, мы общими усилиями стали наводить порядок в собственном доме после бурных перипетий 90-х годов. Я не думаю, что это сделано в противовес ненавистного властям дня Октябрьской революции. День Октябрьской революции останется в истории страны, и он будет праздноваться теми слоями населения, которые связали именно с этим днем свою судьбу и свое мировоззрение. Но события 90-х годов показали, что большинство населения думает по-другому. Большинство населения вернулось к тем ценностям, и прежде всего к таким мировым явлениям и мировым рычагам цивилизационного развития, как частная собственность, как рыночные отношения, как равноправное партнерство со всеми странами и народами мира, и к тем ценностям, которые отрицала Октябрьская революция. Конечно, на каком-то этапе нельзя будет говорить о том, что в ноябре месяце 4 или 5 числа мы будем праздновать день единения, поскольку большая часть народа будет исповедовать свои прежние ценности, и это нормально. Но время неумолимо движется вперед. И история все расставит по своим местам.

13:22 Светлана
А по Вашему зачем затеяна эта кампания с реформированием праздников?
Что касается вопроса, связанного с кампанией по реформированию праздника, то я на этот вопрос уже ответил достаточно пространно, я думаю, что эти ответы вас удовлетворят.

13:24 Александр
Что такое государственный праздник, какую смысловую нагрузку он несет?
Очень интересный вопрос задает Александр: что такое государственный праздник? На мой взгляд, государственный праздник - это средоточие основных общенародных тенденций самого позитивного, самого светлого, самого благородного начала, которое способствовало процветанию народа, сохранению его государственности, культуры, независимости, и всего, над чем трудился народ, все поколения, все сословия, все слои, все деятели в течение долгих веков. И такой праздник, такая дата, такое явление как бы суммирует все эти усилия народа, подчеркивает это и вдохновляет людей на будущие благородные светлые дела, на пользу отечества.

13:27 Игорь, г. С-Петербург
Сегодня сказали, что новогодние праздники в 2005 году продлятся до 10 января. Это как понимать: заигрывание перед ленивым народом, или же у нас в экономике все так хорошо, что вся страна может не работать 10 дней и никаких последствий для экономики. С чем Вы связываете увеличение и так достаточно продолжительных новогодних праздников?
Игорь и Санкт-Петербурга подозревает, что удлинение новогодних праздников связано с заигрыванием перед ленивым народом. Я вас хочу спросить, Игорь, как вы себя чувствуете в первые новогодние дни. Я думаю, что и у вас, и у всех ваших близких, у ваших друзей и родственников, у которых есть дети особенно, есть горячее желание эти праздники продлить как можно дольше, побыть с детьми, отдохнуть после Нового года. И вы сами прекрасно понимаете, что новогодние праздники в нашей стране, как правило, длятся от Нового года до Старого Нового года. И, я думаю, что решение о некотором продлении новогодних праздников просто констатирует эту сложившуюся историческую ситуацию. Я думаю, что в это время всем нам будет хорошо.

13:30 Елена, Москва
А какие бы Вы, уважаемый Андрей Николаевич, предложили для всей страны новые праздники, связанные с историческими датами? Какие события, нашей многовековой истории лично Вы считаете наиболее значимыми для России? Спасибо за ответ.
Что касается меня и того, какие бы я предложил новые праздники, связанные с историческими датами, я бы сказал уже то, что и было сказано до этого: праздники не целесообразно предлагать. Они сами рождаются в гуще народа, в гуще исторических событий. И, конечно, к таким датам относится и дата окончания смуты. Я бы эту дату восстановил в качестве общенародного праздника России и как празднование, и как урок для любителей будущих смут. А что касается исторических дат, то их немало. Многие из них забыты. И сейчас наш Институт российской истории РАН совместно с общественными государственными структурами разрабатывает список дат, на которые следует обратить внимание и в нашей общественной жизни, и в СМИ для того, чтобы возродить, вспомнить все лучшее, что было в истории нашего народа и воспитывать на этом современные поколения.

13:35 Мария
Несмотря на то, что я никогда не была коммунисткой, я против исключения из праздничных дней 7 ноября. Надо уважать свою историю. Вот французы не отказались от дня взятия Бастилии - этот день празднуется у них до сих пор, а Марсельеза стала гимном государства. Не будь 7 ноября, навряд ли, сын уборщицы и простого рабочего стал бы президентом. Да и мои родители - дети простых рабочих не получили бы высшего образования. Нельзя перечеркивать 80 очень трудных и героических лет собственного народа. Я считаю это предательством по отношению к тем, кто жил, работал и отдавал свои жизни за Россию в это период времени.
Что касается исключения из праздничных дней 7 ноября, то, я полагаю, что это было бы правильно с цивилизационной точки зрения. День, который ознаменовал приостановление развития российской цивилизации благодаря ликвидации частной собственности, рыночной экономики, гражданского общества, прав и свобод всех людей страны, ликвидация этого праздника, как государственного, была бы справедливой, но одновременно день 7 ноября мы должны оценивать как крупную историческую дату в истории нашей страны, уважать людей, кто был предан и остается предан этой дате и тем цивилизационным ценностям, которые она знаменует. И это нормально для любого цивилизационного общества. Мария, задавшая этот вопрос, говорит, что, не будь 7 ноября, сын уборщицы и простого рабочего вряд ли стал бы президентом. А я вам могу ответить, что во многих странах во главе крупных государств стоят отнюдь не дворяне и не бояре, не титулованные личности, а именно сыновья простых рабочих, служащих, крестьян и примеры этого мы могли бы найти и в истории Франции, Англии, Германии, США. Я думаю, что именно после событий 90-х годов сын уборщицы и простого рабочего стал президентом, не будучи принадлежащим к партийной номенклатуре, не будучи секретарем обкома, членом политбюро и так далее. Об этом тоже надо помнить.

13:38 Иванов Дмитрий
Уважаемый Андрей Николаевич!
В Российской Федерации в разряд государственных введены православные праздники - Рождество Христово и Пасха (последняя, правда, и так всегда приходится на воскресение; но на Рождество у нас праздничный выходной день).
Не является ли, с Вашей точки зрения, возведение православных праздников в разряд государственных ущемлением прав представителей других конфессий (католиков, мусульман и т.п.). Ведь, несмотря на то, что в современной России к православной культуре принадлежит подавляющее большинство населения, велика доля неправославных, причм многие поколения проживающих на территории страны.
Как в других многоконфессиональных странах решается подобный вопрос о религиозных праздниках?
Не считаете ли Вы возведение религиозных праздников в разряд государственных нарушением принципов светского государства?

С уважением,
Иванов Д.И., 30 л., технолог.

Что касается религиозных праздников, православных праздников, которые оказались в разряде государственных, я думаю, что здесь не все так просто и так корректно. Россия является светским государством. Церковь у нас отделена от государства и государство от церкви. Кроме того, Россия является многоконфессиональной страной. И потому, было бы логичным сохранять эту светскость и применительно к установлению государственных праздников, либо, если какие-то исключения и будут существовать или существуют, в частности, праздники Рождества Христова и Пасхи, то, я думаю, следовало бы в связи с этим рассмотреть вопрос и относительно того, чтобы обратить внимание на крупнейшие мировые праздники, скажем, мусульманского мира, и каких-то других религий.

13:54 Валерий
Уважаемый Андрей Николаевич!
Праздничные дни - это всегда хорошо. Особенно, если речь идет о новогодних каникулах. Но зачем менять сомнительный с современной точки зрения день национального единства 7 ноября на не менеее сомнительную дату 4 ноября. Если имеется ввиду подчеркнуть общенациональное единство русского народа, то что же получается? В 1612 году шла братоубийственная война. Чуть не половина тех людей, засевших в Кремле. которых мы называем поляками были что ни на есть русскими и православными и жили в государстве, именовавшемся Речью Посполитой и состоявшем чуть не наполовину из населения западнорусских, украинских и белорусских земель. Мы что, хотим поссориться с этими народами или с католической церковью? Кроме того, освобождение Москвы произошло 26 октября 1612 года по старому стилю и соответственно 26 октября +13 дней = 8 ноября 1612 года. Где историческая логика? Если же под видом дня общенационального единства нам предлагают праздновать день Казанской божией матери, то нелишне напомнить, что по Конституции. Россия является светским, многонациональным и многоконфессиональным государством. Логика опять не просматривается. И, наконец, вопрос к вам, как к историку: в вашем учебнике написано, что конец Смутного времени наступил с избранием на царство новой династии в 1613 году. Нам же предлагается праздновать один из эпизодов (пускай и значимый) Гражданской войны 17 века. Где тут историческая правда и чем она отличается от правды заложенной в праздновании 7 ноября?
Что касается последнего вопроса, то хочу еще раз подчеркнуть, что день окончания смуты - это праздник не освобождения Москвы от поляков, это день окончания внутренних неурядиц, междоусобиц, кровопролитий, грабежей, гибели российской государственности, это день возрождения прежде всего России, это день внутреннего возрождения страны. А польская интервенция, захват шведами севера страны были сопутствующими обстоятельствами этой смуты. Что касается ваших размышлений, Валерий, относительно самой даты, то вы совершенно правы. К 26 октября надо прибавлять 10 дней соответственно для 17 века. Хотя все почему-то прибавляют 13 дней, хотя 13 дней - это прибавление, свойственное только 20 веку. А что касается 4 ноября, то этот день действительно является праздником иконы Казанской Божьей Матери. И вы правы, что Россия является светским государством, многонациональным и многоконфессиональным. И нам было бы логично отмечать день окончания смуты и единение страны, всего народа, всех его сословий и конфессий 26 октября 1612 года плюс 10 дней - итого: 5 ноября.

В заключение мне хочется сказать, что мы с вами обсудили исключительно интересное, исключительно важное событие, которое назревает в нашей современной истории. Хочу отметить, что я глубоко удовлетворен характером вопросов, знанием дела, истории, хронологии со стороны моих оппонентов. Хочу также отметить, что и вас, и, думаю, что не только вас, но и всех, кто следил за этой полемикой, близко затрагивают судьбы нашей страны, нашей родины, ее истории. И это говорит о том, что мы сегодня действительно вступаем в новый цивилизационный круг, и эта полемика, эта дискуссия, эти вопросы подчеркивают огромную заинтересованность в судьбах страны на новом витке ее истории и огромной веры в самые благоприятные перспективы на будущее.



2004-11-23


http://www.izvestia.ru/media-center/conference759/index.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован