18 ноября 1997
4223

Андрей Житинкин: До катарсиса дело не дошло

Первая встреча режиссера Андрея Житинкина с труппой "Табакерка" на спектакле "Псих" была счастливой. Все, кто держал в руках книгу Александра Минчина, поражался, как удалось режиссеру из откровенно слабого романа сделать спектакль сильный и цельный. Тогда, казалось, сошлись многие звезды: и личный опыт "косьбы" от армии, и жесткая изобретательность режиссера, и смелость молодых актеров, которые, не боясь и не жалея, рвали душу в куски, и их оскомина на любую несвободу, кислые ягоды которых жевали их отцы и деды, и где-то в подкорке - "Полет над гнездом кукушки", и многое другое. Говорят, нельзя возвращаться туда, где однажды был счастлив, нельзя вступить дважды в одну и ту же воду. Андрею Житинкину захотелось эти аксиомы опровергнуть, и он поставил "Старый квартал" позднего Теннесси Уильямса - его воспоминания, его итог.

Сергей Безруков продолжает здесь тему начинающего писателя, который постигает действительность в самых неприглядных ее видах. Только в "Психе" он платит за жизненный материал ценой собственной жизни, а из "Старого квартала" он выходит с огрубевшей душой и сознанием того. Что надо выжить - во что бы то ни стало. Без пощады и поблажек выводит Житинкин актеров на запредельный накал эмоций - они уходят со сцены не только в слезах, но и в ссадинах. Ведь им всем приходится играть окончательное падение, а оно у каждого свое. Для художника и ценителя красоты (Виталий Егоров) - это отвратительные платки, захарканные собственной кровью. Для двух "благородных леди" в очках, крест-накрест заклеенных пластырем, - это необходимость унижаться из-за тарелки супа. Для девушки из высшего общества (Марина Зудина) - это жизнь с человеком, с которым ей не о чем поговорить, разве что о смерти - о ней здесь любому есть что рассказать. (Две женские роли - безусловная удача "Старого квартала": это великолепная в своей гротескной стервозности и своем жалком растоптанном материнстве Ольга Блок-Миримская в роли хозяйки меблирашек миссис Уайлер и очень женственная Марина Зудина в роли Джейн - сплав отчаянной гордости и беззащитной красоты).

Молодому писателю не хватает сил, чтобы сопереживать всем и каждому - не хватает даже на одну, самую достойную и самую красивую здесь душу, и он бросает умирающую Джейн в одиночестве. Не хватает сил и на то, чтобы бороться, - и он по приказу своей хозяйки притаскивает чан с кипящей водой, чтобы опрокинуть его на "развратников", и безвольно застывает с ножом в руке, не в состоянии заступиться за другого. Ему хватает сил, только чтобы, захлебываясь слезами, отражать все это на бумаге с фотографической точностью: подслушивать, подглядывать и фиксировать, чем страдаем в жизни, но, как писал Бродский, "для переживших великий блеф жизнь оставляет клочок бумаги" (для тех, естественно, кто чувствует потребность этим клочком воспользоваться). Но, помимо фиксации, пусть даже точной и бескомпромиссной, на этом клочке должно остаться еще что-то - очищение, озарение, то, что Аристотель назвал "катарсисом". Молодой писатель еще не знает такого слова и такого чувства, потому что спектакль "Старый квартал" не об этом.

Ольга Фукс, 1997

stdrf.ru

Вечерняя Москва
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован