03 сентября 2001
3124

Андрей Житинкин: Это что-то декадентское

Время новостей

В новейшей театральной истории два режиссера заявили свои эксклюзивные права на Оскара Уайльда - Роман Виктюк (несколько лет тому назад он поставил его пьесу "Саломея") и теперь вот Андрей Житинкин. То есть обращались к произведениям Уайльда и другие (например, Евгений Каменькович, выпустивший в "Мастерской Петра Фоменко" "Как важно быть серьезным"), но родство душ обнаружили лишь вышеозначенные мастера сцены. Патентованные декаденты нашего времени протянули руку декаденту вековой давности и слились в экстазе. И всем стало ясно, что лишь они, готовые принести на алтарь Красоты все прочие достижения культуры и цивилизации, смеют разговаривать с Уайльдом на равных. Правда, в отличие от старшего товарища, стремящегося делать с прославленного денди свою жизнь в искусстве, Андрей Житинкин куда скромнее в быту и в притязаниях. Ему не свойственны ни страсть к эпатажу, ни нарочитая высокопарность слога. Его сложно представить себе в каком-нибудь из знаменитых виктюковских пиджаков, восходящих к вычурным костюмам самого Уайльда. Иными словами, современным пророком эстетизма он себя вроде бы не мнит. И если Виктюк относится к Уайльду как копия к оригиналу, то Житинкин - это уже копия копии. Но какая!

Виктюк в свое время попытался превратить прерафаэлитскую красоту уайльдовской пьесы в красоту от Версаче. В его "Саломее" было много изысканных мизансцен, экстравагантных костюмов, а прекрасные, как Адонис, юноши экстатически трепетали в ритмах хард-рока. Житинкин переплюнул Виктюка. Он не скользит по грани, отделяющей высокое искусство от кича, а с наслаждением в кич соскальзывает. В финале его спектакля Дориан с окровавленной грудью падает на перила, и под звуки красивой музыки на него сыплются сверху красные цветы. От такой красотищи сошел бы с ума самый слащавый прерафаэлит.

Произведения английского писателя новоиспеченный главреж Малой Бронной словно бы опускает в проявитель, превращая любовь эпохи модерна к узорам, завитушкам и драгоценным камням в красоту рекламного ролика и наглядно демонстрируя, чего стоит на самом деле весь его хваленый эстетизм. У Уайльда Дориан - ожившая статуя эпохи эллинизма. У Житинкина - красивый мальчик из журнала Gay Parade. Лавровый венок, который он надевает, чтобы позировать Бэзилу, идет ему не больше, чем корове седло. Зато кожаный костюмчик с завлекательными разрезами смотрится отлично. Утонченный лорд Генри носит у Житинкина рубашку в мелкую сеточку с большой брошью. Сам Бэзил, крашеный блондин с нервным лицом, в белых брюках с какой-то калякой-малякой, претендующей на авангардизм. В общем, одеты все нарядно. Исключение составляет лишь Сибила Вэйн (Мария Глазкова). Перед тем как выйти на сцену в роли Джульетты, она надевает на себя юбочку из перьев, в которой в лучшем случае можно плясать канкан, наглядно демонстрируя, чем высокопарная пошлость отличается от низкопробной. К тому же ни ее стройные ноги, ни изящная талия не идут ни в какое сравнение со стройной фигурой самого Дориана, который, едва выбежав из-за кулис, сбрасывает с себя кожаный костюмчик и долго ходит по авансцене в модных трусах.

В романе Уайльда гомосексуальная тема звучит подспудно и существа дела все же не составляет. У Житинкина она становится едва ли не ведущей. Взаимоотношения Дориана (Дмитрий Страхов), Бэзила (Иван Шабалтас) и лорда Генри (Олег Вавилов) явлены в спектакле весомо, грубо, зримо. Генри вступает в отношения с прелестным юношей по общей склонности к пороку. Бэзил страдает от неразделенной любви и бешено ревнует своего юного друга к опытному искусителю. (Так ревнует, что даже пытается покончить жизнь самоубийством, опустив голову в бочку с водой, непонятно откуда взявшуюся в его мастерской.) На некоторое время друзья объединяются и ведут совместную борьбу против разлучницы Сибилы Вэйн. Но ведут ее недолго. Победить женщину вообще несложно, а такую, как Сибила, совсем уж пара пустяков.

В результате спектакль, в котором красивое мужское тело составляет едва ли не высшую эстетическую ценность, парадоксальным образом приобретает гомофобское звучание. Получается так: жил хороший парень, прекрасный лицом и чистый душой, даже жениться собирался, а два гомосексуалиста его погубили. Самому Уайльду тоже было свойственно парадоксальное сочетание аморализма и нравственного пафоса в духе Савонаролы. Но до такого парадокса не додумался бы даже он, главный парадоксалист мировой литературы.

Впрочем, главное в другом. В изменившемся контексте. Уайльду за свои сомнительные парадоксы, любовь к эпатажу и неурядицы личной жизни пришлось отвечать жизнью и судьбой. Современным декадентам заранее выдана на все индульгенция. И обеспечено признание обывателей и филистеров. Они нашли общий язык с толпой и давно уже не страдают от непонимания. С недекадентами сложнее. Последним до Житинкина главрежем Малой Бронной был, как известно, Сергей Женовач. Дирекцию он не устраивал, и кассу, по ее словам, собирать не умел. Житинкин кассу, без сомнения, соберет. Дело свое знает туго. В профессионализме ему не откажешь. И променять Женовача на него все равно как толстый журнал на глянцевый. Первый, может, и хорош. Зато второй будут читать все. Даже те, кто его беспощадно ругает.

Марина Давыдова, 03.09.2001

stdrf.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован