08 октября 1998
3669

Андрей Житинкин: Между ангелом и бесом

Томас Манн, как известно, последний роман закончить не успел и, отправив своего авантюриста в кругосветное путешествие за славой и властью, не предсказал финала. В Табакерке усилиями режиссера Андрея Житинкина и инсценировщика Ивана Савельева свершился правый суд: в полумраке каземата сверкнул нож гильотины, и голова несчастного Круля готова была скатиться к ногам взвизгнувших от ужаса зрительниц (фокус получился весьма натуралистичным).

А потом все вернулось на круги своя, то есть к началу. И будущий авантюрист - Сергей Безруков, пока же юноша беспорочный, явился публике в обличье обнаженного античного божества, позируя крестному Шиммельпристеру (П. Кондратьев) для его картин. Еще, кажется, не зная о том, что зловещий механизм интриг, предательств и убийств уже запущен, а скоро и ему самому придется стать у руля.

Житинкин поставил мрачную клоунаду, где смех внезапно обрывается в ужас, а милые комедианты, оказывается, играют роли жертв и убийц. Костюмы Андрея Шарова - все эти блестки, юбочки и воротники - явно навеяны цирком, но вместо арены - тесный, давящий "каменный" застенок, где свобода иллюзорна, а люди, поставленные на котурны, все равно кажутся марионетками во власти то ли роковой предопределенности, то ли злой воли "черного гения".

Последовательность и форма подачи происходящих событий тоже сродни цирковому представлению. Но нагнетается не веселье, а трагизм, поскольку "изюминка" каждого номера - преступление, претерпевающее стремительную эволюцию от невинного обмана до "ужасного злодейства". Рекрут Круль - Безруков пока еще забавно издевается над штаб-лекарем (В. Александров), имитируя припадки. И всего лишь "репетирует" воровство, получив на то полное одобрение писательницы Дианы, гротесковой и сексуально озабоченной дивы (М. Шульц), которую и "пользует" в знак благодарности прямо на наших глазах. Но роль "милого друга", играемая на двух фронтах сразу - с юной Элинор (А. Заворотнюк) и седовласым шотландским лордом (замечательная работа Д. Бродецкого), - невольно сеет смерть: два трупа самоубийц и между ними ангел-бес Круль, готовый сделать следующий шаг. Уже в любовный шепот резким диссонансом вторглась парочка хлестких немецких ругательств, рука поднята не для объятия - для удара. Еще минута, и уже по воле Круля затянется петля на шее восторженно-безалаберного маркиза (Д. Никифоров), в пьяном угаре подарившего Феликсу свое имя и состояние. А уж дальше все пойдет как по маслу: нагло, походя растоптать привычным способом двух женщин, мать (Л. Уланова) и дочь (К. Кайоль), и почувствовать себя властелином мира, и истерично, "по-фюреровски", прокричать речь, и Но потом, как мы знаем, была гильотина.

Несмотря на задуманную скачущую эпизодичность действия, Житинкин, вероятно, хотел все-таки показать "процесс" - вольно-невольного превращения ангела в беса. Этого пока не случилось. С. Безруков весьма удачно предстал в двух крайних состояниях: стартовой непорочности и финального злодейства. В остальных эпизодах короля, скорее, играет свита, заставляя публику домысливать, что же происходит в душе главного героя, если она у него все-таки есть. В целом же соединение режиссерского замысла и актерских индивидуальностей на сей раз принесло свои плоды. Что, между прочим, сегодня на театре - случай нечастый.

Ирина Алпатова, 08.10.1998

stdrf.ru

Культура
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован