15 февраля 2005
2857

Андрей Житинкин: Народ для разврата собрался

Ушлые люди знают: даже намек на сексуальность в названии гарантирует аншлаг. А тут без всякого намека - эректус. Значит, жди совокупления. Поэтому ничего удивительного, что на последней премьере в Театре сатиры в воскресенье наблюдался невиданный лом. Пьесу Юрия Полякова "Хомо эректус" поставил "клубничных" дел мастер Андрей Житинкин. И это имя также увеличило зрительские ряды. Однако каково же было разочарование определенной части публики - при обещанной на сцене групповухе ни разу не употребили глагол "трахаться".

Хорошую пьесу проверяет время. Своего "Хомо эректус" Поляков написал в 2002 году, когда никто слыхом не слыхивал ни о какой монетизации, народ жил лучше, а коммунистов воспринимал не иначе как зажравшуюся ворчливую муху на общей куче. Однако за два последних года российская экономика и жизнь дали такой крен, что сочиненное Поляковым воспринимается как свежак, только что вышедший из-под пера более чем наблюдательного и остроумного современника.

Четыре пары - представители всех социальных слоев - собираются в роскошном пентхаусе на девятом этаже для нормальной групповухи, по-научному - для свинга. Новый русский с женой-домохозяйкой, любительницей мыльных сериалов. Интеллигентную прослойку представляет журналист с супругой-культурологом, политику - депутат, совесть нации, с уличной проституткой, выдаваемой за жену. И, естественно, гегемон Вася, но не с законной половиной, а с красным флагом. Древко в его руках воспринимается не иначе как главное орудие сексуальной оргии.

В общем, как говорил Шукшин, народ для разврата собрался. И тут режиссер Житинкин оказался как рыба в воде. Ненавязчивая музычка с большим диапазоном от юго-восточной пряной до ура-патриотической"А в чистом поле система "Град". Под этот музыкальный фон начинается как бы секс-раскачка партнеров, в которую вмонтированы биографии героев и интрига с их появлением в пентхаусе.

- Машина для мужчины то же самое, что нижнее белье для женщины. Ты, кстати, какое белье надела? - бизнесмен (Юрий Васильев) стоит на коленях перед женой (Алена Яковлева).

- Черное, - и раздвигает ноги, точно как Шэрон Стоун в "Основном инстинкте".

- Умница.

Пряно. Остро. С приходом в компанию проститутки (Елена Подкаминская) к пряной остроте добавляются цитаты из Умы Турман, той, что в кино. Секс становится уморительно комичным. Но по ходу раскрутки сюжета, где полно поворотов и ходов, все больше и больше добавляется социалка. Уже в финале первого акта хит про систему "Град" и про то, что "за нами Путин и Сталинград", читается не как парадоксальная музцитата, а исключительно уместный песенный комментарий на действие нынешней власти.

Второй акт. Комедия приобретает трагические черты, из чего ясно, что свинг, популярный в Америке, в России не пройдет, потому что чреват не телесным, а душевным стриптизом, осложненным непростой российской ментальностью. А Житинкин вовсе не спец по "клубничке", а большой мастер работать на грани, острие и в экстриме. Смех в зале переходит в напряженное молчание, особенно в монологах и диалогах героев о своих грехах.

- А галстучек-то у тебя недешевый, - говорит бизнесмен Кошельков журналисту Гранкину.

- Да что ты привязался к моему галстуку?! - срывает галстук.

- А вот чего, - ногой отбрасывает стул. Резко подходит с намерением бить морду. Однако не бьет. - Я кидаю лохов, просто потому, что кидаю! А такие, как ты, нагадят, а потом так все повернут, будто слепого через дорогу перевели Даже-даже

В спектакле отличные актерские партии. Номером один идет Юрий Васильев с присказкой "даже-даже". У артиста в последние годы не было подобной работы - удивительное сочетание свободы, жесткости и многослойности образа. Чисто конкретно внешний ряд нового русского из бандюков сканирован им с психологической точностью и забивает внешние прибамбасы, так часто эксплуатируемые в театре и в кино.

У каждого артиста - своя яркая краска. Антон Кукушкин (журналист Гранкин) - нервный, подловатый интеллектуал, Светлана Рябова (его супруга) - интеллект и секс, Алена Яковлева - простоватая стерва, Олег Вавилов (депутат Говоров) - пафосная совесть нации, Александр Чернавский (работяга Вася) - вороватый гегемон и, наконец, Елена Подкаминская - гротеск, смешная фактура, можно сказать, "настоящая проститутка". Большая удача молодой актрисы.

Оформление Андрея Шарова - художественного спутника Житинкина - на сей раз очень стильно, хотя и идею декорации навеяли последние достижения сантехнической индустрии.

В финале авторы спектакля не побоялись замахнуться на Антона нашего Павловича. Три супруги на авансцене, каждая со своей женской исповедью и натуральными слезами, смотрятся как чеховские три сестры. И в данном случае стеб уступает место искренности. Хотя заключительный аккорд "Хомо эректуса" от классики двигается в сторону фольклора, что убедительно иллюстрирует глубоко национальный характер материала, проявляющийся одинаково как в сексе, так и в жизни.

Марина Райкина, 15.02.2005

stdrf.ru

"Московский комсомолец"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован