28 ноября 1995
5883

Андрей Житинкин: Российский `Псих` потряс даже автора

Премьера в Театре под руководством Олега Табакова выпущена режиссером Андреем Житинкиным, известным своим неординарным прочтением запретных или хотя бы скандальных тем. Самый шокирующий его спектакль - "Игра в жмурики" М. Волохова, самый неожиданный - "Мой бедный Марат" А. Арбузова. На этот раз выбор режиссера пал на роман Александра Минчина "Псих".

Нетрудно догадаться, что речь в одноименном спектакле идет об обитателях сумасшедшего дома. "Псих" - это русский вариант "Полета над гнездом кукушки" эпохи застоя, младший сын "Палаты N 6" и брат "Вальпургиевой ночи" Венедикта Ерофеева. Жизнь изгоев, тайных революционеров и ниспровергателей, интеллектуальных маргиналов и одиночек, обреченных и балансирующих "бездны мрачной на краю" с беззаботной улыбкой смертников, - это совершенно особая, цельная и независимая тема отечественного театра. Сказать в ней свое свежее слово - задача не из легких, учитывая бесспорные достижения недавнего прошлого - "Палату N 6" Юрия Еремина в ЦАТСА, "Вальпургиеву ночь" Валерия Беляковича в Театре на Юго-Западе, великолепный фильм с Джеком Николсоном.

Спектакль Андрея Житинкина, выдержанный в жестком энергетическом ритме сменяющих друг друга эпизодов, привлекает ярко выраженным игровым началом и неизменным ощущением затягивающего ужаса, происходящего на фоне веселого безумия психиатрической лечебницы. Тонкое ощущение соразмерности актерской свободы и материализованного кошмара в огромной степени зависит от чутья и вкуса исполнителей. В этом у режиссера подобралась отличная команда: Саша, главный герой "Психа", в исполнении Сергея Безрукова (лауреата премии "Московский дебют"); элегантная врач-убийца, с присущим ей гротеском сыгранная Евдокией Германовой; друг и коллега по лечебнице, виртуоз джаза в больничных условиях, талантливо воплощенный приглашенным из "Ленкома" Сергеем Чонишвили.

Среди актеров спектакля "Псих", рассказывающего о студенте, легкомысленно переступившем порог психушки, чтобы получить "академку" и заняться на досуге литературным творчеством, по праву лидирует Сергей Безруков. Актер, дебютировавший в "Последних" (постановка А. Шапиро в Театре Табакова) и сыгравший теперь роль Есенина в спектакле Театра Ермоловой "Жизнь моя, иль ты приснилась мне" (в полном и абсолютном отрыве от литературного монтажа постановки), может стать одним из лидеров молодого театрального поколения. Излучаемые им свет и безграничное обаяние, удивительным образом передающиеся от актера персонажу, становятся точнейшими и ярчайшими характеристиками героя. Саша, неуклонно погружающийся в бездну быта психушки, шаг за шагом теряющий уверенность в обретении свободы, внимающий историям обитателей лечебницы, физически меняется на глазах. Из светлого, остроумного мальчика, дважды "из любопытства" вскрывшего себе вены, герой превращается в загнанного беглеца - заикающегося, бессонного, держащегося лишь из гордости и остатков самоуважения.

В мире лечебницы, выстроенном в геометрической чистоте художником Андреем Шаровым, происходят события комические и ужасные: своеобразные дискотеки, джем-сейшены, обходы, лечение электрошоком, самоубийства, насилия, совращения, романы. Справедливости ради стоит сказать, что по глубине, многоплановости, захватывающему дух веселому трагизму "Псих" уступает "Вальпургиевой ночи". Разница, правда, в том, что герой Венедикта Ерофеева - бунтарь и ниспровергатель, альте-эго поколения диссидентов, а герой Александра Минчина - наивный и бескомпромиссный юноша, противостоящий обстоятельствам.

Страстное желание вырваться за пределы тюрьмы, на которую он обрек себя сам, и способность сохранить чистоту сердца позволили герою Сергея Безрукова продержаться "до освобождения". Но стремление к свободе - сквозь борьбу, отчаяние, любовь и бесконечную стойкость - оказалось единственным порывом, на который хватило сил его измученной душе. Ожидание свободы в рискованном балансировании на грани разума и безумия вылилось в полное опустошение. Естественным и потрясающим финалом спектакля, его последней мизансценой стал тогда опрокинувшийся стул, выбитый из-под ног повесившегося.

Сам автор романа, прибывший на премьеру, был взволнован до сердечной боли, помешавшей ему сказать хоть что-то актерам, в чью плоть и кровь вошел его роман.

Наталия Колесова, 28.11.1995

stdrf.ru

Вечерний клуб
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован