ХРУЩЕВ, БРЕЖНЕВ, АНДРОПОВ, ЧЕРНЕНКО, ГОРБАЧЕВ - они отличались характерами, взглядами на жизнь, методами руководства страной. Но неизменно сходились в одном - все они в течение почти трех десятилетий были убеждены, что только один человек может и должен представлять интересы нашей страны на международной арене. Этот человек - Андрей Андреевич ГРОМЫКО, столетие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.
Его 28-летнее пребывание в должности Министра иностранных дел - самое долгое в XX веке в мире. В непростые времена холодной войны западные журналисты придумали ему меткое прозвище - "мистер Нет". Действительно, Громыко прославился своей традиционно жесткой позицией на переговорах. Он никогда не поступался интересами страны и защищал их до конца:
- Я собой манипулировать не позволял. Кто стремился к этому, хотел манипулировать Советским Союзом. Мы - великая держава, и никому этого делать не позволим! - вспоминал он в интервью.
Мечтал стать ученым
Родился знаменитый Андрей Громыко в небольшой белорусской деревеньке Старые Громыки в крестьянской семье. После школы продолжил учебу в Гомеле (профтехшкола и техникум), затем в Минске (институт и аспирантура).
Его карьера развивалась стремительно. В 1934 году он уже с семьей перебрался в Москву. Через два года защитил кандидатскую диссертацию по проблемам экономики в сельском хозяйстве и был принят в Институт экономики Академии Наук СССР. Громыко мечтал стать ученым-экономистом, но судьба распорядилась иначе: в мае 1939 года Андрей Андреевич впервые переступил порог МИДа. В то время это учреждение называлось НКИД - наркомат иностранных дел. Вскоре последовала и первая загранкомандировка: через пять месяцев службы он был назначен советником посольства Советского Союза в США. А уже в августе 1943-го Андрей Андреевич стал послом СССР в Вашингтоне. Ему было всего 34 года, а он сразу оказался в самой гуще международных событий: участвовал в подготовке и проведении конференций в Ялте, Потсдаме и Думбартон-Оксе. Громыко принимал непосредственное участие в разработке устава ООН. И лично убедил американских партнеров, которые поначалу колебались, включить в устав правило единогласия постоянных членов Совета Безопасности - то самое, знаменитое право вето, которое теперь перешло к Российской Федерации.
Предотвратил третью мировую
В феврале 1957 года Громыко был назначен Министром иностранных дел Советского Союза. А в 1962 году наступил Карибский кризис. Мир оказался на самом краю. Всего одно неосторожное движение политиков и дипломатов, и третья мировая война была бы развязана. Именно дипломатический талант Громыко, его крайняя осторожность в поступках, предельная взвешенность суждений и воистину вселенское спокойствие позволили найти выход из той сложной ситуации. После Карибского кризиса Андрей Громыко немало сделал для того, чтобы гонка вооружений, которая буквально изматывала советскую экономику, сошла на нет. Итогом его работы стал договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, а также ряд соглашений с США, среди которых договоры по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2 и соглашение о предотвращении ядерной войны. В 80-е годы многие на Западе уважительно называли Андрея Громыко "дипломатом номер один" в мире.
2 июля 1985 года Андрей Андреевич появился в своем кабинете в здании МИДа на Смоленской площади в последний раз. Горбачев выдвинул его на самый высший пост в советском государстве - Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Но работать Громыко становилось все тяжелее, и в 1988 году он ушел на пенсию.
В последний год жизни он работал над вторым изданием своих мемуаров. Скончался легендарный "мистер Нет" 2 июля 1989 года, незадолго до своего 80-летия. Последнее пристанище он обрел на Новодевичьем кладбище.
Как рассказывают близкие Андрея Андреевича, незадолго до смерти он сказал: "Физически люди умирают, а духовно - никогда".
www.eg.ru
07.07.2009