Шестого сентября в Москве состоялось открытие "Крокус Сити". Это проект ЗАО "Крокус Интернешнл", в рамках которого предполагается создать грандиозный торгово-выставочный комплекс на границе Москвы и Красногорского района Московской области (между Новорижским и Волоколамским шоссе). Площадь комплекса составит 300 тыс. кв. м, а площадь первого введенного в эксплуатацию здания - 45 тыс. кв. м (для сравнения: ГУМ занимает 18 тыс. кв. м, IKEA - 30 тыс. кв. м).
Только что открытый корпус предназначен для магазинов, торгующих общедоступными марками товаров. Второе здание комплекса, ввод которого намечен на весну будущего года, должно объединить большинство представленных в Москве магазинов Высокой моды. А к весне 2003 года на территории "Крокус Сити" планируется построить выставочный и гостинично-административный корпуса. По расчетам "Крокус Интернешнл", за день комплекс будут посещать как минимум 10 тыс. человек. Ассортимент товаров будет насчитывать 200 тыс. наименований (в IKEA - 10 тыс., в аналогичных комплексах за рубежом - 30#8722;40 тыс.). О намерении участвовать в проекте уже заявило около 100 компаний.
Бюджет "Крокус Сити" составляет 120 млн долларов. В его финансировании принимает участие Среднерусский банк Сбербанка России. По словам Андрея Успенского, заместителя председателя правления банка, инвестиции в проект полностью окупятся в течение двух-трех лет.
ЗАО "Крокус Интернешнл" - многопрофильная торгово-финансовая группа. Она была создана в 1989 году, и с тех пор главным направлением ее деятельности был выставочный бизнес. Компании принадлежали такие известные брэнды, как Comtek, CEM, World Food, Netcon, Moda. В прошлом году выставочная программа "Крокуса" была продана. "После кризиса этот бизнес перестал быть рентабельным, - говорит Арас Агаларов, президент ЗАО "Крокус Интернешнл", - поскольку Экспоцентр, пользуясь своей эксклюзивностью, не снизил стоимость аренды площадей". Сначала возникла необходимость в новой выставочной площади, а затем появилась идея соединить выставочный комплекс с торговым центром. К тому же у "Крокуса" есть и опыт работы в области торговли, поскольку он владеет двумя сетями магазинов - "Крокус Москва" (одежда и обувь класса "люкс") и "Сконти" (одежда и обувь массового потребления), а также двумя мегамагазинами "Твой дом".
По замыслу руководства компании, "Крокус Сити" должен стать первым "правильным" мегакомплексом Москвы, на уровне лучших зарубежных образцов shopping mall. "Отличительная черта дорогого магазина в Москве - там посетитель воспринимается как потенциальный покупатель, - говорит г-н Агаларов, - тогда как в молле можно просто провести время". Кроме того, в молле марки товаров и магазины должны быть строго сегментированы по ценам и по престижности. В наиболее известном московском молле "Манеж" этого нет, там действительно высокие марки соседствуют с менее престижными. Другие аналоги - "Смоленский пассаж", "Петровский пассаж", "Французские галереи" - уступают "Крокус Сити" в масштабах. Кроме того, они расположены в центре, что создает проблемы с парковкой и дает шанс посетителям "улизнуть" в другие развлекательно-прогулочные места столицы.
http://www.expert.ru/printissues/expert/2001/33/33ex-new3/
"Эксперт" No33 (293)
10.09.2001
Татьяна Смородина, автор "Эксперт"