Глава администрации Перми рассказал читателям "Нового компаньона" об изменениях в системе управления городом, о том, как должны развиваться отношения мэрии с компанией "Новогор-Прикамье" и частными перевозчиками, а также об эффективном управлении муниципальными финансами.
- Аркадий Борисович, около месяца назад в структуре городской администрации произошли значительные кадровые рокировки. Чем они были вызваны?
- Здесь стоит отметить два момента. Во-первых, все-таки сама структура администрации претерпела значительные изменения. Появились новые задачи, новый функционал, и соответственно, под новый функционал берутся новые люди.
Во-вторых, есть принцип команды. Есть определенные технологии и мои подходы к принятию управленческих решений. Я не утверждаю, что они единственно верные, но есть мой стиль, моя система работы. Кто-то может работать в этой системе, кто-то нет. Это не значит, что люди сработали неудовлетворительно. Просто постепенно формируется команда. По этому пути мы идем эволюционно: изменения были начаты в первом квартале этого года, и сейчас они подходят к логическому завершению в рамках той структуры и тех принципов, которые мы обозначили. У нас идет точечная замена, подбор людей под те новые функции, те задачи, которые появляются в администрации.
Более того, я говорил всегда и еще раз скажу: мы будем очень внимательно оценивать эффективность наших управленцев. И там, где посчитаем, что кадры неэффективны, конечно, будем их менять. Но как таковые замены не самоцель. Считаю, что те изменения, которые прошли в администрации, уже достаточно существенны.
В основном процесс формирования кадрового состава у нас завершен, и сейчас какие-либо назначения возможны по мере мониторинга эффективности работы.
- Игорь Шубин оказывает влияние на кадровую политику администрации?
Безусловно. Есть формальная сторона вопроса. В Положении о порядке взаимодействия гордумы, главы Перми и главы администрации прописано, что креатуры на уровне заместителей сити-менеджера и начальников структурных подразделений согласуются с главой города.
Содержательная сторона состоит в том, что ключевые кадровые назначения мы изначально, еще год назад, договорились проговаривать вместе, и этой тактики придерживаемся.
- Сегодня поднята интересная тема по поводу банкротства муниципальных предприятий. В бюджете заложена сумма на погашение их задолженностей. Более того, презентуя проект бюджета на 2007 год в сентябре на совещании у Шубина, вы сказали, что многие из них следует приватизировать. В какой стадии находится проработка этого вопроса?
- Эту ситуацию следует поделить на несколько составляющих. Для начала следует вообще осветить наши подходы к приватизации.
Прежде всего, задания по приватизации серьезно увеличились в этом году, и эта тенденция сохраняется на следующий год. Если в 2005 году город продавал имущества ориентировочно на 180 млн руб., то на этот год стоит задача поднять планку до 500 млн. руб., а в следующем - до 530 млн руб. То есть наша политика в отношении приватизации меняется. И это осознанное решение, связанное не только с необходимостью формирования доходной части бюджета, но и с принципиальным управленческим подходом, направленным на то, что имущество, которое не используется в хозяйственной деятельности и для оказания муниципальных услуг, нам, собственно говоря, ни к чему. Мы не риэлторская компания. Более того, это имущество требует затрат на со держание, на капитальный ремонт, поддержание конструктивных элементов... То есть на совершенно напрасную деятельность, которая кроме доходов требует расходов, управления (мы содержим отдельное учреждение, которое выполняет эту работу). Нам это не надо.
С другой стороны, до 2007 года план приватизации наполнялся мелкими объектами - подвалами, встроенными помещениями, пристройками и так далее. Это порождало определенное напряжение, в том числе и у жителей. Более того, такой подход к приватизации не стыкуется с нашей логикой стимулирования граждан к выбору формы управления. Дом должен быть единым имущественным комплексом, включать технические сооружения, земельный участок и многое другое. Сейчас мы очень серьезно пересмотрели эту систему. Сократилось число объектов: если в прошлом году их было 200, то в этом - 88. И в основном это не подвальные помещения, а крупные отдельно стоящие здания. В плане приватизации появляются такие системные объекты, как дома быта "Малахит" и "Топаз", неэксплуатируемое здание кинотеатра "Мир", часть магазина "Стометровка". То есть мы реализуем имущество, которое является чистым арендным фондом.
Что касается непосредственно муниципальных предприятий, то почти все они сегодня находятся в состоянии банкротства и конкурсного производства. И это предприятия, обладающие серьезными активами в виде зданий, сооружений, технологического оборудования, земельных участков. На сегодняшний день стоимость этих активов значительно превышает сумму их задолженности. Есть такие объекты, где стоимость активов в десять раз превышает сумму "кредиторки".
Поэтому по инициативе депутатов администрацией города соответствующий вопрос был проработан, и как предложение внесена следующая технология. Сейчас выделяются деньги на переговоры с кредиторами и конкурсными управляющими для принятия решений по выходу из процедуры банкротства. Далее - гасим долги и возвращаем имущество. И пока это единственное полномочие, которое нам дано. Плюс перед нами поставлена задача по мере выведения этих объектов часть из них вносить в Прогнозный план приватизации. По крайней мере, в тех объемах, которые позволят "отбить" бюджетные расходы на их выведение.
Таким образом, есть политическое принципиальное решение и полномочие администрации по проведению переговоров и выходу из процедуры банкротства. Есть ресурс (отдельная строчка в бюджете), за счет которого мы можем гасить эти долги. И есть поручение по мере реализации предложить что-то к приватизации.
Однозначно, это будут крупные объекты. Какие - пока не готов говорить. Потенциально - любой из 20-ти имеющихся. В этом списке есть и объекты сетевого хозяйства, и коммунальной энергетики, и отдельно стоящие здания и сооружения, есть автомобильные парки и многое другое. Очевидно, не все из них будут приватизированы: что-то дальше будет использоваться для оказания услуг, что-то будет сдано в аренду операторам коммунального комплекса, с тем, чтобы эти услуги оказывали они. Эту тему мы отработаем в 2007 году.
- На прошлой неделе были внесены поправки в Методику определения арендной платы в части отмены коэффициентов социальной значимости. Принято решение, что дальнейшей проработкой вопроса займется рабочая группа, которая в течение 2007 года сформулирует перечень видов деятельности и конкретные организации, нуждающиеся в бюджетных дотациях. Тем не менее в бюджете 2007 года заложено порядка 100 млн. руб. на эти выплаты. Кому они пойдут, если пока нет потенциальных получателей?
- Правильная система следующая. Мы принимаем решения о финансировании той или иной общественной организации исходя не из числа квадратных метров, которые она занимает, а отталкиваясь от важности задач, которые она решает, числа людей, которых она вовлекает в свою работу. И в 2007 году будет работать та группа, которая будет прорабатывать вопрос перехода на грантовое финансирование. Но сложившиеся традиции так просто не сломать, и в следующем году мы на нее пока не переходим. В 2007 году, начиная прямо с 1 января, общественные организации будут финансироваться исходя из прямой компенсации арендных платежей, которые на них дополнительно "навесят". И до 15 декабря в гордуму должен быть представлен этот перечень.
Идеология следующая. К примеру, возьмем все организации, которые пользуются понижающим коэффициентом, за 100проц. Бюджет недополучает 417 млн. руб. Наш предварительный анализ показывает, что лишь около 25проц от общего числа тех, кто пользуется льготами, действительно являются общественными организациями. И общая сумма льгот, которые им сегодня пре доставляются и которые мы им вернем копейка в копейку, составляет 96 млн. руб. Для остальных, которых мы сочли реальными рыночными структурами, произойдет увеличение арендной платы, которое пополнит доходы бюджета. Но окончательно решение по формированию списка остается за депутатами.
В 2008 году мы попытаемся перейти на систему грантов. Понимаете, к примеру, есть две одинаковые общественные организации. Одной из них повезло, и она успела в свое время занять муниципальные площади. Другой этого сделать не удалось, и она работает либо на квартире, либо арендует помещение по рыночным ценам. Так вот, она от нас никаких выплат не получает. Это неправильно. Мы должны финансировать общественную организацию не исходя из того, успела ли она "сесть" на муниципальную площадь, а исходя из ее значимости, результатов деятельности.
За один присест такую задачу не решить. Поэтому в 2007 году пока мы оставляем систему дотирования тех, кто располагается на муниципальных площадях. Единственное - эти деньги не "прячем" в аренде, а даем прямое бюджетное финансирование.
- То есть эти 96 млн. руб. пойдут на те самые 25 проц. организаций?
- Да, именно так.
- А если депутаты, которые войдут в рабочую группу, которая будет готовить до 15 декабря этого года перечень организаций, сочтут, что их реально больше, чем 25 проц?
- У нас есть резервный фонд в сумме 400 млн. руб. 96 млн. руб. из них должны уйти на компенсацию, оставшиеся 300 млн. руб. - на софинансирование приоритетных региональных проектов.
Понятно, что если мы сейчас будем увеличивать число льготников, мы урежем наши возможности по софинансированию региональных проектов. Но это уже депутатское решение. Мы всю "картинку" показываем, весь расклад даем - давайте определяться, что для города важнее.
- Весной-летом этого года активно муссировался вопрос, связанный с пересмотром отношений с компанией ООО "Новогор-Прикамье". Сейчас страсти вокруг нее поутихли, но, тем не менее, на какой стадии сегодня находится проработка этого вопроса?
- Революции не будет, а вот отношения будем корректировать. Этот процесс идет: создана рабочая группа, в которую входят все заинтересованные лица, в том числе и представители "Новогора", под председательством Александра Бесфамильного. Будут отрабатываться механизмы изменения отношений. Эти изменения коснутся по большому счету двух вещей.
Наше соглашение с "Нового ром", как, собственно, и с другими операторами коммунального комплекса, четко не регулирует механизмы привлечения внешних инвестиций. Как правило, инвестиции проводятся за счет тарифной же выручки. Поскольку выручка попадает на баланс к оператору, эти улучшения становятся его собственностью. То есть не отрегулированы механизмы порядка передачи этих улучшений обратно муниципалитету.
Мы должны четко разделить операционную деятельность и деятельность инвестора. Есть разные механизмы, в частности такой: размер арендной платы будет включать не только амортизационную составляющую, но и полную восстановительную стоимость. Тогда ресурсы будут приходить в город и инвестироваться в развитие сетей от имени муниципалитета и по согласованию с оператором, возможно, даже под его операционным контролем и управлением. Есть и другие подходы и технологии, сейчас они отрабатываются.
Более того, должен осуществляться организационный контроль. В обязательном порядке должны согласовываться инвестиционные программы (сейчас мы согласовываем только производственные), должен быть мониторинг и право выборочных проверок инвестиций. То есть изменения вносятся в блок наших инвестиционных взаимоотношений. Я считаю, он уже практически проработан. Что-то будет вынесено на гордуму уже в декабре.
Второй момент это техническая политика. Все-таки она должна быть в компетенции города. На базе технической политики должна формироваться инвестиционная программа, исходя из которой оператор будет проводить соответствующие мероприятия.
Важным шагом на этом пути стало принятие Программы комплексного развития сетей водоснабжения и водоотведения. Теперь уже эта программа, а не что-то иное, определяет основные направления развития системы водоснабжения.
- А как будут выстраиваться взаимоотношения между городской администрацией и частными перевозчиками?
- Здесь уже та ситуация, когда все принципиальные решения приняты. Теперь надо просто их реализовать.
Осталось сделать несколько важных вещей. Для начала - установить экономически обоснованный тариф. На сегодняшний день выручка транспортника пока не покрывает его издержек, и мы формируем убыточное экономическое пространство. На этом фоне недофинансирования и убыточности выстраивать длинные правила игры, уходить в конкурсы нереально. Сначала надо сбалансировать экономику. Это рыночная отрасль, она не должна дотироваться.
После решения первой задачи мы должны перейти к конкурсной системе размещения муниципального заказа. Помимо того, что за счет этой процедуры мы будем распределять маршруты, в условиях конкурса должны быть сформулированы достаточно жесткие правила по техническому состоянию, капитальному ремонту и внешнему облику транспортных средств. На сегодняшний день здесь у нас образовалась "дыра". Ну не можем мы требовать технических мероприятий, когда мы сами хронически, на протяжении трех лет, недофинансируем отрасль!
Этот переход надо будет сделать в следующем году. Сейчас ключевой вопрос - это принятие на декабрьской "пленарке" гордумы экономически обоснованного тарифа.
- На прошлой неделе были утверждены поправки, секвестирующие городской бюджет 2006 года. Чем вызвана такая мера?
- Это связано с двумя вещами. Во-первых, и это самое главное, в этом году при принятии бюджета были существенно увеличены планы по приватизации и планы по продаже земельных участков. В прошлом году план приватизации составлял 180 млн. руб., в этом - 500 млн. руб., в прошлом году продажа земельных участков осуществлена на 60 млн. руб., в этом - 439 млн. руб.!
Чудес не бывает, такими темпами ничего так просто не растет. Ведь чтобы продать объект, надо его подготовить: провести межевание, определить границы земельного участка, разрешенные виды использования - это целая история. То же самое и по продаже имущества. Более того, при утверждении бюджета план приватизации был утвержден только на 130 млн. руб. На 370 млн. руб. его утверждали фактически в конце лета. То есть у департамента имущественных отношений было четыре месяца для того, чтобы реализовать имущество на 400 млн. руб. Мною была поставлена задача для управленцев, и они с нею справились. До конца этого года будут проведены конкурсы - и по продаже имущества, и по земельным участкам, которые обеспечат поступление 500 млн. руб. Но, учитывая, что эта процедура отнимает много времени, фактически деньги поступят только в начале следующего года.
Это не секвестирование: часть доходов и, соответственно, расходы 2006 года у нас ушли на следующий год.
Но на определенную сумму доходы и, следовательно, расходы действительно сокращаются. В первую очередь это связано с тем, что был неправильно спланирован земельный налог. Его посчитали по всем источникам, в том числе и по нашим же собственным муниципальным учреждениям. Поскольку традиционно для учреждений культуры и образования отводились лучшие участки, сумма налога для них очень большая. Вот и получилось, что в доходах его посчитали, а в расходах не заложили. И не получили. Сейчас поступления по этому налогу снимаются из доходной части, но они "уходят" в 2007 году. Там закладываем двойную уплату. Но в этом году не соберем.
Отчасти мы компенсируем эти доходы дополнительными поступлениями по налогу на доходы физических лиц, но не полностью. Это реальный недосбор, который был допущен при подготовке бюджета 2006 года. На эту сумму идет сокращение по статьям, но сокращаются рас ходы, не связанные с текущим финансированием отраслей. Подсокращаются статьи, связанные с резервным фондом, выплатой процентов по банковским кредитам, по адресной инвестиционной программе.
- Недавно в администрации Перми состоялось совещание по реформированию системы муниципального заказа. Что изменится с ее внедрением?
- Сразу оговорюсь, что окончательное решение принимать гордуме. На совещании мы обсуждали тот проект решения, который будет предложен депутатам в декабре. Тем не менее я сторонник того подхода (и буду настаивать на нем), который действительно изменит систему муниципального заказа. В нем есть два ключевых момента.
Первый - повышение роли и самостоятельности бюджетных учреждений. Сегодня процесс муниципальных закупок очень жестко централизован. За учреждение думают, заказывают, принимают, поставляют, - то есть осуществляют хозяйственную деятельность, - наши департаменты и комитеты. Максимум полномочий по закупкам должен быть отдан в учреждения. Да, мы понимаем, что это сложно, что у нас около 800 учреждений, и не всегда им хватает квалификации... Но когда-то это надо начинать. В противном случае наши учреждения так и останутся беспомощными и будут стоять с протянутой рукой у чиновника, который решает, давать сегодня или не давать.
Второй - мы внедряем распределенную модель заказа. Сегодня у нас все "в одном флаконе". Департамент или комитет сам решает, что покупать, сам проводит конкурс, сам организует конкурсную комиссию и сам же заключает муниципальный контракт. То есть одно лицо сегодня принимает все решения.
По новой концепции, мы разделяем функции заказчика, выделяем конкурсную комиссию, вводим уполномоченный орган по закупкам и контрольный орган. То есть выстраиваем систему, когда ни одно лицо в администрации не сможет принять единоличное решение, включая меня самого. Наши цели - это прозрачность и антикоррупционность.
- Ни для кого не секрет, что финансовая база муниципалитетов сегодня оставляет желать лучшего. С вашей точки зрения, чего сегодня не хватает местному самоуправлению? Что нужно сделать, чтобы бюджет города стал профицитным?
- Перми, по сравнению с поселениями, конечно, проще в этом отношении. Поселения сегодня страдают в первую очередь.
Конечно, есть дефицит. Конечно, ресурса не хватает. Но прежде чем жаловаться, надо спросить себя: а сами-то мы все сделали для того, чтобы в полном объеме реализовать доходную базу своего бюджета? Да не все! Только добрались до аренды, до приватизации, до земли, впереди огромная работа по земельному налогу - есть резервы, которые мы должны мобилизовать.
Кроме текущих поступлений, думаю, мы в правильном направлении работаем с областью. Тот миллиард, который на сегодняшний день приходится на город под реализацию приоритетных региональных проектов, это очень серьезная величина.
Кроме того, логично было бы пересмотреть распределение налогов. Конечно, в интересах города хорошо было бы отдать ему все полномочия по малому бизнесу и предпринимательству. Кроме единого налога на вмененный доход, также было бы неплохо взять упрощенную систему налогообложения и сделатъ ее местным налогом "упрощенка" сегодня поступает в краевой бюджет.
Второй момент. На сегодняшний день по ряду земельных участков доходы между городом и областью делятся в соотношении 50 на 50. Думаю, было бы правильнее замкнуть на город все поступления по земле.
И третье - сегодня налог на имущество юридически также поступает в краевой бюджет. Нам, опять же, хотелось бы его перевести на городской уровень. Может быть, в чем-то уступив взамен - и тогда все встанет на свои места.
Ведь в чем заключается источник доходности муниципалитета? Это территория, это пространство городов, районов, это земля и все, что с ней связано, это имущество, которое стоит на земле. Все равно когда-нибудь будет совершен пере ход на единый имущественный налог, и мы уже сегодня готовы работать в этом направлении.
Другой источник доходное это - малое предпринимательство, бизнес, торговля, развлекательная сфера. На развитие "большой" промышленности город все-таки очень опосредованно влияет.
Вместе с передачей полномочий по регулированию этих сфер надо заинтересовать нас экономически. То есть если мы хорошо сработали и повысили показатели, мы должны получить определенные дивиденды. На верное, следует экономически заинтересовать муниципалитеты в работе, направленной на развитие предпринимательства.
Новый компаньон, N45 (434), 5 декабря 2006 г.