Первый российский миллионер написал скандальную книгу о первоначальном накоплении капитала, нравах в бизнесе и политике
- Россия забыла о своем первом миллионере? Я напомню...
Нынешние российские олигархи протирали штаны на комсомольских собраниях, когда Тарасов на весь СССР объявил, что зарабатывает 3 миллиона в месяц. И показал c телеэкранов свой партбилет, где в графе `партвзносы` значилось: 90 тысяч рублей. Страна, в которой даже слово `бизнес` было ругательным, выпала от такой наглости в осадок. А хозяин партбилета, чтобы не сесть за решетку, бежал в Лондон - о котором Абрамович с Березовским знали тогда лишь по школьным учебникам. После он то пропадал в зарубежных далях, то всплывал в России с экзотическими идеями. А то и пытался избраться Президентом РФ.
И вот Тарасов опять в Москве со своей книгой `Миллионер`, в которой признался, что ударными партвзносами просто отмывал деньги. Такая `оптимизация` налогов не снилась даже Ходорковскому! Да много еще в книжке о чем и о ком скандального.
- Денег на этом хотите заработать? - прямо спросил я Тарасова в модном московском гольф-клубе, где он презентовал свои `вирши`.
- Нет, - грустно ответил бизнесмен. - Мой гонорар - всего 10 процентов от продаж книги. Друзья говорят: `Зачем ты обнажился?` Но для Запада такие исповеди - норма. Это в России мы все темним.
- Кстати, очень народ переживает: наших богачей из Лондона еще не гонят? - поинтересовался я, хотя по румяному лицу миллионера было и так видно - пусть попробуют.
- К россиянам относятся даже лучше, чем раньше! - не сомневаясь, сказал Тарасов. - А Абрамовичу к концу года английская королева может даже орден дать.
- За что?!!
- Ну как? Он же там такие деньги вкладывает!
Грустно стало уже мне. Я бросил докучать начинающему писателю, нетерпеливо поглядывающему на тусовку своих друзей-бизнесменов. Те пили виски за светлое будущее русской литературы.
А что еще спрашивать? Все написано!
Как Ельцина в первый раз выбирали
Первый съезд народных депутатов России, проходивший в Кремле, являл собой абсолютно неуправляемую массу. На съезд приехал Горбачев. Они с Лукьяновым сидели в ложе, созерцая сверху все происходящее. В перерыве Горбачев беседовал с депутатами и даже рассказал анекдот про себя:
`У президента США 100 телохранителей, один из них террорист, но он не знает кто. У президента Франции 100 любовниц, одна больна СПИДом, но он не знает какая. А у Горбачева 100 экономических советников, один из них умный, но он не знает, кто именно`.
Подходит ко мне знакомиться Александр Коржаков:
- Артем, у нас к тебе большая просьба! Ельцин везде ходит без охраны. У меня нет ни оружия, ни людей. Мне срочно нужен пистолет или еще лучше автомат...
А мне тогда нелегально привезли из Италии газовый пистолет. Я отдал это `грозное` оружие Коржакову, он очень меня благодарил. А вскоре от нашего кооператива `Исток` к Ельцину были приставлены несколько молодых парней. Ночью они дежурили у подъезда, а с утра ездили за его `Москвичом`. Так начиналась история скандально знаменитой службы безопасности Президента России.
Во время съезда мы очень старались, чтобы Ельцина избрали председателем Верховного Совета. В день голосования я закупил в `Березке` семь ящиков баночного пива и привез их на своем `Мерседесе` прямо до кремлевского подъезда. Потрясенные милиционеры не задали ни одного вопроса, поскольку никогда не видели такой роскошной машины в Кремле.
Мы поставили ящики при входе в буфет и спрашивали: за кого голосуешь? Если за Ельцина - тогда банка пива бесплатно!
Ельцина избрали с минимальным преимуществом.
Как Лужкова мэром назначили
Гавриил Попов, только что назначенный Ельциным мэр столицы, вдруг попросил приехать к нему домой. Он жил тогда в правом крыле здания Университета на Воробьевых горах в старомодной московской коммуналке. В комнате мэра был обшарпанный диван, на котором мы едва разместились, древний стол и чай, поданный в разноцветных чашках без блюдец.
Попов заявил, что принимает дела в Моссовете и хочет, чтобы я стал его первым замом и председателем Мосгорисполкома.
Я отказался. Попов удивился и попросил кого-нибудь ему порекомендовать в заместители. В моей голове сразу мелькнули две фамилии: Николай Гончар, бывший предисполкома Бауманского района Москвы, и Юрий Михайлович Лужков.
- А кто они такие, эти люди? - спросил Попов. - Кто из них лучше?
Я про себя решил так: кто из них меня более радушно встретит, того и порекомендую!
Лужков управлял тогда Мосплодовощпромом. Как плодов, так и овощей, Москве хронически не хватало, поэтому Лужкову все время доставалось. В те дни Юрий Михайлович просто дорабатывал, озабоченный необходимостью искать новое место службы. Судить о его настроении можно было уже по поведению секретарши. Она с раздражением произнесла:
- Он вас не примет, и не надейтесь! У него сейчас начнется совещание с `Пепси-Колой`.
Я уже решил ехать к Гончару. Вдруг отворилась дверь кабинета и появился Лужков:
- Дорогой Артем! Как я рад тебя видеть! Заходи, пожалуйста!
- Куда вы пойдете работать, Юрий Михайлович? - спросил я.
- Знаешь, мне звонили из КБ `Хим-автоматика`, просят вернуться туда гендиректором. Я, наверное, соглашусь...
- А председателем Мосгорисполкома и замом мэра поработать не хотите? - спрашиваю.
После паузы Лужков нажал кнопку селектора:
- Со мной никого не соединять! Совещание отменяется!
Мы прошли в подсобную комнату для приватной беседы. Попивая чай, я рассказал о встрече с Поповым. Лужков все больше возбуждался:
- Я справлюсь, Артем! Честно говорю: я справлюсь с этой должностью!
Вот так и произошло поистине историческое для Москвы событие. Я позвонил Попову, и он назначил встречу для знакомства с Юрием Михайловичем.
Как Мавроди собирался в олигархи
Я знал, что Сергей Мавроди на пике своего `МММ` вышел по оборотам бизнеса в России на второе место после `Сникерса`. Мавроди получал примерно 5 миллионов долларов в день, а `Сникерс` - пять с половиной.
Один из его ближайших сподвижников рассказал мне забавный случай. Однажды у ворот центрального офиса `МММ` несколько дней простояли грузовики. Им почему-то не разрешали заехать, а может, просто забыли. Шоферам было все равно, потому что им оплачивался простой и командировочные. Они бросили машины и пили пиво в баре.
Грузовики были небрежно прикрыты брезентом. Один из сотрудников фирмы заглянул в кузов грузовика, а там сверху донизу все забито пачками денег...
Этот же бизнесмен рассказал, что Мавроди хотел поработать еще год-два и перекинуть свою систему на Восточную Европу. А на собранные в Европе деньги выкупить целый сектор экономики в России. То, что потом, к сожалению, за бесценок перешло в руки олигархов.
Как покупали Маргарет Тэтчер
Как-то Жириновский пришел в столовую Думы с кучей телохранителей. Туда же вошли два оператора с телекамерами и журналисты. Жириновский отправился к столику, за которым всегда обедал. А там сидел Марк Горячев - молодой депутат из Ленинградской области, доедавший свою сосиску.
- Так! Этот столик зарезервирован за ЛДПР. Быстро его освободите! - приказал Жириновский.
Марк Горячев молча встал и двинул со всей силы кулаком в лицо...
И тут произошло нечто совершенно странное. Жириновский достал платок, в полной тишине вытер нос и сел за соседний стол. А Горячев стал очень знаменит среди депутатов. Он тратил большие деньги на свое паблисити.
- Слушай, а нельзя ли устроить мне встречу с Маргарет Тэтчер? - спросил меня как-то Марк. - Мне надо с ней сфотографироваться.
- Хорошо, - сказал я. - Попробую узнать.
Я связался с ее референтом и сразу же получил обескураживающий ответ:
- Частное фото? Нет проблем - 10 минут беседы, и фотографии вам обойдутся в 10 тысяч фунтов, которые вы должны направить в благотворительный фонд Маргарет Тэтчер.
Я сразу вспомнил, что встреча с Черномырдиным стоила 50 тысяч долларов. Но разница в том, что деньги от встречи с Тэтчер попадали в фонд борьбы с раковыми заболеваниями, а в российском случае отдавались черным налом.
Как Масхадов боролся с похищениями людей
У Масхадова, к сожалению, реальной власти никогда не было.
Малик Сайдуллаев рассказывал мне, как однажды на собрании, где сидели Радуев, Басаев и им подобные, Масхадов говорил о новых мерах борьбы с похищениями людей. Выслушав его, Радуев предложил:
- Пусть несколько человек, фамилии которых я сейчас назову, покинут зал!
Названные им люди тут же встали и вышли.
- Вот посмотри, уважаемый господин президент, - сказал тогда Радуев, - все, кто остался в этом зале, воруют людей. Так что ты там хотел с нами сделать?
И Масхадов, проглотив это оскорбление, ушел.
23 сентября 2004 г.
Андрей СЕДОВ
FOTOXPRESS.
ЗАО ИД `Комсомольская правда`, 2002
http://nvolgatrade.ru/