Возможное назначение бывшего президента Финляндии Марти Ахтисаари уполномоченным по проведению переговоров об окончательном статусе Косово воспринято положительно, как албанцами, так и сербами, проживающими в этом бывшем югославском крае. Обе стороны надеются на то, что их точка зрения будет учитываться полностью. Местные албанские политики, ведущую роль среди которых занимает Ибрагим Ругова – глава Косово, или как его нередко называют, президент, выступают за независимый статус края. Подавляющее число сербских политиков в Косово склоняются к мысли о том, что не возможно вернуться к ситуации до 1999 года, когда при Слободане Милошевиче край был превращен в провинцию Сербии, лишён автономии, а действия сербских подразделений МВД привели к массовому бегству местных албанцев и вмешательству международного сообщества. Одновременно они понимают, что невозможно разделение Косово по этническому признаку или его присоединение к соседним государствам, в частности, к Албании.
Противоположные на первый взгляд позиции албанцев-косоваров и сербов, проживающих в Косово, в действительности, совпадают по объективным причинам в одном: правовой статус этой территории уже не может быть прежним - таким, каким он был до отмены автономии при Милишевиче. Примечательно, что находящееся под фактически международным управлением Косово (здесь действует глава созданной ООН администрации), не может само решить вопрос о своем статусе. В Законодательном собрании Косово (по-албански – Кувендит, а по-сербски – Скупштина), состоящем из 120 мест, большинство принадлежит албанским партиям – Демократической лиге Косово и Демократической партии Косово и меньшинство – нескольким сербским партиям, но сам этот орган не вправе заниматься международными и военными вопросами.
Косовская проблема имеет ещё нескольких аспектов, которые при урегулировании будут оказывать серьезное влияние на всё происходящее уже в ближайшее время. Во-первых, это позиция Белграда, где у власти находится крайне непрочная коалиция, во главе которой стоит Воислав Коштуница, во многом зависящий от настроений националистически настроенных политиков. Во-вторых, на развитие ситуации будет воздействовать точка зрения политических кругов Черногории, образующей вместе с Сербией двуединое государство. Как президент Черногории – Филип Вуянович, так и премьер-министр Мило Джуканович, не заинтересованы в активном участии в решении косовского вопроса. Подгорица ориентируется на усиление связей с Европой и не хотела бы оказаться вовлеченной в межэтнические проблемы: в самой Черногории проживает достаточное количество албанцев, имеющих здесь свои политические организации.
Расстановка политических сил внутри Сербии, Черногории и в Косово, а также усиливающаяся активность международного сообщества, прежде всего европейцев, стремящихся нормализовать ситуацию в регионе, серьезно затрагивает интересы соседних государств, которые не хотели бы обострения `албанского вопроса`. Прежде всего, это относится к Греции и Республике Македонии. Официальные Афины устами главы правительства Греции Константиноса Караманлиса оказали поддержку премьер-министру Сербии Воиславу Коштунице, выступившему 24 октября на заседании СБ ООН и заявившему о необходимости решать проблему статуса Косово на основе Устава ООН, Резолюции 1244 и учёте принципов Европейского Союза. Заявление сербского премьера означает фактически несогласие с любыми действиями, направленными на изменение границ и территориальной целостности Сербии. В свою очередь, Афины считают, что проблема должна быть решена с учетом интересов Сербии и албанцев-косоваров, а также настаивают на договоренности о защите национальных меньшинств в Косово и сербских православных святынь в крае, при том что населенные сербами районы должны получить гарантии и пользоваться возможностью осуществлять самоуправление.
Для другой страны – Республики Македонии важно, чтобы косовский вопрос не обострил ситуацию в стране, где в результате Охридских соглашений между правительством страны и политическими организациями албанцев-граждан Македонии после вспышки межэтнических столкновений были достигнуты договоренности, гарантировавшие албанцам широкие права. Тесная взаимосвязь событий на Балканах и включение в процесс урегулирования вопроса о статусе Косово ООН ставит на повестку дня вопрос о возможных сценариях развития событий.
Первый из них, условно называемый `федерализация`, может заключаться в создании триединой федерации Сербия–Косово–Черногория с широкими правами для Приштины, равными нынешним полномочиям Подгорицы. В этом случае, без объявления самостоятельности, Косово фактически станет не только равным Черногории, но будет пользоваться большим объемом полномочий, так как Белград уже давно не контролирует ситуацию в крае. Однако многое будет зависеть от албанской стороны, которая выступала с требованием независимости для Косово и видела в подобных планах стремление Белграда не допустить ухода края из-под формальной юрисдикции Сербии.
Второй сценарий следует рассматривать в контексте происходящих в регионе событий, а именно усиления европейской ориентации Балканских государств и их стремления расширить интеграцию в Евросоюз. Для Косово это будет означать признание независимости в качестве государственного образования и предоставление особого статуса в Европейском Союзе, который должен гарантировать соблюдение всех прав и свобод меньшинств в политической и культурной областях. Данное обстоятельство автоматически заставит уже в ближайшее время создать соответствующую юридическую базу, включая написание конституции, принятие других законов и предоставление материального обеспечения для развития гражданского общества в крае со стороны европейцев. При этом последние должны будут гарантировать самостоятельность Косово, которое не будет иметь право присоединяться к другим государствам (в частности, к Албании).
В любом случае, поиск решения вопроса о статусе Косова будет сопровождаться требованиями Белграда учитывать его интересы не только и не столько в контексте проблемы территориальной целостности Сербии, уже давно потерявшей реальный контроль над Косово, сколько с точки зрения стремления получить возможность двигаться в направлении Европы. Для нынешнего руководства Сербии, где умеренный политик президент Борис Тадич вынужден работать с вошедшим в сотрудничество с националистами премьером Воиславом Коштуницей, такое развитие событий может создать определенные положительные условия. В то же время, `жесткое` отделение Косово способно вновь усилить националистические настроения в сербском обществе и породить серьезный политический кризис. Насколько сильными окажутся позиции Марти Ахтисаари среди албанских и сербских политиков в Косово, а также в Белграде, будет зависеть судьба не только самого края, но и мира в регионе. Одновременно, `формула Ахтисаари` может стать в дальнейшем инструментом при решении аналогичных проблем не только на Балканах.
Артём Улунян
Ноябрь 03, 2005
http://www.prognosis.ru/news/region/2005/11/3/ulunyan.html