Судя по всему, непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) во главе с Игорем Смирновым выбрала новую тактику поведения. Постоянно отказываясь от ведения реальных переговоров с Кишиневым, он затягивает решение вопроса о восстановлении территориальной целостности Молдовы, стремясь получить для себя максимальные привилегии. Тем временем в приднестровском регионе Молдовы сложилась весьма причудливая общественно-политическая система , которую можно условно назвать кланово-неосоветским режимом. В условиях продвижения Молдовы в Европу, её фактического отказа общества от идеи объединения с Румынией, выдвигавшейся ранее радикально настроенными политиками и отдельными общественными движениями, власти в Тирасполе уже не могут апеллировать к угрозе `румынизации` этого региона с его мультиэтническим населением.
Между тем, хозяйственная жизнь и практически вся имеющаяся в Приднестровье промышленность уже давно находится под плотным контролем небольшой группы лиц, входящих в высшие эшелоны власти или имеющих связи с режимом Игоря Смирнова. Именно в целях сохранения сложившейся ситуации Тирасполь не хотел бы интенсифицировать восстановление территориальной целостности Молдовы и желает неопределенности статуса ПМР. В свою очередь, Кишинев видит одной из своих задач восстановление хозяйственного и экономического пространства Молдовы как первый шаг на пути объединения Приднестровья с остальной частью Молдовы. Более того, молдавские власти пошли на применение налоговых норм, которые позволяют приднестровским фирмам и предприятиям, зарегистрированным на основной части Молдовы, выплачивать налоги таким образом, что они фактически возвращаются в Приднестровье. Однако и здесь, по свидетельству независимых наблюдателей существует проблема: тираспольские власти оказывают нажим на такие организации с тем, чтобы не допустить их фактического перехода под юрисдикцию Молдовы.
Требование украинской таможни предъявлять сертификат Республики Молдовы на приднестровские товары можно считать выполнением элементарных требований в практике международных отношений. Нанесен удар по так называемым `серым схемам` ухода от налогов и доставки контрабанды в Украину или транзита контрабандных грузов через её территорию. Разумеется, эти сугубо экономические меры имеют и политическое измерение. Во-первых, Украина и Молдова чётко ориентированы на вхождение в Единую Европу и формирование демократических общественно-политических систем. Во-вторых, обе страны входят в ГУАМ и Сообщество демократического выбора. Российские власти достаточно жёстко, если не сказать раздраженно, отнеслись к этим объединениям, видя в них реализацию плана создания `санитарного кордона` между нынешней Россией и Европой. Режим в Тирасполе решил использовать данное обстоятельство для укрепления собственных позиций с помощью Москвы.
Хозяйственно-экономические интересы высшего эшелона руководства ПМР в новых условиях могут быть гарантированы Россией. Тезисы `осажденной крепости`, `военной угрозы`, `экономической блокады` и `гуманитарной катастрофы` используются в пропагандистских заявлениях властей непризнанного Приднестровья и местных СМИ. Попутно принят закон о неправительственных организациях, содержание которого не оставляет сомнений о том, кто на территории СНГ является образцом для политического подражания. По сообщениям информационного агентства `Инфотаг`, `наблюдатели в Кишиневе предполагают, что вслед за указом последует ряд репрессивных мер в отношении некоторых неправительственных организаций Приднестровья, которые получают гранты от западных структур либо негласное финансирование из Кишинева`.
США и Европа полностью поддержали действия Украины и Молдовы по упорядочиванию пограничной хозяйственной деятельности, в то время как Россия выступила против. Более того, Евросоюз и США призвали Тирасполь серьезно отнестись к подготовке очередного раунда переговоров `5+2`, намеченных на 4-5 апреля текущего года. Заявление Игоря Смирнова чуть ли не о выходе Тирасполя из переговорного процесса после изменений на приднестровском участке молдово-украинской границы способны негативно повлиять на ситуацию в целом, включая и позиции России.
На данный момент существует несколько сценариев развития событий в регионе. Первый из них включает усиление вмешательства России и оказание финансовой помощи Тирасполю. По мнению представителей приднестровского режима ежеквартальная помощь должна составить 50 млн. долларов. В этом случае, Москва, несмотря на существующие внутренние экономические проблемы, фактически возьмет на себя содержание ПМР с тем расчётом, чтобы сохранить существующий там режим, и в интересах правящей в регионе группировки осложнит свои отношения с Европой и США. Подобные действия никак не скажутся в экономическом отношении на российско-молдавские и российско-украинские отношениях, но дадут Киеву и Кишиневу ещё один аргумент в пользу скорейшего присоединения Украины и Молдовы к евро-атлантическому сообществу.
Второй вариант развития событий представляет собой сочетание финансовых, дипломатических и политических шагов со стороны России с целью продолжать сохранение статус-кво в регионе, выступая `адвокатом` Тирасполя, через которого приднестровский режим сможет общаться с международным сообществом. В таком случае, приднестровская сторона превратит Москву в зависимого от неё игрока и, более того, при определенных обстоятельствах может `подвести` своего старшего партнера. Срыв переговорного процесса по восстановлению территориального единства Молдовы по вине Приднестровья способен повлиять на отношения Москвы, Вашингтона и Брюсселя самым негативным способом.
Существует и гипотетический третий вариант: приднестровский вопрос будет использован Кремлем как некий козырь и аргумент в переговорах с евро-атлантическим партнерами. Однако в таком случае, отказ от ранее декларируемой безоговорочной поддержки тираспольского режима может негативно повлиять на образ России в других точках `замороженных конфликтов` и создать исключительно своеобразное представление о ней в среде потенциальных партнеров на международной арене.
В любом случае, таможенный вопрос, превращаемый в политический конфликт совершенно не нужен России. Если, конечно, при этом не `играть с самим собой`.
Артем Улунян
Март 15, 2006
http://www.prognosis.ru/news/region/2006/3/15/ulunyan.html