04 сентября 2006
3345

Артем Улунян. Смена поколений по-эстонски

Неудачные попытки отобрать президентский пост у Арнольда Рюйтеля приводят оппозицию к мысли о конституционной реформе.

 

 

 

Прошедшие 28 и 29 августа в эстонском парламенте три неудачных раунда выборов нового президента выявили характерную особенность, присущую так называемым переходным обществам: наличие жёсткого противостояния право- и лево-центристских коалиций. При этом в рамках ещё только формирующейся партийно-политической системы любой политик, претендующий на первый пост, становится заложником договоренностей неоднородных, но близких друг другу политических сил.

 

Особенность Эстонии состоит в том, что в соответствии с конституцией этой страны президент избирается национальным парламентом (Riigikogu), и если три раза подряд ни одна из кандидатур не набирает двух третей голосов (68 из 101), голосование переносятся в коллегию выборщиков, формируемую парламентом и членами местного самоуправления. Здесь уже один из двух кандидатов должен набрать простое большинство голосов. Подобная схема непрямого избрания президента восходит к довоенному периоду. Между тем, складывающаяся в Эстонии политическая ситуация обусловлена жёстким неприятием определённой частью общества нынешнего президента. Арнольд Рюйтель находится на своём посту с 2001 г. и имеет право на ещё один президентский срок.

 

Противники действующего главы государства — вторая по численности парламентская партия `Союз за Республику`, `Союз Отечества`, социал-демократы и реформисты, также имеющие серьезное представительство в Riigikogu, считают, что нынешний глава государства не может больше представлять страну на международной арене. Причина тому — несколько громких скандалов и неправильная, с точки зрения оппозиции, политика. Основной оппонент Рюйтеля — вице-спикер парламента, член `Союза за Республику` Эне Эргма, её политическая программа сводится к девизу: `Мы [Эстония] должны идти вперёд, а не назад`. Выдвинув свою кандидатуру на пост президента, Эргма в первом туре голосования набрала 65 голосов из необходимых 68-ми. Такой результат сам по себе отчётливо выявил границу между различными политическими силами в эстонском обществе.

 

Поддерживающие Рюйтеля `Народный союз` (четвертая по численности фракция) и `Партия Центра`, имеющая самое большое представительство в парламенте, опираются преимущественно на сельский электорат, бывшую советскую хозяйственную номенклатуру и так называемых мелких хозяев. Они считаются в определённой степени евроскептиками, хотя открыто никогда не заявляли об отказе интегрировать Эстонию в Европу.

 

Пропрезидентским силам противостоит `молодое поколение`, объединенное в оппозиционный прогрессистский блок, и выступающее с правоцентристских позиций. Второй и третий раунды выборов в парламенте закончились для них без надлежащего результата. Оппозиция выдвинула нового единого кандидата — Тоомаса Хендрика Ильвеса, депутата Европарламента от Эстонии. Ильвес хорошо известен в Европе и США, где он занимался преподаванием эстонского языка, работал в эстонской службе Радио `Свободная Европа`, был послом Эстонии в Канаде, Мексике и США и занимал пост главы эстонского МИДа. Именно Ильвес будет бороться с Рюйтелем на коллегии выборщиков, которая должна состояться 23 сентября. На нее сделал ставку Рюйтель, что объясняется широким представительством `народников` и центристов в местном самоуправлении. Именно поэтому представители обеих пропрезидентских партий бойкотировали голосование в парламенте.

 

При всей кажущейся ограниченности власти президента Республики Эстонии, в действительности он обладает достаточно широким кругом полномочий, относящихся, прежде всего к назначению главы правительства, проведению оборонной и внешней политики страны. Однако общая проблема для стран с непрямым избранием главы государства очень часто заключается в том, что победивший кандидат имеет лишь незначительный перевес голосов. В случае с Эстонией данное обстоятельство может послужить предлогом для изменения конституции. Премьер-министр Андрус Ансипа, принадлежащий к `Партии реформ`, входящей в правящую коалицию, но находящуюся в оппозиции президенту Рюйтелю, уже сформулировал возможный вектор конституционной реформы: переход к прямому всенародному голосованию на президентских выборах.

 

Судя по всему, зондирование почвы, предпринятое Ансипом, обуславлено двумя причинами: стремлением оппозиции влиять на состав правительства и связанной с этим необходимостью пересмотреть объем полномочий президента страны. Прежде всего, это означает нейтрализацию альянса `Народного союза` и `Партии Центра`, в которых ведущую роль играют уже `привыкшие` к власти представители старшего поколения эстонских политиков. Изменение полномочий президента может оказаться выгодным для противников Рюйтеля с точки зрения `текущего момента`. В любом случае, непростые президентские выборы в Эстонии указывают на возможную эволюцию её конституционного устройства и формирование новой партийно-политической среды.

 

Артем Улунян

Сентябрь 04, 2006

http://www.prognosis.ru/news/crevolution/2006/9/4/eee.html

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован