14 сентября 2004
368

Атаки на зарубежные базы террористов еще предстоит легализовать

После трагедии в Беслане официальная Москва продолжает делать резкие заявления. Не осталось в стороне и военное ведомство. Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Юрий Балуевский заявил, что Россия будет наносить превентивные удары по базам и бандам террористов, где бы они ни находились. Подобные заявления могут иметь под собой основу, если вспомнить слова обращения президента Владимира Путина к россиянам.

Большинство наблюдателей сочло эти слова российского военачальника `сотрясанием воздуха`, справедливо рассуждая о том, что по заявлениям о серьезности намерений судить глупо, судят по действиям. А действий в этом направлении до сих пор, несмотря на многочисленные заявления на самых высоких уровнях за последние годы, так и не следует. С одной стороны, это России может явно вредить. Чего стоит только ультиматум Грузии по поводу деятельности боевиков в Панкисском ущелье, за которым при в общем-то не изменившемся положении с боевиками ничего не последовало, - чуть ли не весь мир потом говорил, что к мнению и позиции Москвы можно не прислушиваться.

С другой же стороны, российские официальные лица, похоже, рассматривают подобные заявления как часть дипломатической борьбы, развернувшейся с новой силой после трагических событий в Беслане: прочь двойные стандарты в оценке `чумы XXI века`, выдайте нам террористов Закаева и Ахмадова, и вообще мы имеем на `превентивные удары` такое же право, как, к примеру, США, Великобритания или Израиль, объясняющие свои силовые действия заботой о собственной безопасности.

В этой связи вызывают интерес обстоятельства, в которых выступал перед журналистами начальник генштаба российской армии. Юрий Балуевский сообщил об этом общественности после переговоров с верховным главнокомандующим вооруженными силами НАТО в Европе американским генералом Джеймсом Джонсом. На них, по официальной информации, обсуждалось взаимодействие военных России и США в борьбе с терроризмом - оперативный обмен информацией по всем структурам и ячейкам террористов, оперативные реагирование и совместимость, а также все вопросы, касающиеся подготовки подразделений для борьбы с терроризмом. Обращает на себя внимание и пассаж генерала о том, что эффективная работа, направленная на борьбу с террористами, может быть достигнута `только совместными усилиями`.

Перспективными видятся и обнародованные итоги переговоров главы российского МИДа Сергея Лаврова в Израиле, согласно которым Москва и Тель-Авив намерены совместно бороться с терроризмом. По большому счету, это сотрудничество Москва может оценивать как даже более полезное для себя, чем `партнерство с США`. Не секрет, что Израиль - один из самых стратегических партнеров США и ключевой союзник Вашингтона на Ближнем Востоке - традиционно имеет большое влияние на решения, принимаемые в Белом доме. И предстоящие в США выборы вряд ли изменят `элитарность` Израиля для США, независимо от их результатов.

Стоит также отметить, что заявления начальника Генштаба полностью укладываются в контекст брошюры `Актуальные задачи реформирования ВС РФ`, презентованной главой военного ведомства Сергеем Ивановым президенту, стране и миру в прошлом октябре. Готовила тот доклад специальная рабочая группа военного ведомства под руководством тогда еще первого заместителя начальника ГШ ВС РФ генерала Юрия Балуевского. Именно по этому документу живут, реформируются и развиваются сегодня в Минобороны, а в нем как раз и сказано о возможности `в случае необходимости и угрозы` применения военной силы и нанесения превентивных ударов по другим странам.

Вместе с тем наблюдатели напоминают об обращении президента РФ Владимира Путина к россиянам по поводу событий в Беслане. Аналитики отметили, что Владимир Путин не говорил о том, что `Россия оставляет за собой право наносить удары по базам террористов по всему миру`. Реакция на гибель Яндарбиева (в уничтожении этого отдельно взятого террориста обвинены российские граждане) свободно проживавшего в Катаре, показала, что подобного права за Россией никто не признает (за это и боремся!). А наносить удары по террористам за границами России мы сможем только одновременно с объявлением войны тем странам, которые террористов укрывают и спонсируют. А бороться с террористами, не борясь с их хозяевами, попросту бессмысленно. Поэтому обнадеживающим признаком является то, что вместо мечтательных обещаний `нанести удар террористам в их логове` президент сосредоточился в рамках объявленной им программы на оборонительных мерах, - укреплении единства страны, реорганизации управления Северным Кавказом и деятельности правоохранительных органов.

Многие полагают, что слова президента звучат сегодня не только как обращение к гражданам страны, но и как ответ на выдвинутый извне ультиматум, как ответное объявление войны. Слова Путина означают, что России следует ожидать новых диверсионных вылазок и новых попыток взорвать страну изнутри (об этом, кстати, заявил после теракта у метро `Рижская` и министр обороны Сергей Иванов), равно как и усиления давления по периметру наших границ (охрана и оборона России от внешнего противника - прямая задача Вооруженных сил). И, по идее, в нынешних условиях и после таких слов президента это может повлечь встречные действия против истинных агрессоров. Между тем, и истинные намерения российского руководства относительно превентивных ударов можно будет понять после `прописки` возможности таких действий в законах. Пока же этого нет, а доклад Сергея Иванова - та самая брошюра, по которой сегодня живут российские военные, - по большому счету не имеет никакой юридической силы.


Никита Петров
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован