Эксклюзив
Мельников Алексей
20 октября 2016
2001

«Автоэволюция»: в плюс или в минус?

Main unnamed  2

В Калуге прошла ежегодная конференция автопроизводителей, поставившая положительный диагноз падающему авторынку

По данным аналитического агентства Автостат, традиционно участвующего в калужских «Автоэволюциях», за 9 месяцев 2016 года продажи новых легковых автомобилей в России сократилась на 14,4% и едва превысили 1 млн. штук. Почти 10% объемов продаж потеряла KIA, 6% - «Фольксваген», по столько же – «АвтоВАЗ» и «Тойота». На 24% упала реализация автомобилей Nissan. А Mitsubishi за полгода провалился аж на 54%. В плюсе (пусть небольшом), как ни странно - сугубо отечественные марки: ГАЗ и УАЗ. А также китайцы со своим неритязательным Lifan.

Между тем открывший состоявшуюся на днях в Калуге очередную «Автоэволюцию-2016» губернатор области Анатолий Артамонов, оптимистично заверил публику, что дно автокризиса в стране преодолено. Оно, это дно (в Калужском автокластере, во всяком случае), по словам главы региона, пришлось как раз на прошлый, 2015 год. «За первое полугодие 2016 года объём производства у калужских автопроизводителей увеличился на 15%, - заявил на автофоруме Анатолий Артамонов, - а у производителей автокомпонентов – на 22%». За 9 месяцев, пообещал областной руководитель, цифры должны быть еще более оптимистичными.

Между тем финансовые показатели самих калужских автогигантов настраивают на меньший оптимизм. И калужский «Фольксваген», и его сосед по автокластеру «Вольво» закончили год с миллиардными убытками и еще более внушительными долгами. С проблемами настолько серьезными, что такой мощный автогигант, как «Фольксваген» впервые за всю историю «Автоэволюций» не смог принять форум на своей традиционной площадке в корпоративном отеле «Амбассадор», что расположен в технопарке «Грабцево». И устроителям пришлось перемещаться на новую – под крышу, очевидно, более финансово благополучной группы «Ташир», в его отель SK Royal. Да и сами представители немецкого автогиганта (тоже, надо признать, впервые за всю историю существования завода «Фольксваген» в Калуге) не сочли возможным участвовать в традиционном афтофоруме и прокомментировать оптимистические высказывания калужского губернатора.

Разнополярная, как выяснилось, эволюция рынка продаж автомобилей и производственного сектора автопрома не исключено, что обусловлена нетерпеливыми ожиданиями восстановления прежних бурных динамик движения главных сборочных конвейеров на том же калужском «Фольксвагене» или другом местном автогиганте «Пежо-Ситроен-Митсубиси». Вопрос о том, насколько менее платежеспособный российский рынок способен такое несметное количество новых авто проглотить (скажем, 225 тысяч, заложенных в проекте калужского «Фольксвагена» и 125 тысяч в ПСМА-Рус), пока не обсуждается. Хотя тот же Анатолий Артамонов на нынешней «Автоэволюции» записал падение доходов населения (точнее – удешевление российской рабочей силы) в актив автопроизводителей, а не в пассив автодилеров, мучающихся от затоваривания своих складов новенькими легковушками. У народа сегодня просто нет денег их раскупать.

Спасительный, тренд, как обнаружил калужский автофорум – это экспорт. Если не раскупаются машины, то будем продвигать запчасти к ним. Или сами машины, но в самые, как выразился калужский губернатор, «экзотические точки мира». И экспортноориентированная политика реанимации автопрома даёт вполне ощутимый результат. На той же «Автоэволюции-2016» в качестве положительных примеров был упомянут калужский завод «Вольво», правда не имеющий отношения к производству легковых автомобилей. Тот после полной остановки конвейера по сборки грузовиков сегодня вполне ожил, умело подстраховав падения спроса в России на свои недешевые тягачи экспортом кабин к ним. Тоже собираемых в Калуге.

Аналогично и местные заводы Continental, и FUYAO GLASS, и другие – большинство автопроизводителей ищут сегодня в падающем российском авторынки спасительные окна в большой автомир. Как отметил участвующий в работе «Автоэволюции-2016» генеральный директор Российского экспортного центра Пётр Фрадков, вектор экспорториентирования становится сегодня всё более устойчивым. В том же калужском автопроме за последний год экспорт, по его оценкам, вырос на 15%. А в следующем, если повезет, может даже удвоиться.

В условиях сложившегося в стремительно беднеющей России переизбытка мощностей по производству дорогих автомобилей ведётся усиленный поиск поддержания автоэволюции в нужном направлении. А именно: не со знаком «минус», а со знаком «плюс». На том же калужском автофоруме о строительстве новых автозаводов, естественно, уже никто не говорил. Но ничего нового не строить – значит автоматически деградировать.

На «Автоэволюции-2016» всё-таки нашли выход из сложной ситуации: строить не очередной (скорее всего, уже никому не нужный) автозавод, а – полигон для испытания новых автомобилей. Их накопилось в России предостаточно. Росавтодор, как выяснилось на форуме, готов в этом деле помочь: от 3 до 4 млрд. руб. обещал на эти цели Калужской области найти.

Поиски новых выходов (или уже – выездов) из автокризиса в России продолжаются.

 

Алексей Мельников, Калуга.   

 

    

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован