В Калуге прошла ежегодная конференция автопроизводителей, поставившая положительный диагноз падающему авторынку
По данным аналитического агентства Автостат, традиционно участвующего в калужских «Автоэволюциях», за 9 месяцев 2016 года продажи новых легковых автомобилей в России сократилась на 14,4% и едва превысили 1 млн. штук. Почти 10% объемов продаж потеряла KIA, 6% - «Фольксваген», по столько же – «АвтоВАЗ» и «Тойота». На 24% упала реализация автомобилей Nissan. А Mitsubishi за полгода провалился аж на 54%. В плюсе (пусть небольшом), как ни странно - сугубо отечественные марки: ГАЗ и УАЗ. А также китайцы со своим неритязательным Lifan.
Между тем открывший состоявшуюся на днях в Калуге очередную «Автоэволюцию-2016» губернатор области Анатолий Артамонов, оптимистично заверил публику, что дно автокризиса в стране преодолено. Оно, это дно (в Калужском автокластере, во всяком случае), по словам главы региона, пришлось как раз на прошлый, 2015 год. «За первое полугодие 2016 года объём производства у калужских автопроизводителей увеличился на 15%, - заявил на автофоруме Анатолий Артамонов, - а у производителей автокомпонентов – на 22%». За 9 месяцев, пообещал областной руководитель, цифры должны быть еще более оптимистичными.
Между тем финансовые показатели самих калужских автогигантов настраивают на меньший оптимизм. И калужский «Фольксваген», и его сосед по автокластеру «Вольво» закончили год с миллиардными убытками и еще более внушительными долгами. С проблемами настолько серьезными, что такой мощный автогигант, как «Фольксваген» впервые за всю историю «Автоэволюций» не смог принять форум на своей традиционной площадке в корпоративном отеле «Амбассадор», что расположен в технопарке «Грабцево». И устроителям пришлось перемещаться на новую – под крышу, очевидно, более финансово благополучной группы «Ташир», в его отель SK Royal. Да и сами представители немецкого автогиганта (тоже, надо признать, впервые за всю историю существования завода «Фольксваген» в Калуге) не сочли возможным участвовать в традиционном афтофоруме и прокомментировать оптимистические высказывания калужского губернатора.
Разнополярная, как выяснилось, эволюция рынка продаж автомобилей и производственного сектора автопрома не исключено, что обусловлена нетерпеливыми ожиданиями восстановления прежних бурных динамик движения главных сборочных конвейеров на том же калужском «Фольксвагене» или другом местном автогиганте «Пежо-Ситроен-Митсубиси». Вопрос о том, насколько менее платежеспособный российский рынок способен такое несметное количество новых авто проглотить (скажем, 225 тысяч, заложенных в проекте калужского «Фольксвагена» и 125 тысяч в ПСМА-Рус), пока не обсуждается. Хотя тот же Анатолий Артамонов на нынешней «Автоэволюции» записал падение доходов населения (точнее – удешевление российской рабочей силы) в актив автопроизводителей, а не в пассив автодилеров, мучающихся от затоваривания своих складов новенькими легковушками. У народа сегодня просто нет денег их раскупать.
Спасительный, тренд, как обнаружил калужский автофорум – это экспорт. Если не раскупаются машины, то будем продвигать запчасти к ним. Или сами машины, но в самые, как выразился калужский губернатор, «экзотические точки мира». И экспортноориентированная политика реанимации автопрома даёт вполне ощутимый результат. На той же «Автоэволюции-2016» в качестве положительных примеров был упомянут калужский завод «Вольво», правда не имеющий отношения к производству легковых автомобилей. Тот после полной остановки конвейера по сборки грузовиков сегодня вполне ожил, умело подстраховав падения спроса в России на свои недешевые тягачи экспортом кабин к ним. Тоже собираемых в Калуге.
Аналогично и местные заводы Continental, и FUYAO GLASS, и другие – большинство автопроизводителей ищут сегодня в падающем российском авторынки спасительные окна в большой автомир. Как отметил участвующий в работе «Автоэволюции-2016» генеральный директор Российского экспортного центра Пётр Фрадков, вектор экспорториентирования становится сегодня всё более устойчивым. В том же калужском автопроме за последний год экспорт, по его оценкам, вырос на 15%. А в следующем, если повезет, может даже удвоиться.
В условиях сложившегося в стремительно беднеющей России переизбытка мощностей по производству дорогих автомобилей ведётся усиленный поиск поддержания автоэволюции в нужном направлении. А именно: не со знаком «минус», а со знаком «плюс». На том же калужском автофоруме о строительстве новых автозаводов, естественно, уже никто не говорил. Но ничего нового не строить – значит автоматически деградировать.
На «Автоэволюции-2016» всё-таки нашли выход из сложной ситуации: строить не очередной (скорее всего, уже никому не нужный) автозавод, а – полигон для испытания новых автомобилей. Их накопилось в России предостаточно. Росавтодор, как выяснилось на форуме, готов в этом деле помочь: от 3 до 4 млрд. руб. обещал на эти цели Калужской области найти.
Поиски новых выходов (или уже – выездов) из автокризиса в России продолжаются.
Алексей Мельников, Калуга.