06 октября 2006
2793

Автономными учреждения будут становиться по желанию

22 сентября 2006 года принят во втором чтении внесенный 6.04.2006 г. депутатами - членами фракции М.Л.Шаккумом, А.А.Тягуновым, А.К.Исаевым, Н.И.Булаевым, Ф.И.Гайнуллинрой, В.Д.Горюновым законопроект No 286563-4 "Об автономных учреждениях" (ЗА - 327).

Он направлен на создание нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения - некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для оказания услуг, выполнения работ в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Автономные учреждения (АУ), действуя наравне с существующими государственными и муниципальными учреждениями, в отличие от бюджетных структур, будут обладать большей свободой в отношении переданного им имущества и в финансовом обеспечении реализуемых целей. При этом само имущество будет по-прежнему находиться в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, государство увеличивает финансовую самостоятельность организаций, работающих в социальной сфере. Это выражается в том, что оно не контролирует текущую хозяйственную деятельность, а формирует заказ по оказанию услуг конкретного объема и качества и оплачивает их стоимость. Существенным признаком автономного учреждения является именно оказание услуг непосредственно населению.

По инициативе фракции к рассмотрению законопроекта во втором чтении его текст был существенно доработан, что позволило снять большинство разногласий с оппонентами принятия закона.

Так, 14 сентября т.г. Первый заместитель Председателя Государственной Думы, первый заместитель Руководителя фракции "Единая Россия" О.В.Морозов провел встречу с председателями профильных комитетов и представителями профсоюзов, чтобы снять последние разногласия по проекту ФЗ и найти разумный компромисс.

Итогом совещания стало согласование позиций практически по всем позициям, в том числе удалось договориться по главным вопросам:

во-первых, это демократизация процедуры принятия решений по преобразованию государственных и муниципальных учреждений в автономные. "Мы договорились, - отметил О.В.Морозов, - что эта процедура будет осуществляться коллегиально, с обязательным участием в решении этого вопроса трудового коллектива";

во-вторых, исключается возможность изъятия денежных средств, которые были у учреждения в момент его преобразования в АУ.

Комментируя итоги встречи, Председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ Г.И.Меркулова подчеркнула: "Мы надеемся, что сегодняшние договоренности приведут к принятию во втором чтении законопроекта, в котором будут прописаны защитные и демократические механизмы. И это позволит каждому работнику знать, принимая решение, как будет складываться его судьба после преобразования".

Законопроект предполагает, что АУ может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Решение о создании АУ принимается:

- на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, - Правительством РФ;

- на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (в муниципальной собственности), - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (администрацией муниципального образования).

Обязательным условием принятия такого решения является соблюдение предусмотренных законом прав граждан, в том числе права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования, права на участие в культурной жизни.

Изменение типа существующего государственного или муниципального учреждения осуществляется по инициативе или с согласия данного учреждения. При этом проект закона содержит однозначное требование о необходимости одобрения такого решения высшим коллегиальным органом управления данного государственного или муниципального учреждения.

Имущество, в том числе денежные средства, передаваемое АУ при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять предусмотренную уставом АУ деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

Кроме этого, при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения, не допускается изъятие или уменьшение имущества и денежных средств, находящихся у государственного (муниципального) учреждения.

Контроль за деятельность АУ организуется путем создания наблюдательного совета, общей численностью от 5 до 11 членов. В его состав входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти и представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление соответственно государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов и органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения.

К компетенции наблюдательного совета АУ отнесено рассмотрение предложений:

- о внесении изменений и дополнений в устав АУ;

- создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

- реорганизации автономного учреждения и его ликвидации;

- изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

- участии АУ в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или об их передаче иным образом другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника);

- совершении сделок по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которым АУ не вправе распоряжаться самостоятельно, а также совершении крупных сделок и ряд др.

АУ обязано обеспечить открытый доступ населения, включая СМИ, к документам правоустанавливающего характера (устав; изменения, внесенные в него и др.), а также содержащим сведения о состоянии имущества и финансовой деятельности организации (например, аудиторское заключение).

Имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления, его собственником является соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

АУ не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными АУ за счет средств, выделенных ему учредителем. Остальным своим имуществом, в том числе недвижимым, АУ вправе распоряжаться самостоятельно.

Финансовое обеспечение деятельности АУ осуществляется за счет субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и других не запрещенных законом источников.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ, в определенных учредителем средствах массовой информации.

Вступление закона в силу предусматривается по истечении двух месяцев со дня официального опубликования.

Данные новации позволят повысить контроль за эффективностью расходования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, привлечь дополнительные инвестиции в отрасли социальной сферы с целью расширения форм и методов оказания услуг населению, создать стимулы и условия для привлечения высококвалифицированных кадров и совершенствования материально-технической базы автономных учреждений.

Аппарат фракции "Единая Россия".



http://www.abkogan.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован