Директор Департамента развития федеративных отношений и местного самоуправления Минрегиона России Савва Шипов отметил, что процесс детального разграничения полномочий последние 5 лет не прекращается и идет постоянно. Принято пять крупных федеральных законов, которые вносят комплексные изменения во множество законодательных актов для приведения их в соответствие с Федеральным законом N131 -ФЗ. Однако, предстоит еще достаточно серьезное продолжение этой работы. Потребуются время и силы, чтобы система, которая заложена в законодательстве, заработала действительно полноценно.
Заместитель председателя Комиссии по местному самоуправлению и жилищной политики Общественной палаты России Олег Алексеев акцентировал внимание на том, что данный процесс, по сути, носит перманентный характер. По его мнению, законченного списка полномочий добиться нельзя - "невозможно универсум деятельности описать в разграничении, закрепить их соответствующими актами трех или четырех типов". Принцип субсидиарности, упоминавшийся как желательный к применению многими экспертами, состоит не только в том, что полномочие должно находиться на том уровне, где оно исполняется с наибольшей эффективностью, а в том, что "каждый вышележащий уровень несет ответственность за то, что не случилось или не исполнилось на нижележащем".
Депутат Государственной Думы России Георгий Леонтьев напомнил давнюю идею, увязав полноценное распределение компетенций с введением стандартов оказания публичных услуг гражданам как гарантии исполнения базовых обязательств перед ними. При этом, по мнению эксперта, в законе должна быть общая рамка, а разработку отраслевых стандартов следует поручить министерствам. В остальном же муниципальные образования должны получить свободу и максимальные стимулы к развитию.
Институт современного развития
октябрь 2008 г.