13 мая 2009
3519

Багров П. `Человек в футляре`

О фильме "Человек в футляре"


Серьёзные и, увы, справедливые претензии были высказаны режиссёру ещё в 1939 году, когда вышла его вторая картина "Человек в футляре". Один из самых серьёзных и мрачных рассказов позднего Чехова Анненский экранизировал в том же ключе, что "Медведя" и позже "Свадьбу" - то есть в духе ранних юморесок Антоши Чехонте. Как всегда, сильные актёрские работы (в картине вновь снимались Жаров и Андровская, а также Раневская, Абдулов, Грибов, Владимир Гардин, Александр Лариков и другие) только усиливали концертно-водевильный характер фильма. Исполнитель же главной роли учителя Беликова - великий мхатовский артист Николай Хмелёв - играл не жалкого, запуганного человека, а сильную, почти демоническую личность. По остроумному наблюдению Р. Юренева, это был герой не Чехова, а Достоевского. И если сама по себе такая трактовка имела право на существование - тем более, что играл Хмелёв виртуозно - то сочетание её с водевильным стилем остальных исполнителей могло привести лишь к эклектике. Это ощущение усиливалось введённой Анненским "социальной" линией вольнодумного гимназиста Неверова, которого к финалу картины исключали из гимназии. Вероятно, режиссёр и сам осознавал "разномастность" своей работы и при повторном выпуске фильма на экран в 1965 году произвёл значительные сокращения, а линию Неверова вырезал вовсе (к слову сказать, это был один из немногих - если не единственный - случаев удачного перемонтажа старых фильмов в 60-е годы).

БАГРОВ П. Исидор Анненский. // Кино России: Режиссёрская энциклопедия. Вып. 1. 2009 (в печати).
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован