О фильме "Человек в футляре"
Серьёзные и, увы, справедливые претензии были высказаны режиссёру ещё в 1939 году, когда вышла его вторая картина "Человек в футляре". Один из самых серьёзных и мрачных рассказов позднего Чехова Анненский экранизировал в том же ключе, что "Медведя" и позже "Свадьбу" - то есть в духе ранних юморесок Антоши Чехонте. Как всегда, сильные актёрские работы (в картине вновь снимались Жаров и Андровская, а также Раневская, Абдулов, Грибов, Владимир Гардин, Александр Лариков и другие) только усиливали концертно-водевильный характер фильма. Исполнитель же главной роли учителя Беликова - великий мхатовский артист Николай Хмелёв - играл не жалкого, запуганного человека, а сильную, почти демоническую личность. По остроумному наблюдению Р. Юренева, это был герой не Чехова, а Достоевского. И если сама по себе такая трактовка имела право на существование - тем более, что играл Хмелёв виртуозно - то сочетание её с водевильным стилем остальных исполнителей могло привести лишь к эклектике. Это ощущение усиливалось введённой Анненским "социальной" линией вольнодумного гимназиста Неверова, которого к финалу картины исключали из гимназии. Вероятно, режиссёр и сам осознавал "разномастность" своей работы и при повторном выпуске фильма на экран в 1965 году произвёл значительные сокращения, а линию Неверова вырезал вовсе (к слову сказать, это был один из немногих - если не единственный - случаев удачного перемонтажа старых фильмов в 60-е годы).
БАГРОВ П. Исидор Анненский. // Кино России: Режиссёрская энциклопедия. Вып. 1. 2009 (в печати).