13 сентября 2004
1632

Бандиты стреляют по детям сквозь бреши в законах

В конце августа - начале сентября первые лица государства назвали происходящие в России трагические события войной. Так определил цепь террористических актов президент страны Владимир Путин, добавив при этом такое беспощадно точное понятие, как "террористическая интервенция". Но законодательство наше создавалось в расчете на борьбу с бандитизмом в мирных условиях, и столь трагического поворота событий в нем явно не предусмотрено. Как закрыть те законодательные бреши, через которые бандиты стреляют в наших детей? С этим вопросом мы обратились к председателю комитета Государственной думы по обороне Виктору ЗАВАРЗИНУ

- Вы правильно обратили внимание на выступления первых лиц государства, определивших происходящее в России как войну международного терроризма против нашей Родины. И осенним наступлением террористы продемонстрировали не только попрание норм международного права и человеческой морали, но и создаваемую ими реальную, уже никем не оспариваемую угрозу национальной безопасности России. И законодатели обязаны в этих условиях предоставить тем, кто борется с террором, новые возможности для уничтожения его на всех стадиях.

Правовое поле России - это составная часть международного правового пространства. Поэтому несовершенство международного права адекватно проявляется в законодательстве Российской Федерации. Убежден, что комитету Государственной думы по международным делам и Министерству иностранных дел нужно сделать все необходимое, чтобы привести международное право в соответствие с реалиями дня и прогнозами их негативного развития. Для этого необходимо срочно создать специальную международную комиссию, наделенную мировым сообществом полномочиями по отнесению тех или иных организаций к террористическим, предъявлению к ним требований по самоликвидации и, если это необходимо, принятию решений на привлечение военной силы для их уничтожения. По-хорошему не понимают, поймут по-плохому.

К сожалению, и в российском законодательстве есть недостатки, не позволяющие эффективно бороться с терроризмом. Ведь объявление осенней террористической атаки на страну - это не метафора, а дефиниция. И очень точная. Я мог бы привести множество аргументов, подтверждающих этот тезис, но ограничусь двумя: во-первых, и воюющие в традиционных войнах стороны, и террористы используют схожие формы боевых действий, соединяющие в себе как элементы общевойскового боя, так и методы партизанских действий; во-вторых, и те и другие используют одинаковые силы (не по количеству, а по качеству подготовки) и одинаковые средства насильственных действий или вооруженной борьбы.

Такая постановка вопроса обязывает нас задуматься об отнесении борьбы с терроризмом к сфере обороны страны, а также о законодательном закреплении оценки международного терроризма как социально-политического явления, представляющего угрозу национальной безопасности России, с вытекающим отсюда правом применения Вооруженных сил Российской Федерации в антитеррористических операциях.

Срочно необходимо законодательно закрепить в качестве приоритетных такие принципы антитеррористической борьбы, как защита жизни и здоровья лиц, подвергшихся опасности в результате террористической акции и персональной ответственности руководителя контртеррористической операции за ее результат.

Есть еще одна проблема - пособничество. Увы, в нашем законодательстве пособничество в подготовке и совершении террористического акта не рассматривается как террористическая деятельность.

Принципиально ущербным, на мой взгляд, является отсутствие правовой оценки попустительства и терпимости к террористам, особенно со стороны должностных лиц или органов государственной власти и управления. Ведь на территории некоторых субъектов Российской Федерации до недавнего времени существовали чуть ли не санатории для террористов. А официальные лица в этих регионах делали вид, что им эта информация просто неизвестна.

На наш взгляд, настала пора определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять централизованное управление антитеррористической деятельностью и проведением антитеррористических операций. Он, как видится, должен иметь своих представителей в регионах России, причем представителей профессионально подготовленных для организации и проведения антитеррористических операций, способных взять на себя руководство штабом операции и нести ответственность за ее итог.

Мы срочно должны исправить еще один пробел в нашем законодательстве. Ведь у нас до сих пор не определены условия и пределы применения физической силы военнослужащими Вооруженных сил РФ, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники в период проведения контртеррористической операции. А все это значительно снижает ее эффективность.


Единая россия. Москва

13 сентября 2004 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован