Управляющая делами администрации Белоярского района
Белоярский район отличается от прочих муниципальных образований тем, что город Белоярский и район в целом со дня их основания являются единым муниципалитетом. На протяжении более двадцати лет на уровне города Белоярского не создавалось аппарата чиновников, полномочия администрации города исполнялись администрацией районного уровня. В селах района до 2003 года власть была представлена структурными подразделениями администрации района - территориальными комитетами.
На первом этапе реформы местного самоуправления, начавшейся в России со вступления в силу федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Белоярском районе были проведены выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.
Сергей Петрович Маненков, глава Белоярского района, баллотировался на должность главы городского поселения Белоярский и был избран. В целях оптимизации расходов местного бюджета С.П. Маненков с 2005 по 2008 годы совмещал полномочия главы района с полномочиями главы городского поселения Белоярский на непостоянной основе и принял решение не создавать аппарата чиновников администрации городского поселения.
Пять депутатов Думы районного уровня баллотировались кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления городского и сельских поселений в границах Белоярского района и также были избраны. В рамках действующего в тот период законодательства эти депутаты совмещали свои полномочия в представительных органах местного самоуправления двух уровней, в Думе Белоярского района и Советах депутатов сельских поселений.
В преддверии выборной кампании 2 октября 2005 проводилась большая работа с предварительным списком кандидатов. Совместно с Комитетом социально-политического анализа и общественных связей администрации Губернатора Югры, руководителями администрации районного уровня, председателями сельских территориальных комитетов были выявлены референтные активные граждане, включенные в резерв кадров, в каждом поселении составлялись списки предполагаемых кандидатов.
Необходимо отметить, что выборы всех семи глав поселений и 75-ти депутатов представительных органов власти состоялись в первом туре, повторных туров голосования не было. Успешному завершению выборной кампании, на мой взгляд, способствовали следующие факторы:
- доверие со стороны населения органам местного самоуправления района;
- продуманная нарезка округов с учетом специфики территории;
(При проведении выборов депутатов представительного органа сельского поселения, на территории которого зарегистрировано менее двух тысяч избирателей возможно было образовать как одномандатные, так и многомандатные избирательные округа. В сельских поселениях Белоярского района были образованы многомандатные (десятимандатные) избирательные округа. В каждом поселении был создан один избирательный участок, в бюллетень для голосования включены более десяти кандидатов. Как правило, избиратели, проживающие на территории небольшого поселения знают всех кандидатов, и таким образом каждому избирателю, была предоставлена возможность выбрать десять достойных односельчан).
- активная позиция действующих органов местного самоуправления (широкое информирование избирателей, выдвижение действующих депутатов Думы Белоярского района кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления поселений).
- кропотливая предварительная работа с резервом кадров (выявление активных граждан, их обучение, консультирование по вопросам действующего избирательного законодательства).
В соответствии со статьей 34 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", в 2005 году был принят устав и определена первая организационная структура органов местного самоуправления Белоярского района, согласно которой глава муниципального района возглавил районную администрацию, а председателя Думы района депутаты выбрали из своего состава. Глава Белоярского района Сергей Петрович Маненков сумел сохранить исторически сложившуюся схему управления территорией в период реформирования местного самоуправления.
Избранные депутаты и главы сельских поселений прислушались к мнению районной власти и приняли в уставах сельских поселений одинаковую структуру органов местного самоуправления, согласно которой глава сельского поселения возглавляет администрацию и председательствует на заседаниях Совета депутатов.
В 2008 году, к окончанию срока полномочий выборных должностных лиц городского поселения Белоярский, депутатами Совета депутатов было принято решение об изменении структуры органов местного самоуправления. Теперь на уровне города депутаты выбрали из своего состава председателя Совета депутатов, а глава администрации городского поселения назначается решением Совета депутатов, по результатам конкурса и исполняет свои полномочия по контракту, заключенному с главой городского поселения.
Такой вариант структуры органов местного самоуправления был наиболее приемлемым для городского поселения Белоярский, где до 2008 года не было штата чиновников. Ведь глава администрации - это в первую очередь менеджер, управленец, который владеет вопросами экономики, финансовойдеятельности, разбирающийся в юриспруденции. В случае избрания главы администрации населением в муниципальном образовании мог быть выбран тот, кто успешно проведет агитационную кампанию, но не обладает достаточным запасом знаний и опыта.
Иногда это приводит к тому, что на следующий срок полномочий его не избирают, причем, нередко тогда, когда глава администрации уже становится профессионалом.
Важное преимущество варианта организации местного самоуправления, принятого Советом городского поселения Белоярский, заключается в том, что порядок отбора кандидата на должность главы администрации поселения, нанимаемого по контракту, исключает возможность назначения случайного некомпетентного претендента.
В соответствии с федеральным и окружным законодательством должность главы администрации городского поселения Белоярский, нанимаемого по контракту, относится к высшей группе должностей муниципальной службы, и к ней установлены квалификационные требования к уровню профессионального образования, к знаниям и навыкам, стажу муниципальной или государственной службы или стажу работы. Эти же требования закреплены и в уставе городского поселения. Кандидат на замещение должности главы администрации городского поселения проходит конкурсный отбор, затем решение конкурсной комиссии направляется в Совет депутатов. Кандидат назначается на должность главы администрации решением Совета депутатов городского поселения.
Формированию бюджета Белоярского района и входящих в его состав поселений на переходный период предшествовала предварительная оценка расходных обязательств муниципального района и поселений по решению вопросов местного значения и доходных источников, необходимых для их исполнения. Предварительная оценка полномочий осуществлялась комитетом по финансам и налоговой политике администрации города Белоярский. Согласно действовавшим на тот период нормативно-правовым актам окружного уровня было установлено, что доходным источником бюджетов поселений являлась дотация из районного фонда финансовой поддержки поселений. Доходными источниками бюджета Белоярского района являлись доходы, подлежащие зачислению в бюджет района и поселений, входящих в его составы; трансферты, поступающие в бюджет района из бюджета автономного округа.
На основании предварительной оценки доходных источников и расходных обязательств поселения комитет по финансам и налоговой политике администрации города Белоярский довел до каждого поселения контрольные цифры по планируемому объему доходов, необходимому на исполнение расходных обязательств в структуре кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации и направлениям расходования бюджетных средств в структуре кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Советы депутатов сельских поселений рассмотрели доведенные контрольные цифры по планируемому объему дотации и расходам поселения. После этого были подписаны протоколы согласований контрольных цифр главами сельских поселений и главой Белоярского. Комитет по финансам и налоговой политике администрации города довел до поселений утвержденные показатели по доходам и расходам поселений.
Доходы и расходы бюджетов поселений утверждались Советами депутатов соответствующих поселений в структуре кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации и направлениям расходования бюджетных средств в функциональной структуре кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Самой острой проблемой для органов власти сельских поселений на начальном этапе работы в условиях нового законодательства о местном самоуправлении стал дефицит квалифицированных кадров (экономистов, юристов), так как 131-ФЗ был достаточно сложен для понимания и к тому же постоянно менялся. Быстро меняющееся законодательство в сфере исполнения органами местного самоуправления своих полномочий требовало определенного уровня образования и опыта работы. Поэтому в целях обеспечения эффективного социально-экономического развития Белоярского района между органами местного самоуправления Белоярского района и поселений ежегодно заключаются соответствующие соглашения о передаче району части полномочий.
Необходимость принятия данных соглашений возникла несмотря на то, что Законом ХМАО - Югры N 118-оз был установлен на переходный период перечень вопросов местного значения, которые должны были решаться вновь образованными поселениями.
Практика показала, что решение вопросов местного значения органами местного самоуправления городского поселения Белоярский имеет свои особенности. Нормы вышеназванного закона оказались неприменимыми на территории Белоярского района, так как не учитывали эту специфику и лишь только усложняли процедуру подготовки соглашений, возможность заключения которых предусмотрена законом N 131-ФЗ.
Взаимодействие органов местного самоуправления двух уровней власти, входящих в состав района, носит "исторически" сложившийся характер по принципу работы единой команды. Главы поселений принимают участие в рабочих совещаниях, проводимых органами местного самоуправления муниципального района, присутствуют (по приглашению) на заседаниях Думы Белоярского района. Традиционными стали выступления глав поселений на аппаратных совещаниях при главе Белоярского района.
Регулярные выездные приемы по личным вопросам заместителей главы района в сельские поселения позволяют получить более четкую картину проблем, волнующих жителей поселений.
Администрацией Белоярского района постоянно осуществляется методическая и практическая помощь органам местного самоуправления поселений по разработке муниципальных правовых актов, приведению уставов поселений в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, аттестации и повышения квалификации муниципальных служащих поселений.
Раз в квартал специалисты из различных комитетов и учреждений выезжают в сельские поселения района для консультирования граждан и муниципальных служащих. Так, выезжают специалисты пенсионного фонда, фонда социального страхования граждан, комплексного центра социального обслуживания населения, центра помощи семье и детям "Горизонт", управления опеки и попечительства, отдела по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав .
Ежегодно управляющий делами, руководители архивного отдела и отдела ЗАГС, специалисты юридическо-правового управления, организационного отдела администрации района посещают сельские поселения для оказания методической и консультационной помощи муниципальным служащим на местах.
Оказывается содействие в организации и проведении муниципальных выборов глав сельских поселений и депутатов представительных органов муниципальных образований. Представители администрации Белоярского района присутствуют на первых организационных заседаниях вновь избранных Советов депутатов сельских поселений, проводят необходимые консультации. Постановлением администрации Белоярского района образован Совет глав муниципальных образований Белоярского района для обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления района и поселений, обсуждения наиболее важных вопросов в области межбюджетных отношений, инвестиционной политики, финансово-экономических основ местного самоуправления, разграничения полномочий между органами местного самоуправления разных уровней. Глава Белоярского района выезжает во все населенные пункты вместе с руководителями районного уровня сфер образования, здравоохранения, культуры, начальником городского отдела внутренних дел. В каждом поселении на собраниях граждан глава отчитывается об итогах социально-экономического развития территории и результатах деятельности администрации района.
Районная власть всегда готова прийти на помощь поселениям и таких мнений, что "пусть они все решают сами как самостоятельные муниципальные образования" в органах власти Белоярского района нет. Важно, что народные избранники и чиновники местного уровня правильно понимают, что задача качественно решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования является общей. Именно благодаря умелому руководству территорией, правильно выстроенным конструктивным взаимоотношениям между районом и вновь образованными муниципальными образованиями Белоярский район достиг высоких показателей в экономическом развитии, социальной и политической стабильности.
www.region86.ugrariu.ru
15.05.2009