В: Доброй ночи! На телеканале "Россия" программа "Зеркало". Я напоминаю номер нашего эфирного пейджера 250-45-96, притом что код Москвы - 495. Вот звоните по этому телефонному номеру, и вы можете на пейджер таким образом задавать вопросы нашему гостю. А наш гость сегодня - физик, действительный член Российской академии наук и, главное, что сегодня более всего нас с вами должно интересовать, секретарь Общественной палаты Российской Федерации Евгений Павлович Велихов. Здравствуйте, Евгений Павлович!
Дело в том, что Общественная палата днями справила свой первый юбилей, 1 год, первый день рождения.
ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ (физик, действительный член РАН, секретарь ОП РФ): Юбилеем это не называем. Традиционно.
В: Да, извините, сорвалось с языка, да. Первый день рождения. Юбилей-то как раз у Евгения Павловича на самом деле, с чем я вас и поздравляю. Евгений Павлович Велихов, наш сегодняшний гость, сегодня, сегодня, я ценю, что сегодня он у нас в эфире по этому поводу, 48 лет как оформил свои отношения со своей женой, 48 лет брака. Правильно?
ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ (физик, действительный член
РАН, секретарь ОП РФ): Да.
В: Поздравляю вас.
ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ (физик, действительный член РАН, секретарь ОП РФ): Спасибо.
В: Вот. Но поскольку общественность важнее, естественно.
ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ (физик, действительный член РАН, секретарь ОП РФ): Жена отпустила.
В: Жена отпустила, да. Спасибо огромное, и ей, в первую очередь.
В: Значит вот про Общественную палату, да. Евгений Павлович, вот честно, если положить руку на сердце, если бы мы с вами поменялись местами и вы бы мне задавали вопросы и спросили бы меня, какое главное достижение Общественной палаты за отчетный период годичный, я бы сказал, что, на мой взгляд, главное достижение , что она продолжает существовать. Потому что я в этом вовсе не был уверен, когда я туда шел. В эту Общественную палату. Очень велик был шанс. Во-первых, очень критичное было отношение общественности к Общественной палате и очень велик был шанс, что она загнется в течение первых месяцев своего существования. И до своего года первого, до его окончания не доживет. Загнется, во-первых, за общей ненужностью своей. Потому что ну создается еще одна бюрократическая структура и все, и кому она нужна. Их и так чересчур. И, во-вторых, потому что, если это будет бюрократическая структура, она будет выполнять очередные пожелания власти, это будет очередной официозный институт, опять-таки никому не нужный. И тоже через месяц о нас перестанут говорить. Через два месяца мы просто отомрем и все. Вот этого не произошло, на мой взгляд, это достижение. И мало того, что палата Общественная продолжает существовать, она, на мой взгляд, как мне, во всяком случае, хотелось бы думать, для этого есть основания, потому что каждый из нас: и вы, и я, и наши с вами коллеги - думаем, помимо репутации палаты, еще и о своей личной репутации. Она не запачкалась. Соответственно и мы не запачкались. Вы согласны с этим Евгений Николаевич?
Е. ВЕЛИХОВ: Ну видите, то, что она существует, интерес к ней растет. Это реальность. Мне кажется, что это заслуга 126 членов палаты, которых пригласили, избрали, они могли существовать, они активные люди и без палаты, они всегда работали с правительством, с обществом.
Но, с другой стороны, собравшись вместе, выяснилось, это дает некое новое качество.
Мне кажется, что в этом отношении палата, она живо откликается на события в стране.
И опять кто откликается? Эти люди. Эти люди отказались не только от финансовых достижений, потому что это время никак не оплачивается. Но в то же время они обязаны порвать все отношения с партиями, с политическими движениями.
Поэтому, мне кажется, они все-таки преданы этой идее - гражданское общество должно расти и крепнуть. И самое главное, я думаю, что нас объединяет, что все мы понимаем, что все мы должны способствовать, что на самом деле не мы есть гражданское общество и не мы его представители. Гражданское общество само должно быть в стране. Оно заметно. Но задача в том, чтобы оно пустило глубокие корни внизу.
В.: Инициатива создания Общественной палаты исходила не снизу. Она исходила с самого верха.
Е. ВЕЛИХОВ: Ну это бывает так в России. Президент он ближе к народу, чем бюрократия. Поэтому его инициатива правильная. Он хотел укрепить корни демократии. Это наша задача.
И вот то, что я вижу, не только в районе, в деревне, много встреч бывает. Я вижу, люди начинают проникаться доверием. Прежде всего, к себе. Они верят, что могут что-то сделать. Это необязательно должно требовать регистрации общественной организации, которую они организуют сейчас, это очень сложно.
В: Благодаря Общественной палате, Евгений Павлович?
Е. ВЕЛИХОВ: А я не считаю, я вижу, это факт. Я не могу сказать, насколько он массовый, нет статистики, но то, что я вижу, вот реально, это действительно так. Люди начинают совсем по-другому заниматься своим делом. Понимаете, вот? Берутся за какие-то дела. В каждом поселке, деревне, теперь это называется дурацким словом поселение, я извиняюсь. Но вот во всех этих местах люди начинают соображать, они начинают думать. О тех правах, которые дает конституция, о тех правах, которые им дают те же самые законы, вообще на самом деле. Ведь понимаете, если вы об этом не думаете, то эти права никогда не реализуете. И они начинают думать, что действительно они сами могут что-то сделать. Потому что раньше они были уверены, что, не договорившись с местными властями, а это очень часто связано и с коррупцией, и с криминалом, к сожалению, ничего не сделаешь. Теперь они верят, что можно. Можно пробиться.
Самим, вот понимаете, самое главное другое, самим. Потому что только массовое, только настоящее, это только и есть основа демократии. Вот когда прорастут эти корни, когда эти миллионы людей поверят в себя, прежде всего, и друг в друга и когда они начнут решать все задачи, местные и локальные, которые им даны по правам конституции, законодательством, пожалуйста.
Вот, пожалуйста. Вот тогда у нас начнется, действительно, станет стабильное общество.
В: Вот, возвращаясь к поводу нашей сегодняшней встречи. Вот лично вы. Человек, вполне себе многого добившийся в жизни, да. В науке, в карьере, называя вещи своими именами. В жизни. Вы согласились пойти в Общественную палату, стать ее секретарем. Это не начальство, я объясняю нашим телезрителям.
Е. ВЕЛИХОВ: Ни в коей степени.
В: Евгений Павлович Велихов не начальник Общественной палаты. Там нет такой вертикальной системы подчинения. Секретарь Общественной палаты. Вы удовлетворены тем, что вы туда пошли. Вы не ругаете себя или ваша жена, с которой 48 лет вашего брака, она не говорит вам, Женя, зачем ты туда пошел.
Е. ВЕЛИХОВ: Она уже привыкла ко всяким моим таким действиям. Но я должен сказать, что, во-первых, меня пригласил президент. И я его очень уважаю, и я хочу ему помочь.
В: Но решение было ваше?
ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ (физик, действительный член РАН, секретарь ОП РФ): Ну, конечно, мое. Я не представляю, никаких карьерных целей у меня, вообще, в принципе, нет. Никаких, ни материальных, ни карьерных. И свои собственные задачи, которые у меня еще остались в науке там, в технике, есть желание различных крупных проектов и так далее, я не вижу, что я легче их решаю с Общественной палатой. Поэтому здесь другая причина была. И в то же время я чувствовал, что я некую пользу могу принести, потому что я имел дело, скажем, с такими вот интегрирующими системами, где нужно было людей как-то проинтегрировать в короткий промежуток времени и без насилия над ними все-таки помочь им начать работать как одно целое. Ну вот, у меня был тот самый проект термоядерного реактора там, сегодня 6 стран, а на самом деле не 6, Европа - еще 26. Так что всего там 32, сколько, 35 стран. И вот со всеми с ними надо договариваться, надо их убеждать, надо с ними работать. И надо, чтобы они работали как одно целое. Поэтому некий опыт у меня есть такой и в Курчатовском. Я из этого опыта исходил. С другой стороны, мне очень хотелось бы, конечно, помочь, я верю не только в то, что демократия должна прорасти снизу, но она еще и динамично должна прорасти через новое поколение, понимаете. А для этого мы не должны терять время. Мы должны проверить себя.
В.: То есть, возвращаясь тупо к моему вопросу, не жалеете?
Е. ВЕЛИХОВ: Нет, я никогда не жалею. Кроме того, это ненадолго.
В.: Ну двухгодичный цикл.
Вопросы к нам пришли:
СЕРГЕЙ: Вы не боитесь, что Общественную палату попытаются использовать в год выборов. Сергей из Красноярска.
Интересный вопрос.
Е. ВЕЛИХОВ: Ну видите, я не чувствую никакого. Что значит попытаются, партия политическая?
Ну нам категорически запрещено. Всякое действие, связанное с поддержкой партии или просто участие в политическом процессе, это противозаконно. Если человек хочет участвовать в выборах, то он должен выйти из Общественной палаты.
В.: Может, имелось в виду, что будет на Общественную палату в связи с годом выборов оказываться возможное какое-то бюрократическое начальственное давление.
Направление принятия определенных решений.
Е. ВЕЛИХОВ: Нет, вы знаете. Я этого не чувствую совсем. Я чувствую, что на нас все-таки смотрят. Что чем мы можем помочь. Понимаете, одно из главных это все-таки помочь честным нормальным выборам. Особенно выборы организует не общественность. Это обязанность государства, правильно. Но важно, чтобы в это дело не вмешивался криминал, коррупция, особенно на муниципальном уровне. Вот на уровне местного самоуправления, там это очень опасно, потому что это же невообразимое море людей.
В: У меня к вам вопрос в этой связи. Кстати, Евгений Павлович, вот вы когда стали секретарем Общественной палаты, занялись просто этим, и вам нужно было выйти далеко за круг своих привычных обязанностей, связанных там с научной, менеджерской научной работой и так далее. Вы огляделись вокруг, как там у Радищева, помните, огляделся я окрест, и душа моя там ужаснулась, смысл такой. Ваша душа не ужаснулась, когда вы огляделись окрест и когда вы просто руками почувствовали, что, какие проблемы в стране.
Е. ВЕЛИХОВ: Я должен сказать, конечно, я даже не представлял себе. И в какой-то степени она и продолжает ужасаться. Потому что, честно сказать, что если меня сейчас поставить к стенке и сказать, ну-ка объясни-ка, пожалуйста, как из этой всей истории выбираться, я не смогу сказать. Я единственное верю в то, что мы из нее выберемся. Но только общими усилиями.
И только в том случае, если все граждане захотят это сделать. И поймут, как они могут участвовать.
В: Сами. Хорошо. Скажите, дорого ли обходится содержание Общественной палаты для налогоплательщика? Люба из Москвы.
Е. ВЕЛИХОВ: Ну, во-первых, поскольку вот мы зарплату не получаем. Аппарат наш получает он довольно скромно, и он получает зарплату по минимуму. Поскольку он никак вот Дума, там скажем, где это госслужащие, а это, так скажем, госучреждение. Значит, самая минимальная зарплата, вот как у учителей, там, поэтому небольшие суммы нам выдаются, но очень ограниченно для компенсации, потому что когда приезжает человек с Камчатки или откуда-то, член Общественной палаты из Якутии, то надо же все-таки ему оплатить дорогу. Он сам не может оплатить со своей зарплаты. Поэтому здесь, я считаю, даже что на самом деле нам должны помогать с экспертизой. В общем, в какой-то степени, я считаю, что наш бюджет был очень скромным. Никаких автомобилей, ничего такого у нас.
В: Я напоминаю уважаемым телезрителям, что денег мы за работу в Общественной палате не получаем. Аппарат естественно на зарплате.
Е. ВЕЛИХОВ: Я должен вам сказать мое мнение какое, что, в общем, я вот сравниваю, может ли сейчас в ассоциацию всех подобных организаций, они существуют почти во всех развитых странах. Немножко по-разному, в большинстве стран несколько по-разному, в Америке несколько по-другому. Но, конечно, затраты на них, я думаю, в России самые минимальные, самые минимальные. Но это и правильно. В конце концов, понимаете, уж очень много мы, в конце концов, работаем на пользу бедных людей. Поэтому мы не можем изображать из себя тут, устраивать вот юбилей и всё прочее.
В: В пользу бедных, в пользу бедных людей.
ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ (физик, действительный член РАН, секретарь ОП РФ): Да, потому что их большинство. И это главная задача - чтобы их не было.
В: А, ну да, естественно. Тот старый анекдот. Помнишь, дедушка, ты боролся за то, чтобы не было богатых, а надо было бороться за то, чтобы не было бедных. А, Евгений Павлович, у меня вопрос такой. Ну, направления там были, повторяю, там успешные, не успешные, был общественный аудит законов там определенных, было там, там Южное Бутово, там ситуация с Сычевым, которой, впрочем, гордиться в любом случае не приходится, потому что парню отрезали всё, что можно. И поэтому дырочки для орденов, не представляю, кто себе может в этой истории прокалывать. Но вот если отвлечься от, от конкретных направлений, вот в этом году, а это действительно год выборный, год очень тяжелый будет, такой мускулистый для страны, что главное, вам кажется, для, для, для Общественной палаты?
ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ (физик, действительный член РАН, секретарь ОП РФ): Прежде всего, конечно, это способствовать тому, чтобы выборы были честные, чтобы минимальное влияние коррупции и криминала. Участия в выборах другого у нас нет, политических никаких ни интересов, ничего не должно быть, по закону.
Мы должны продолжить работу, что начали по укреплению базы и существования общественных организаций. Это обязательно надо сделать, у нас довольно большие планы. Конечно, мы должны работать по таким крупным проблемам как местное самоуправление, как основа всего. Но, кроме того, есть целый ряд вопросов, несколько дыр, в которых мы должны помочь, чтобы следующая Общественная палата начинала с какой-то базы.
В.: Спасибо. Академик Велихов, секретарь Общественной палаты у нас в гостях. Спасибо за внимание. До свидания.
http://www.oprf.ru/