04 декабря 2007
5416

Беседа с профессором Дипломатической Академии К.М.Долговым

Константин Михайлович Долгов - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологии Дипломатической академии МИД РФ, президент Эстетической ассоциации России, главный научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН, член Союза писателей, автор более десяти монографий и более двухсот научных статей, заслуженный деятель науки РФ, академик Академии политических наук, член Европейского общества культуры, член Парижского психоаналитического общества.
Константин Михайлович - человек активной жизненной позиции, инициатор многочисленных начинаний в сфере науки, культуры и политики. В частности, он известен как ученый, принимающий активное участие в изучении и популяризации наследия русского религиозного философа 19 века К.Н.Леонтьева. Благодаря усилиям К.М.Долгова несколько лет назад было создано Леонтьевское философско-богословское общество, проводятся ежегодные Леонтьевские чтения, открыта памятная доска в Стамбуле на здании, где нес дипломатическую службу К.Н.Леонтьев.
Константин Михайлович активно выступает в прессе и на международных форумах, с болью говоря о падении нравственности в современном мире и забвении традиций настоящего классического образования.


- Константин Михайлович, каким, на Ваш взгляд, должен быть гуманитарный блок в непрофильных вузах? И нужен ли он вообще - сегодня ведь и это некоторыми ставится под сомнение?

- Я поделюсь тем, что мы сейчас делаем у себя в Дипломатической академии. Мы целый ряд лет наблюдали за тем, кого мы выпускаем. И мы обнаружили, что эти люди, большая часть, плохо говорят по-русски, соответственно, плохо мыслят, им не хватает логичности в рассуждениях, умозаключениях. И, конечно, мы заметили страшную вещь: современная школа мало чему учит в этом отношении. Мы вынуждены были ввести целый блок серьезных гуманитарных предметов - мировую культуру, мировые религии, социальную психологию, логику, риторику, этику, эстетику. Это помимо базовых курсов по философии, социологии и т.п.
Я сам читаю курс логики и риторики. Потому что наши политики, дипломаты, депутаты Государственной Думы и Федерального собрания разучились говорить по-русски. Иногда они несут такую ахинею, что уши вянут, - настолько безграмотно. И не только они. Ведущие на телевидении, на радио - все очень плохо знают русский язык, русскую литературу. Поэтому до революции в царской России, в императорской России уделялось огромное внимание культуре. Я уже не говорю про Древнюю Грецию - там изучали риторику, логику, психологию, этику, эстетику. Потому что они готовили свободных людей, граждан, которые могли бы занимать самые важные посты в полисе, в государстве. И не просто занимать, а осуществлять развитие этого государства, позитивное развитие всей его мощи и богатства. И в этом смысле, конечно, мы утратили многое. Я уж не говорю о том, что музыку преподавали. Ведь музыку не всякую можно слушать. В Греции была не такая дребедень, как у нас по всем каналам, а настоящая музыка, которая укрепляла человеческий дух, интеллект, чувства человека формировала настоящие. Все остальные отклонения от этой музыки, от ладов различных, от тонов настоящей музыки, - всё запрещалось... Или гимнастика - в античности это один из основных предметов был, потому что "в здоровом теле здоровый дух".
Блок гуманитарных дисциплин имеет первостепенное значение для воспитания наших граждан. Больше того, политика нашего министерства культуры абсолютно никуда не годится. Ее надо кардинальным образом менять. Почему? Потому что Соединенные Штаты, например, всегда - и в советские времена, и сейчас, покупают у нас только лучшие произведения нашей литературы и искусства, классические, не важно - прошлые или современные. А нам сваливают мусор. Американцы давно поняли, что на массовой культуре человеческую личность не воспитаешь. А наше министерство культуры и все наши горе-менеджеры берут этот мусор. И тащат это всё молодежи, сворачивая ей мозги, сворачивая ей сознание, сворачивая ей настоящую чувственность и настоящие категории нравственности. Поэтому речь идет сейчас о серьезном возрождении классического образования как такового.
Здесь есть перехлесты. Вот сейчас у нас все увлечены чем? Элитарное образование, элитные школы, элитные лицеи, элитные институты. Это преступная политика! Это непонимание простой вещи: весь народ без исключения должен получать самое высокое и самое достойное образование. Все вузы должны быть такими, все школы. Чем образованнее народ, тем больше у народа и у данного государства исторических перспектив.
Я писал несколько статей по проблемам образования во времена Ельцина. Ельцин выступает: "У меня нет денег на культуру". Так культура - это самое главное! Если у тебя нет денег на культуру, оставь свой пост и садись в тюрьму. Образование во главе всего, образование - становой хребет культуры, а культура - онтологическая основа. Значит, нам надо стремиться к тому, чтобы весь народ получал бесплатное, общедоступное образование, и главное, самого высокого уровня.

- Вы связаны со сферой политики. Скажите, пожалуйста, нужна ли национальная идея нашему государству? И если нужна, то какой она должна быть?

- Конечно, этот вопрос очень сложный. Я вспоминаю, как Ельцин решил создать новую национальную идею, собрал человек 20 - 30 политологов и идеологов и сказал: " Вот чтоб поработали какое-то время и изобрели мне новую национальную идею". Это полное непонимание, что такое национальная идея. Национальная идея формируется на протяжении многих веков. Ее нельзя изобрести. И она формируется не профессорами и учеными, она формируется всем народом, жизнью многих и многих поколений на протяжении столетий. Он зависит от национального характера, конечно. Европа до сих пор не может понять Россию. Она никогда ее не понимала и, видимо, никогда ее не поймет. Потому что характер русского народа не похож на характер никакого другого народа. Почему? Условия были совершенно другие. Вы посмотрите. Россия за всю историю обычно так: один год или два мира, а три года, четыре или пять - войны. Она все время воевала, на нее нападали, ее хотели растоптать, завоевать, все богатства захватить. И она вынуждена была обороняться. У нее на созидание не хватало времени. Потом, климат совсем другой. У нас суровый континентальный климат. У нас длинная зима, и люди еле успевали снять какой-то урожай за 2-3 месяца, и опять наступала холодина. И люди жили в таких суровых условиях. Если б они были расслаблены, если б у них не формировалась их воля, мужество, доброта - потому что человек в суровых условиях всегда гораздо добрее, чем человек в тепличных условиях. Он понимает, что значит человеческое отношение. И ценит это превыше всего. Все наши выдающиеся мыслители - Достоевский, Лосский, Соловьев, Бердяев, Леонтьев - в один голос говорят, что русский народ - один из самых добрейших народов, один из самых гуманных. Я хочу процитировать Достоевского: "Русский идеал - всецелость, всепримиримость и всечеловечность". Вот что такое русский идеал. Чего здесь еще изобретать? Ни у одной нации - ни европейской, ни восточной - этого нет. А Достоевский был ближайший друг Владимира Соловьева. И Владимир Соловьев в "Русской идее" точно так же определял идеал России, идеал русского народа.
Есть и другие аспекты. Тот же Соловьев, когда он написал о русской идее, пришел к выводу, что русская идея - это богопознание. Это когда человек или народ приходит к познанию Бога, он уже неотрывен от самого Бога, он очень близок к Богу и следует по этому Божьему пути. Но поскольку не все люди верующие, в любом обществе, в том числе и в русском, то, наверное, национальная идея - она, конечно, во многом, имеет это всё, и это большая часть - религия, вера, но она, видимо, не сводится только к вере.
Хочу еще вернуться к Достоевскому - он всю жизнь думал о русской идее. Всем известно его высказывание, что красота спасет мир. Для Достоевского национальная идея и русская идея - это красота. Как понимать эту красоту? Я вам приведу его цитату: "Нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе, призывая науку и утверждая, что причина всех бедствий - одно: нищета, борьба за существование "среда заела". На что сам Христос отвечал: "Ни одним хлебом жив человек". И в этом смысле Христос понимал, что хлебом одним не оживишь человека, если притом не будет жизни духовной, идеала красоты. Идеала красоты! Если этого не будет, то затоскует человек, с ума сойдет, убьет себя или пустится в языческие фантазии. Но так как Христос в себе и в слове своем нес идеал красоты - вот где красота гнездилась и гнездится! - то решил: лучше вселить в души идеал красоты. Имея его в душе, все станут один другому братья. И тогда, конечно, работая друг на друга, будут богаты. Тогда как дай им хлеба - и они от скуки станут, пожалуй, врагами друг друга". И мы видим сейчас, что делается из-за хлеба, из-за денег - и это всегда было во всей истории человечества. Это война не на жизнь, а на смерть. Но тогда возникает другой вопрос: а может быть, и красоту, и хлеб вместе? На это Достоевский возразил и, по-моему, с полным основанием: "Тогда будет отнят у человека труд, личность, самопожертвование своим добром ради ближнего. Одним словом, будет отнята вся жизнь и весь идеал жизни. И потому лучше возвестить один свет духовный". Достоевский сегодня самый читаемый писатель в мире. Почему? Потому что он поставил самые важные, самые фундаментальные вопросы и пытался на них ответить.

- Константин Михайлович, можно ли так Вас понять, что русский человек, с Вашей точки зрения, наиболее чувствителен к красоте, больше, чем другие народы?

- Безусловно. Я бываю часто в командировках по России, и за рубежом тоже. Конечно, без красоты нигде люди не живут. Но в суровой России вот эти деревянные дома, которые иногда в землю вросли, а снаружи посмотришь: наличники, окна, ставни, двери ажурные такие, вырезаны, расписаны. Зайдите внутрь и посмотрите - у любой хозяйки красный уголочек, где икона висит, лампада теплится, у нее там покрывало вышитое, все рубашки мужа, детей - все вышиты, и вышиты ей самой, не фабрикой, не кем-то. Всё сама! То же самое относится и ко всему интерьеру. Причем это во всех деревнях разное, во всех областях. Разный цвет, колорит, вязь, вышивка. И то же самое - топором рубят иначе в разных областях. В этом смысле именно красота присуща русскому человеку от рождения, изначально. Почему? Опять посмотрите, в каких суровых условиях русский человек живет. Солнце... сейчас 12 часов, а уже темно, надо свет зажигать. Нигде такого нет! А у нас вся зима - это тьма просто. Как человек должен выходить из этого положения? Он должен украшать себя, одежду, интерьер, экстерьер. Если он этого не будет делать, то просто зачахнет от тоски, от тьмы, от мрака.

- Что вызывает у Вас тревогу в тенденциях современного гуманитарного образования?

- Я отстаиваю позицию, что та философия, которая у нас преподается и те учебники, которые у нас существуют, не только не приводят к философии, не только не дают философских знаний, но отвращают от философии и от философского знания. Почему? Во-первых, мы преимущественно занимаемся западной философией. Мы очень плохо знаем восточную философию. Восточная философия была древнее на тысячелетия греческой философии и, конечно, во много раз богаче. Это относится к древнеиндийской философии, древнекитайской, к философии Двуречья и т.д. Во-вторых, мы не уделяем должного внимания древнегреческой философии. Древние греки заложили весь основной категориальный аппарат философии. И эти категории носили у них онтологический, то есть бытийный характер. Алетейя - это истина, которая в себе содержит самое глубинное понимание космоса, то есть всего существующего, человека, человеческого общества, государства, условно говоря, этики, эстетики и всех других дисциплин. И если мы отрываемся от этого, если мы не способны это усвоить и понять, то для нас философия остается пустым звуком.

- Почему философию, на Ваш взгляд, так активно хотят исключить из вузовских программ?

- Философия - это поиск истины, и не только поиск, но и утверждение истины в обществе и в душе каждого человека. А истина - и в древние времена, и сейчас, - она всем глаза режет. Истину никогда не любили. Истину большей частью ненавидели, особенно политики, власть имущие люди. Философов преследовали, вешали, травили. Можно вспомнить Сократа, Джордано Бруно, многих русских и советских философов, которых расстреливали, ссылали, уничтожали. Эти люди были неугодными. Как Ясперс: фашисты его преследовали, потом фашисты ушли - образовалась свободная Западная Германия, его опять стали преследовать; он вынужден был уехать в Швейцарию. Все так! У нас Зиновьев - я с ним учился вместе, работал вместе в Институте философии. И когда его стали притеснять, он ко мне пришел: "Что делать? Я наложу на себя руки!" Я говорю: "Ты что, с ума сошел! Поезжай на Запад - тебя там на руках будут носить. Когда здесь всё утихнет, приедешь - тебя тоже на руках будут носить". Так и получилось... Или вот Ильенков, известный философ, - покончил жизнь самоубийством. Ну и так далее. Кому они были неприемлемы? Простому народу? Нет. Отдельным политикам и, главным образом, тем философам, которые стояли у руководства философией.
Поэтому занятие философией никогда не было благодарным. Философ не может разбогатеть на философии. Разбогатеть можно на экономике, на праве... Вспомним Лао-цзы, вспомним Будду, который отказался от всего богатства и стал вести чисто аскетический образ жизни. Настоящая философия, настоящее философствование - это абсолютная противоположность обогащению и богатству. Потому что здесь другое совсем богатство - это богатство духа, богатство души.

- Какие темы, философские проблемы в вузовском курсе философии, с Вашей точки зрения, должны быть приоритетными?

- Вот что говорил Достоевский по этому поводу - почему нужна философия. Он называет три идеи, которые выработало человечество за всю историю своего существования. Идея Бога, идея свободы и идея бессмертия души. Идея Бога - величайшая идея. Как только вы поверили в какого-либо Бога - Аллаха, Иисуса, Будду, Иегову, что происходит? Вокруг этой идеи сразу, как вокруг магнита силовые линии, начинает организовываться вся категориальная система философии, этики, эстетики и так далее. Без идеи Бога все рассыпается - ничего нет, полный хаос. В этом смысле идея Бога - одна из величайших идей в истории человечества. Но ведь у многих народов свои боги. И идея Бога объединяет, оказывается, только единоверцев. А иноверцев она иногда не только не объединяет, но противопоставляет друг другу. Сейчас много говорится о религиозных войнах, о столкновении цивилизаций.
Далее. Идея свободы. Очень многие философы эту идею отстаивали - возьмите Спинозу, я уж не говорю о древней философии - и Сократ, и Платон и Аристотель говорили о свободе. Потому что свобода - это основа всего. Философия не может развиваться вне свободы. Но дело вот в чем - ведь свободу все понимают по-разному. Почему у нас идут везде вооруженные войны, столкновения, конфликты? И каждая из сторон понимает по-своему свободу, и готовы жизнь положить. В этом смысле там, где свобода обретает фундаментальный смысл и фундаментальное значение, там чаще всего льется большая кровь.
И наконец, третья идея - это идея бессмертия души. Эту идею Достоевский считал самой главной и единственной по существу идеей, которую выработало всё человечество на протяжении многих-многих тысяч лет. Почему? Потому что она объединяет людей любых мировоззрений. Все, даже атеисты, в конечном счете верят, что они начисто из этого мира не исчезнут. После смерти что-то от них останется. А что останется? Ничего, кроме души. Отсюда бессмертие души, говорил Достоевский, - это единственная настоящая идея для всего человечества, ибо только благодаря ей человечество может объединиться.
А вообще что такое философия? Возьмите любого самого крупного философа, например, Соловьева. Какие самые основные его сочинения? "Оправдание добра". Философия непосредственно связана с обоснованием добра - с обоснованием высочайшей нравственности. Философия - это исцеление души.
В связи с этим я не могу пройти мимо концепции прав человека. Вот Запад нам уже намозолил всё с этой концепцией. Главный ущерб западно-европейской концепции заключается в том, что она создана без всякого понимания связи прав человека с его обязанностями, с его долгом. А долг - это главная категория этики, нравственности, морали. Человек должен абсолютно всем. Вы скажите сейчас кому-либо: ты должен сделать то-то и то-то. Вам тут же ответят: а я никому ничего не должен. Так вот, права человека ничто без обязанностей! Не случайно Кант в "Критике практического разума" показал, что это главная категория для человека и человечества. Человек должен родителям, потому что они его родили, семье, близким, коллективу, народу, стране и в целом всему человечеству. Категория долга - это ядро, которое формирует совесть человека. Если нет совести, никакого Бога для этого человека не существует. Благодаря чувству долга человек начинает понимать: он пришел в этот мир, чтобы осуществить какую-то миссию. Это определено самим Богом, обществом, в котором он живет. И в этом смысле, конечно, человек обязан всем и всему. Поэтому он не может как угодно себя вести. Категория долга порождает универсальную ответственность перед всем существующим - за всё, что он делает, за всё, что делают другие люди, за всё, что делает общество, за всё, что делается на земле и за то, что делается во всём мире. Вот это напоминание об сверхуниверсальной ответственности по существу изъяли, как и эстетику, из всей системы нашего образования. Я считаю это просто преступлением. Мы же видим, какая у нас нравственность, какая у нас совесть. Особенно у богатых, тех, кто сколотили миллиардные состояния. Они что - больше всех работают? Это смешно... Сколько у нас миллионов проституток, наркоманов, алкоголиков и так далее.

- Как вы относитесь к Болонской системе?

- Наши неучи или предатели, я не знаю, как их назвать, схватились за эту Болонскую систему. Болонская система способна порождать только неучей. Что такое бакалавриат? Это чемодан без ручки, который выбросить жалко, а нести невозможно.

- Определите, пожалуйста, статус философии - это наука, идеология, вера, религия?

- Если вы возьмете крупных философов, они все идеалисты, безусловно. За редким исключением это люди глубокой религиозной веры. Ясперс говорит: существует еще и философская вера. Философ, и любой другой человек, должен верить в философию.

- Это все-таки наука или идеология?

- Философия никогда не была наукой и наукой быть не может. Если она будет наукой, она никому не нужна будет. Что такое философия? Это всё содержит ее название - "любовь к мудрости". Ничего лучше, глубже, универсальнее придумать для философии нельзя. Это другая совершенно категориальная система, чем наука.

- В своих выступлениях в прессе Вы говорили, что учебники по философии, которые сегодня существуют, никуда не годятся, "это схоластика, совершенно оторванная от реальности". Какими, на Ваш взгляд, должны быть учебники?

- Нужно читать первоисточники, а не учебники. Даже если человек из довольно большого количества книг прочитает 2-3 первоисточника, то будет больше пользы, чем он прочитает десятки учебников. Учебник отвращает от философии. К философии приближают только оригинальные работы. Философия - это диалог с философами прошлого и настоящего. Человек должен читать их работы и с ними полемизировать. Только так.

- А как же тогда вы проводите министерское тестирование?

- Тесты - это чудовищно. Я отменил все тесты.

- И ваша Академия получила аккредитацию без проверки знаний по философии в виде тестирования?

- Да.

- Как Вы относитесь к тому, что сейчас аспирантам преподают философию науки?

- Ну это глупость просто. Философия должна быть только философией. Философия есть философия, а наука есть наука - это разные вещи.

- Этот предмет оставили в учебных программах аспирантов как компромисс - потому что хотели ведь вообще всю философию выбросить.

- Всегда с философией повторяется одна и та же ситуация: она глаза режет, она никому не нужна. Стёпин мне говорил: вот если бы не мы, то философию вообще бы отменили. Я говорю: ну если бы отменили, мы бы такой протест устроили, что им бы не поздоровилось. Он: ну вот мы такой компромисс... Компромиссы в области науки никогда ни к чему хорошему не вели. В области политики это оправданно, но в области науки - нет.

- А можно ли вернуть аспирантам обратно философию?

- Ну надо добиваться. А то все молчат. Вот я выступаю, Садовничий выступает, еще целый ряд. Остальные все помалкивают. Надо публиковать статьи, протесты против этого примитивизма. Философия должна быть философией. Ее ничем заменить нельзя.


www.ics2.ru

04.12.2007

Наталья Рябчун
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован