В: Добрый вечер! В эфире "Вести. Подробности". В студии Эрнест Мацкявичюс.
В Воронеже расследуют обстоятельства, при которых беременная женщина в роддоме заразилась вирусом иммунодефицита человека. Ей перелили инфицированную донорскую кровь. Заражение родившегося ребенка пока не подтверждено, однако известно, что донор сдавал кровь восемь раз. И она могла попасть в другие медучреждения. О сложившейся ситуации, а также о других проблемах нашего здоровья мы говорим с председателем Комитета Государственной думы по здравоохранению Татьяной Яковлевой .
- Татьяна Владимировна , добрый вечер!
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА (председатель Комитета Госдумы по здравоохранению): Здравствуйте!
В: Ну, вот данный конкретный случай - понятно, он уже в компетенции правоохранительных органов, в компетенции прокуратуры, а что можно сделать для того, чтобы не допустить подобным медицинских ошибок в дальнейшем?
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА (председатель Комитета Госдумы по здравоохранению): Вы знаете, Комитет по охране здоровья давно уже говорит о том, что нужно реорганизовать всю службу крови, переливания крови в нашей Российской Федерации. Нужно, чтобы она соответствовала международным стандартам. Нужно создать банки крови, где бы, так сказать, коронтиризировалась кровь, то есть, хранение крови происходило. Если кровь держать шесть месяцев в этом банке, то тогда, когда мы берем оттуда эту кровь и переливаем больному, перед этим мы будем обязательно ее обследовать. И тогда точно можно определить, что, например, кровь ВИЧ-инфицированная. Или, допустим, гепатит. Если эти шесть месяцев не выдержать, то существуют так называемые "серо-негативные реакции", когда ни при каких исследованиях ты не обнаружишь ВИЧ-инфекцию там или, допустим, гепатит.
В: То есть, вирус может мутировать...
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА (председатель Комитета Госдумы по здравоохранению): Абсолютно верно!
В: ... и во время забора крови у донора, его можно можно просто не обнаружить.
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА (председатель Комитета Госдумы по здравоохранению): Не обнаружить! И поэтому о том, что медики якобы знали о том, что ВИЧ-инфицирована кровь, это абсолютная неправда. Вот в этом, к сожалению, у нас существует такая проблема, что у нас нет этих банков крови, где храниться должна выдерживаться кровь шесть месяцев.
Если бы это такое условие выполнялось, то вот таких случаев не было. И второй момент, о котором я хотела бы сказать, нужно обязательно сохранять безвозмездное донорство. Когда при принятии 122 закона правительство предлагало нам уничтожить безвозмездное донорство, то мы вот здесь комитет стал горой за защиту безвозмездного донорства. Потому что при нем существует так называемый кадровый потенциал доноров, т. е. постоянные доноры, которые всегда систематически и периодически осматриваются, на ВИЧ-инфекцию, на гепатит, т. е. они полностью обследуются. Вот такая кровь, она совершенно безвредна и безопасна, можно смело ее переливать.
В: Татьяна Владимировна , получается, что исходя из всего этого опасность заражения ВИЧ-инфекцией через донорскую кровь существует всегда гипотетическая?
Т. ЯКОВЛЕВА : - Гипотетически да. Пока мы не будем, я еще раз говорю, выполнять эти условия, которые необходимы.
В: Скажите, Россия не единственная страна, где происходит заражение медицинским путем?
Т. ЯКОВЛЕВА : - Нет, это не единственная страна, но к сожалению, чаще всего это происходит в России. Все-таки банки крови и вот такое, выдержка 6 месяцев крови, практически во всех европейских странах она выдерживает.
В: А какой процент заражения приходится именно на врачебные ошибки?
Т. ЯКОВЛЕВА : - Вы знаете, вот за последние годы, будем говорить, всего 52 случая имеется при переливании именно крови заражения ВИЧ-инфицированных. Казалось, с одной стороны это не много, но если учитывать то, что больной пришел, чтобы спасти свою жизнь в больнице, а мы его, извините, заражаем, так сказать, заболеванием, которое неизлечимо, то это много. Но вот такой ровной статистики, что, допустим, сколько именно заразилось людей гепатитом, там, допустим, ВИЧ-инфекцией, при медицинских ошибках, фактически точной статистики нет.
В: 1 декабря отмечался Всемирный день борьбы со СПИДом. Сколько в Росси больных этой болезнью?
Т. ЯКОВЛЕВА : Вы знаете, если говорить по официальным данным, то у нас по российским меркам это 340 млн., ой, извините, тыс. человек. Но вот, например.
В: Это данные центра Покровское?
Т. ЯКОВЛЕВА : Да, центра Покровского, но, например, я больше бы согласилась с данными ВОЗ и экспертами ООН, которые говорят о том, что в России где-то 1-1,5 млн. человек ВИЧ-инфицированы.
В: С учетом мировой статистики это большой показатель?
Т. ЯКОВЛЕВА : Вы знаете, нет, Россия не входит в страны с высоким показателем ВИЧ-инфицированных, слава богу. Но она все-таки находится на той грани, на которой ВИЧ-инфицированность растет очень резко, большими скачками. Мы можем дойти и до эпидемии.
В: А какие регионы у нас наиболее проблемные?
Т. ЯКОВЛЕВА : Ну, я бы как бы не хотела сегодня называть такие регионы, но это, в первую очередь, мегаполисы, это Москва и Санкт-Петербург и даже Воронежская область и многие другие.
В: А почему вы не хотели называть?
Т. ЯКОВЛЕВА : Ну, вы знаете, как бы чтобы не пугать, наверное, людей.
В: Скажите, если человек заразился, то в какой степени он может рассчитывать на помощь государства? Потому что лекарства уже есть. И по утверждению специалистов, они достаточно эффективны, но стоят крайне дорого - от 5 до 15 тыс. долларов.
Т. ЯКОВЛЕВА : Абсолютно верно. Стоимость действительно лечения больного у нас доходит до 15 тыс. долларов. Хотя надо отметить, что, например, в европейских странах это намного дешевле. У нас очень высокие цены на лекарственные препараты, так называемые, ретро-вирусные препараты. Вот одно из условий - это, конечно, снижение цен на эти препараты. И самое главное условие - это, конечно, выделение достаточного количества денег на лечение. Во-первых, на профилактику, обязательно, и на лечение таких больных.
Конечно, у нас существует так называемая федеральная программа "АнтиВИЧ СПИД". У нас существуют займы Всемирного банка, глобального фонда. Идет помощь со стороны Запада. Но это настолько недостаточно. Я приведу пример, что консолидированный бюджет, например, в последние годы на борьбу с ВИЧ-инфекцией составлял консолидированный. Т.е. это бюджет субъекта Федерации и федеральный бюджет. Всего 2 миллиарда рублей. И конечно просто, если открыто говорить, то наши ВИЧ-инфицированные не имели возможности лечиться от данного заболевания. А сейчас это очень хорошо, что принята политическая воля. Действительно, президент огласил национальный проект. И в рамках этого национального проекта, я еще раз повторю, если консолидированный бюджет составлял только 2 миллиарда, то теперь в рамках национального проекта - 3,1 миллиарда рублей.
В.: Это больше чем в предыдущие годы объявлялось.
ЯКОВЛЕВА: И это позволит нам начать действительно лечение ВИЧ-инфицированных.
В.: А на что конкретно эти деньги пойдут?
ЯКОВЛЕВА: Эти деньги пойдут - 480 миллионов, например, пойдет на профилактику, 22 миллиона будет проведено скрининга, т. е. выявление именно ВИЧ-инфицированных. Это очень важно, правда, чтобы мы знали кто ВИЧ-инфицирован? И более полутора миллиардов пойдет на лечение 15 тысяч человек, которым полный, еще раз повторю, полный цикл будет проведен.
В.: Ну, вот сегодня М. Зурабов обнародовал неутешительные данные о состоянии здоровья нации в целом. Оно значительно ухудшилось. И по продолжительности жизни мужчин страна занимает 134 место в мире. А по продолжительности жизни женщин 100. Можно ли изменить эту ситуацию?
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА (председатель комитета Госдумы РФ по здравоохранению): Конечно, можно. И Вы знаете, это опять в первую очередь то, что у нас национальный проект. Это деньги будут поступать от здравоохранения, оно нужно нам действительно, добиться, чтобы медицинская помощь была доступна и качественная. Вот это самое главное. И самое главное, на что направлены инвестирования в медицину - это на укрепление первичного звена, потому что именно в первичном звене в первую очередь человек сталкивается с врачом, где должен выявить болезнь, предупредить болезнь, профилактировать болезнь и лечить.
В: Вы в Тюменской области проводили круглый стол по национальному проекту "Здоровье". В какой мере регионы и Тюменская область готовы к реализации.
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА (председатель комитета Госдумы РФ по здравоохранению): Да, действительно, собирался весь уральский округ, были все министры Уральского округа, я имею здравоохранение субъектов Российской Федерации, и все в один голос ответили, что они готовы к реализации национального проекта. Ну что же от денег откажется?
В: Татьяна Владимировна , есть еще одна проблема, может быть, не такая страшная, как СПИД, но тоже достаточно серьезная. В прошлом году в России от курения и болезней с ним связанных умерло 367 тыс. человек. Это в 10 раз больше, чем от дорожно-транспортных происшествий, инфекционных болезней.
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА (председатель комитета Госдумы РФ по здравоохранению): Абсолютно верно. В мире, вообще, около 1 млн. человек погибает ежегодно.
В: Насколько я знаю, Государственная дума намерена принять радикальные меры в ближайшее время. Это штрафы за курение.
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА (председатель комитета Госдумы РФ по здравоохранению): Да, Вы знаете, у нас существует, в 2001 году был принят закон об ограничении табакокурения, в 2002 году он стал действовать, он связан с ограничением рекламы, с улучшением качества сигарет. Это никотин, смолы. Вот, но к сожалению, в нем не было прописано именно, допустим, нельзя курить в общественных местах, это в местах, относящихся к здравоохранению, спорта, культуры и так далее, да.
Вот. Но, к сожалению, абсолютно не прописано, а что же за это будет, если я буду курить в общественных местах. Вот теперь мы эту, как бы, делаем поправку.
В: И что будет?
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА (председатель Комитета Госдумы по здравоохранению): От трех до пяти МРОТ будет идти наказание, это вносится поправка в Административный кодекс. И я считаю, это совершенно правильно и, наверное, это еще мало, я бы жестче поставила вопрос.
В: А кто будет отслеживать курильщика и штрафовать его?
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА (председатель Комитета Госдумы по здравоохранению): Это как раз очень многое зависит... вы хороший вопрос задали, потому что я еще раз повторяю, закон об ограничении табакокурения принят, но, к сожалению, все зависит от субъекта Федерации, от исполнительной власти, от прокуратуры, которая должна следить за реализацией закона на местах. А, к сожалению, закон не везде соблюдался.
В: Спасибо, Татьяна Владимировна , что ответили на наши вопросы! Я думаю, что на эту тему мы еще поговорим подробнее.
Я напоминаю, что мы говорили с председателем Комитета Госдумы по здравоохранению Татьяной Яковлевой . Это были "Вести. Подробности". До завтра!
РТР Вести. Подробности, Город: Москва
Дата: 6 Декабря 2005