12 июня 2006
3186

Бейсболка для черной дыры

Вышедший только что в прокат фильм "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова - это киноверсия его же спектакля по пьесе братьев Пресняковых, который уже три сезона идет в МХТ. Главный герой фильма в некотором роде Гамлет в бейсболке. Гамлета зовут Валя (Юрий Чурсин), он нерешителен и, видимо, безумен. Во-первых, Вале регулярно является призрак отца-капитана, весьма завуалированно намекающий на то, что его отравили. Во-вторых, в общении с близкими Валентин ведет себя крайне эксцентрично, проживая свою жизнь как плохой, претенциозный спектакль - достает мать и отчима дядю Петю истерическими эскападами (самая вызывающая - питие водки при помощи палочек для еды и танцы под какую-то совершенно невероятную китайскую попсу), проявляет черствость в отношениях со своей девушкой. Работает Валя и вовсе в милиции, изображая жертву во время следственных экспериментов.

Собственно, эти эксперименты и составляют ядро сюжета - инсценировать Вале приходится по большей части преступления страсти, где чувственные и романтические подозреваемые/обвиняемые абсурдно (одно убийство происходит в парковом биотуалете, другое - в бассейне, третье - на подоконнике) расправляются со стервозными и подлыми жертвами. Все эти ситуации настолько же смешны, насколько трогательно искренни их участники - фактурные и витальные (один из них, принципиальный следователь, и вовсе оказывается героем-резонером, произносящим пламенный монолог о тотальном раздолбайстве). Сам же протагонист в сравнении с этим гневным, испуганным и рефлексирующим вторым планом настолько слаб, нелеп, ничтожен и условен, что фильм Серебренникова может вызвать раздражение у человека, не привыкшего к театральным условностям. Действительно, что это за кино, когда вместо главного героя не просто слабая личность, а какая-то черная дыра, произносящая глупости с интонациями абитуриента Щукинского училища? Что это за приметы позапрошлого времени - суши с караоке? У театральных зрителей, кстати, возникал другой вопрос, даже не приходящий в голову зрителям в кинозале: что это за спектакль, в котором герои выражаются, как пьяные сержанты патрульно-постовой службы?

Фильм Серебренникова, конечно, не дает ответа - видно, что эта драматическая основа режиссера вполне устраивает. Зато камера показывает явную неуместность сравнения Пресняковых с Чеховым, имя которого часто поминают в связи с братьями (мол, и тот и другие - самые востребованные сегодня русские драматурги). Да, возможно, они так же наблюдательны, как и Антон Павлович, - по крайней мере диалоги у Пресняковых всегда виртуозны, документальны и остроумны. Но из чеховских историй получается вполне конвенциональное кино, взять хотя бы того же серебренниковского "Рагина". А из Пресняковых - спектакль-социалка с монтажом и рисованным героем, гибрид "Следствие ведут знатоки" с "Кроликом Роджером". Короче, бастард.






Дарья Серебряная
"Эксперт" No22
12.06.2006
http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/22/news_beisbolka_dlya_chernoy_dyry/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован