Красноярские выборы как предчувствие федеральных
Завершившаяся избирательная кампания в Красноярском крае не отличалась накалом страстей, конкуренцией свежих идей и партийных программ, а также появлением на политической арене хоть сколько-нибудь заметных новых лидеров. В этом смысле красноярские выборы выглядят гораздо более репрезентативными для России, чем мартовская кампания в 14 регионах, отличавшаяся неимоверным количеством скандалов вплоть до уголовщины (как в Дагестане) и довольно неожиданной победой "Справедливой России" в Ставрополье. Вероятнее всего, федеральные выборы в нынешнем декабре и следующем марте пройдут именно по красноярскому сценарию.
На воскресных выборах в законодательное собрание Красноярского края (объединенного два года назад с Таймырским и Эвенкийским автономными округами) победу, как и предполагалось, одержала "Единая Россия". По предварительным данным, она набрала 42,5% голосов. КПРФ получила 20,3%, "Справедливая Россия" - 12,4%, ЛДПР- 11,7%. Союз правых сил (СПС), несмотря на всю мощь примененного против него административного и силового ресурса, все же сумел набрать 7,3% голосов. А вот Социалистическая единая партия России (СЕПР) и Демократическая партия России (ДПР) 7-процентный барьер преодолеть не смогли и остались за порогом законодательного собрания края.
Северная активность
В одномандатных округах наибольшее количество мест в заксобрании получат опять-таки кандидаты от "Единой России". Предварительный расклад сил сводится к тому, что "медведям" светит примерно 29 мандатов из 52. Коммунисты достаточно активно потеснили единороссов в ряде округов, но рассчитывают всего на 10 мандатов. "Справедливая Россия", скорее всего, получит семь мест, а СПС и ЛДПР - по три.
Что касается активности на избирательных участках, то автором наиболее точного прогноза оказался председатель временного краевого избиркома Константин Бочаров, предсказавший явку в 35-37% избирателей. В результате, по предварительным данным, явка по региону составила 37,3%.
Причем активность голосующих снижалась с севера на юг. Особняком среди вечной мерзлоты стоит Норильск с его 23-процентной явкой. В Северо-Енисейском районе на участки пришли 67% избирателей, на Таймыре и в Эвенкии - более 60%. А вот Красноярск показал всего 33%.
Скучная кампания
Новый председатель Центризбиркома России Владимир Чуров лично контролировал работу избирательных участков в краевом центре. Явка в Красноярске его смутила. Чуров высказал предположение, что пассивность горожан объясняется их усталостью от применения черных политтехнологий. Правда, виновников пресловутого пиара он не назвал, да это было и мудрено.
Ведь выборы прошли под пристальным вниманием сотрудников правоохранительных структур. Всего в обеспечении общественного порядка было задействовано около 11 тысяч людей в погонах. Непосредственно в период голосования зарегистрировано 17 нарушений избирательного законодательства. По данным краевого ГУВД, в Дивногорске, Назарове и Березовском районе отмечена незаконная агитация. В Ачинске, Новоселовском и Березовском районах осуществлялся организованный подвоз избирателей к местам голосования. Помимо этого в Ачинске выявлен подкуп избирателей. По всем этим фактам проводятся проверки. В то же время, подчеркивает милиция, каких-либо существенных нарушений избирательного законодательства не зафиксировано.
Местные эксперты практически единодушно отмечают рутинное и скучное течение всей предвыборной кампании, за исключением разве что достаточно неуклюжего давления власти на СПС, и полную предсказуемость результатов голосования. Уже сейчас очевидно, что новый состав заксобрания будет более чем лоялен к исполнительной власти. Хотя лидер СПС, он же "паровоз" местного партсписка Никита Белых, в региональном телеэфире пообещал регулярно прилетать из Москвы на сессии заксобрания.
Тенденции, однако
Как считают специалисты, Красноярск показал, какими будут ключевые федеральные выборы. Руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ Леонтий Бызов сказал корреспонденту "Газеты": "Из всех мне известных выборов, состоявшихся весной этого года, красноярские наиболее релевантно отражают общероссийские тенденции". Правда, социолог оговорился, что не стоит проводить прямые аналогии: "Красноярский край очень разношерстный, это своего рода Россия в миниатюре. Там есть все: крупные города, аграрный юг и промышленный север".
Результат тем не менее налицо: пассивность избирателей, победа правящей партии с устраивающим всех результатом, вялая интрига с жалкими процентами официально оппозиционных партий, административное давление, которое в любой момент могло быть усилено.
КПРФ несколько укрепилась, преодолев долгий спад после выборов 2003 года, и сейчас смело может рассчитывать на хорошее второе место с результатом 16-20%, считает Бызов.
Еще Красноярск показал, что рейтинг "Единой России" окончательно стабилизировался на уровне 40%, а вот "Справедливая Россия" тех 12,4%, которые она получила в Красноярске, в целом по стране не имеет, ее федеральный уровень эксперты оценивают в 7%. Возможно, в Сибири партия нарастила мускулы, так как еще не исчерпала свой ресурс, в отличие от "Единой России".
Леонтий Бызов считает: "ЛДПР осталась при своих процентах, а вот в чем проблема СПС, которая довольно успешно выступает в регионах, но имеет низкий федеральный рейтинг - для меня как социолога совершенно непонятно. Это вопрос к тем, кто занимался кампаниями партии".
Менеджерская интрига
В любом случае эти скучные выборы дали пищу для размышлений экспертам. По мнению Алексея Макаркина из Центра политических технологий, высказанному корреспонденту "Газеты", следующая Госдума будет сложнее для "Единой России", так как у партии нет ресурса для получения конституционного большинства. Ведь гегемония "медведей" в нынешней Думе обусловлена тем, что к ним присоединились большинство одномандатников, а следующие выборы пройдут по пропорциональной системе. "В 2008 году, когда ЕР понадобится проголосовать за какой-нибудь ключевой закон, им придется вступать в межпартийные коалиции", - считает Макаркин.
Если красноярские выборы действительно могут послужить моделью для общероссийских, как считает Леонтий Бызов, то есть еще одно соображение, которое придает интригу в целом предсказуемым выборам в Госдуму. Эта интрига скорее менеджерская, чем партийно-политическая. Если в Госдуму, как и в Красноярске, пройдут три партии, так или иначе ориентирующиеся на Кремль ("Единая Россия", "Справедливая Россия" и ЛДПР), то управлять нижней палатой станет сложнее и Кремлю придется учитывать разные факторы, в том числе личные интересы руководства партий.
Партийные обиды
Секретарь избиркома Красноярского края Валентина Кожемякина с гордостью заявила, что "никаких нарушений не зафиксировано". У представителей крупнейших партий, за исключением победившей "Единой России", иное мнение.
1. "Справедливая Россия"
Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов, председатель Совета федерации, ни много ни мало обвинил красноярское отделение КПРФ в сговоре с преступным миром. Секретарь политбюро центрального совета СР Николай Левичев подтвердил "Газете", что у них есть данные о сотрудничестве коммунистов с криминалом, впрочем, уточнив: "Понимаете, это оперативная информация. Она не может быть использована в суде, так как нет документов". Секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов в интервью "Газете" парировал: "Заявление Миронова крайне импульсивно и связано с тем, что результат, который получила СР в Красноярском крае, вдвое меньше, чем он ожидал".
2. КПРФ
Вчера на пресс-конференции в Красноярске депутат Госдумы от КПРФ Виктор Кузнецов заявил о 36 нарушениях, отмеченных на избирательных участках, в первую очередь случаи вброса бюллетеней, а также то, что милиция не пресекла распространении в Красноярске в день выборов газеты с материалами, порочащими КПРФ.
3. СПС
Но больше всего обид за время кампании накопилось у правых. Милиция обыскала и изъяла документы в 30 предвыборных штабах партии, задержала 47 активистов СПС. Прокуратура возбудила уголовное дело по обвинению в подкупе избирателей. Краевой избирком за "незаконное использование изображений детей" запретил распространение газеты СПС "Достройка" с фотографиями сыновей лидера партии Никиты Белых. В ночь на 11 апреля более 500 зданий в Красноярске были исписаны лозунгами, призывающими голосовать за СПС. Правые считают это провокацией. Милиция не заметила хулиганов. В канун выборов ночью были испорчены неизвестными агитационные многие билборды СПС.
Вас устроит новая Госдума, если представительство в ней партий окажется таким же, как в красноярском парламенте?
ЕВГЕНИЙ ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики
Не устроит. Хотя такая Госдума будет лучше существующей сегодня. Потому что хуже, чем наша сегодняшняя Дума, невозможно придумать: конституционное большинство и полное господство за "Единой Россией", плюс левые и плюс националистический (но, правда, ручной) фланг в лице ЛДПР.
А если там будет хоть какое-то жалкое представительство правых, плюс некая имитация политической конкуренции между "Единой Россией" и "Справедливой Россией"... Скорее всего, поначалу все они будут очень послушными, но, знаете ли, из искры возгорается пламя. Если "Справедливая Россия" будет представлять неких цивилизованных левых, ничего плохого в этом не вижу.
МАРК УРНОВ, политолог
Я не люблю ни "Единую Россию", ни КПРФ, ни "Справедливую Россию". Полагаю, что если сложится такая конфигурация, когда единороссы не смогут получить большинство (50%, плюс один голос), это уже станет некоторым сдвигом.
Но все равно такая структура парламента будет несбалансированна и смещена от абсолютно идеологически невыраженного и послушного Кремлю центра к левой части спектра. А это соотношение не окажется идеальным для России, поскольку такой парламент будет блокировать любые реформы.
МИХАИЛ ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации
Я не являюсь жителем Красноярского края и поэтому не могу оценивать перспективы местного парламента, к которому не имею никакого отношения.
Но если подобный расклад повторится в Государственной думе, то меня совершенно не устроит присутствие в ней таких партий, как СПС и ЛДПР (одна другой стоит).
Понятно, что когда одна партия власти имеет 42%, а другая партия власти - 12%, сложно себе представить, что эти выборы были честными, особенно если говорить о проценте "Единой России". Среди единороссов много хороших людей, да и у меня много друзей в этой партии. Но все равно не покидает ощущение, что эти выборы проводились с применением колоссального административного ресурса.
Когда не только в Москве, но и в регионах у простых людей спрашиваешь что-нибудь про "Единую Россию", то они обычно либо плюются, либо ругаются. И когда такая партия официально набирает 42%, только и остается предположить: либо у нас народ состоит из одних мазохистов, чего теоретически исключать нельзя, либо эти выборы имеют весьма отдаленное отношение к реальному волеизъявлению народа.
Но в Красноярском крае люди внутренне свободны и привыкли опираться на собственные силы (и вузов там, кстати, много, что помогло СПС набрать более 7%). Интересно, что на региональных выборах СПС, всю жизнь защищавшая интересы крупной олигархии, вдруг очень ударно заиграла на левом протестном поле и предстала как левопопулистская партия. То есть правые начали пытаться изображать из себя защитников интересов простых людей. И какое-то количество голосов это могло им принести за счет молодежи и тех, кто раньше голосовал против всех.
Знаете, нередко люди, что называется, по приколу голосуют за ЛДПР, а сейчас вполне вероятно, что эту позицию стала занимать СПС. И возможно, молодым, энергичным и красивым ребятам из СПС удалось запудрить мозги какой-то части старушек.
Действительно, Красноярский край для России является образцом того, как люди голосуют. Но предстоящие выборы в Госдуму будут показывать не то, как голосуют, а как подсчитывают: из небытия может всплыть "Яблоко", а "Справедливая Россия" возьмет не менее 20%.
ОЛЬГА ПАВЛИКОВА, ЮРИЙ ЧУВАШЕВ
КРАСНОЯРСК; опрос подготовил АЛЕКСАНДР САРГИН
Материал опубликован в "Газете" No69 от 17.04.2007 г.