В ходе работы доверенной мне площадки проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на Съезде Общероссийского народного фронта (далее – ОНФ) 29.11.2018 г. я говорил в ряде интервью, что от качества дорог напрямую зависит качество нашей жизни:
- дороги часто служат единственной связью отдельных предприятий в цельные производственные цепочки, связывают производителей с рынками сбыта (с покупателями, то есть со всеми нами);
- дороги позволяют людям путешествовать, видеться с родными и близкими;
- ежедневно миллионы людей добираются к местам работы, учебы, лечения и обратно домой именно по дорогам.
Разбитые, нечищенные от снега дороги неизбежно будут приводить к трагедиям, затрудняя работу экстренных служб. Низкое качество дорожных покрытий часто становится причиной ДТП. За 2017 год в ДТП погибло почти 20 тыс. наших граждан. Государство ежегодно теряет от ДТП более 1 трлн руб., мы просто не можем себе позволить такие потери!
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин абсолютно прав: нам нужные прорывные улучшения качества путей сообщения, в первую очередь – дорог. Мы, активисты и эксперты ОНФ, запланировали для себя огромный объем работы с целью добиться реального, а не на бумаге решения многих транспортных проблем, назову лишь самые крупные направления работы:
- новое качество дорог;
- модернизация организации дорожного движения;
- эффективность бюджетных трат в дорожной отрасли.
ОНФ, все наши активисты, эксперты, сторонники должны в ближайшие годы потрудиться с полной самоотдачей, выявить все проблемы в содержании и развитии дорожного хозяйства нашей необъятной Родины и предложить реальные и результативные решения этих проблем. Тогда каждый из полутора миллионов километров наших дорог станет действительно дорогой, пользоваться которой не опасно и трудно, а легко и приятно!
Отчетливо понимая роль автодорог, правительство нашей страны направляет значительные денежные средства на их новое и более качественное строительство.
Известно, что строительство важнейших из них, например, автомагистрали М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» находятся на личном контроле Президента Российской Федерации.
На этом фоне кажутся невероятными поступающие от наших активистов и экспертов сигналы о возможномхищении бюджетных средств за счет нарушения критерия «безопасность строительства», в частности, строительство не отвечающего критерию «безопасность» инженерной защиты автодороги от негативного воздействия вод. Например, в соответствии с проектной документацией в качестве инженерной защиты автодороги от негативного воздействия вод предусмотрено использование Плит бетонных гибких ПБЗГУ, конструкцию которых регламентирует ГОСТ Р 58411-2019. Укладку плит бетонных гибких (группа 23.61.11.05.2.04.02), которые классифицируются как несущие строительные конструкции, регламентирует СП 80.13330.2016. В частности, указанными документами предусматривается скрепление соседних плит бетонных гибких в единое покрытие методом сварки. Для этого каждая бетонная плита включает в себя металлические закладные детали.
Фактически при строительстве автомагистрали недобросовестные подрядчики используют под видом якобы аналогов гибкие бетонные маты (УГЗБМ,ГБП-2) (группа 23.61.11.05.2.04.0), применение которых для осуществления строительства инженерной защиты объектов не предусматривает Техническое свидетельство ТС 6628-22 (срок действия 09.09.2024). Конструкция гибких бетонных матов не включает в себя металлические закладные детали, что не позволяет их надёжно скрепить между собой методом сварки.
Несмотря на то, что п.8.22.6.3 СП 80.13330.2016 запрещает скрепление гибких бетонных плит с использованием строповочных (такелажных) петель, на объекте строительства гибкие бетонные маты связываются веревочками за строповочные (такелажные) петли. Опытные строители недоумевали при виде такой картины. На практике хорошо известно, что скрепление уложенных на откосах автодорог гибких бетонных матов, скрепленных между собой за строповочные (такелажные) петли, неизбежно приводит к потереустойчивости их положения (сползания вниз по откосу, см. фото) за счет микровибраций от проезжающих по автодороге машин. Потеря устойчивости положения законодательством России классифицируется как нарушение безопасности строительства.
Кроме того, в соответствии с п.1 ч.38 ст.49 Градостроительного кодекса РФ замена одних строительных конструкций на другие должнапредваряться повторной экспертизой, что исполняется не всеми подрядчиками.
Нерадивые подрядчики создают условия для нарушение механической устойчивости ГБ-матов, скрепленных между собой за строповочные (такелажные) петли, что замечено нашими экспертами – см. фото:
Незаконная замена одних несущих строительных конструкций на другие при проведении экспертизы влечет за собой соответствующую корректировку сметы. Гибкие бетонные маты с существенно упрощенной конструкцией стоят значительно дешевле гибких бетонных плит ПБЗГУ, стоимость которых определяется Федеральными Единичными расценками ФСЦЦ, утвержденными Минстроем РФ, и всё это создаёт условия для хищения бюджетных средств при их подмене.
Замечено, что по аналогичной схеме происходит замена более дорогих и надежных строительных конструкций на якобы аналогичные строительные конструкции на многих стройках страны.
Отображённое на этом фото покрытие, собранное из ГБ-матов, скрепленных за такелажные петли, не отвечают критериям «Надежность» и «Безопасность» и после первого дождя выглядит, примерно, так (см. фото):
В этой связи запланированы новые выезды наших активистов на участки строящихся магистралей с целью общественного контроля закупок, готовятся запросы в генеральную прокуратуру для правовой оценки уже выявленных фактов пересортицы и подменыстроительных деталей и конструкций.
Алексей Алексеевич Малый,
Президент ТНО “Академия современного строительства”,
доктор экономических наук, Почётный строитель России,эксперт ОНФ