Из экспедиционных рассказов
Мне как-то пришлось одному жить на берегу небольшого озера. Необходимо было в течение нескольких месяцев проводить гидробиологические исследования. Зима в том году наступила рано, в конце октября выпал снег и ударили морозы. Снег пушистыми хлопьями лежал на деревьях. В прибрежье озера появилась тонкая корка льда, которая с каждым днем все увеличивалась. Через неделю только в середине озера была чистая вода. Лед был очень тонкий. Ходить по нему было нельзя, поэтому приходилось, как на ледоколе, пробиваться к чистой воде и проводить там эксперименты. Возвращался в свою избушку только к вечеру, весь мокрый и продрогший.
В печи разводил огонь, грел воду для чая и наслаждался теплом. На улице снег, мороз, а дома в печи потрескивают поленья, и чувствуешь, как в каждую клеточку организма проникает тепло. В городских условиях такого удовольствия от тепла вряд ли получишь.
С усилением морозов стал замечать, моя избушка и печь ведут себя как-то странно. Сколько бы ни топил печь, наверху на уровне головы было жарко, а внизу холодно. Можно ходить в легкой рубашке, но обязательно в валенках.
Дело в том, что избушка была старая, и все тепло снизу быстро выдувалась. Поэтому, чтобы не замерзнуть, приходилось печь топить постоянно. Хорошо, что с дровами проблем не было.
Можно, конечно, жить и в таких условиях, в экспедициях ко всему привыкаешь. Однако мне приходилось много работать – писать или сидеть за микроскопом. Стоило присесть, как сразу же попадаешь в холод: руки начинают мерзнуть, шариковая ручка переставала писать, надо натягивать свитер. Чтобы согреться, необходимо периодически вставать из-за стола: походишь в тепле, потом опять «ныряешь» в холод. Не очень удобно!
Наконец придумал. Поставил в середине комнаты большой стол, на него – поменьше и стул. Теперь я уже работал в тепле, на импровизированном «втором» этаже, а спал на «первом». На холоде в теплом спальном мешке спится очень хорошо.
Вскоре случилось непредвиденное, начали просыпаться мухи. С каждым днем их становилось все больше и больше, и все они роем вились вокруг меня. Приходилось большую часть времени отбиваться от них. Я уже начал подумывать, что пора вернуться обратно на «первый» этаж.
Зато спать стало приятнее. Мухи наверху в тепле жужжат, а ты спишь внизу и радуешься, что они не могут из-за холода добраться до тебя. Под жужжание мух хорошо спится, особенно когда между вами такая серьезная преграда. Такая жизнь мне нравилась. Надоело тепло, спускаешься охладиться, а потом обратно.
Наконец все мухи проснулись. Никогда не видел такого количества. Как будто мухи со всей округи забрались на зимовку в мой дом. Стоило мне залезть на «второй» этаж, как они все разом набрасывались на меня. Что делать? Как избавиться от них?
Решил выстудить свою избушку. Погасил печь, открыл окна, дверь и уже через несколько часов весь пол был усыпан мертвыми мухами. Портняжка Ганс из сказки «Храбрый портной» убил семь мух и считал себя героем. А сколько же я одолел? Кроме того, появился научный интерес выяснить, сколько мух облюбовало мой дом.
К этой проблеме решил подойти с научной точностью. Надо собрать всех мух, то есть подмести пол, стол, стулья и взвесить их. Зная их общий вес и вес одной мухи можно подсчитать их количество. Любой научный эксперимент требует точной методики. Обычный веник, которым собирают мусор, для этой цели не подходит, поэтому сделал специальный, мягкий – из метелок тростника.
Пока занимался мушиными проблемами, наступил вечер. Надо было думать о тепле, чтобы и меня не постигла учесть несчастных двукрылых. Эксперимент решил отложить до следующего дня. Однако вскоре моими мухами занялись мыши. Они всю ночь шуршали, а утром... мой мягкий веник уже не понадобился. Пол был чистый.
Теперь я мог спокойно работать на «втором» этаже и никто меня не беспокоил. После такой подкормки в доме появились мыши. По крайней мере, ранее я их не замечал. По-видимому, все мое внимание было сконцентрировано на борьбе с мухами.
Мыши всю ночь грызли что-то, скреблись. Их возня раздражала меня, и я долго не мог уснуть. Я уже с удовольствием вспоминал убаюкивающее жужжание мух. Мой сон был нарушен.
Бороться с мышами сложнее. Они не мухи, их холодом не уморишь. Однако нет безвыходных ситуаций. Пришлось пойти в ближайшую деревню и взять напрокат кота. С этого времени количество мышей в доме резко убавилось.
Коту понравился мой теплый «второй» этаж. Он забирался на колени, и я работал под его мурлыканье. Так что всегда можно найти выход из любой неприятной ситуации.
А.П.Садчиков, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, вице-президент Московского общества испытателей природы