12 декабря 2008
2660

Билет на взлет

Росавиация будет проверять финансовую годность российских авиакомпаний

Росавиация сможет приостанавливать полеты и даже лишать авиакомпанию сертификата, основываясь на оценке ее финансовой деятельности. Соответствующие поправки в федеральные воздушные правила уже подготовлены, сообщил вчера и. о. заместителя руководителя агентства Олег Клим.

А для того чтобы избежать массовых задержек рейсов, в Росавиации намерены классифицировать компании в зависимости от степени их финансовой надежности.

Высшей категории будет разрешено выполнять международные перевозки без ограничений. Второй категории эксплуатантов будут ограничивать международные перевозки по объему и направлениям. Третьей категории разрешат только выполнение чартерных международных перевозок. А те, кто попадет в четвертую категорию, будут временно не допускаться до международных перевозок из-за низкого качества обслуживания пассажиров. Это касается и безопасности полетов, и задержек рейсов, а также сервиса на борту.

Как отмечают эксперты, международные перевозки являются самыми выгодными и приносят большие прибыли авиакомпаниям. Вторыми по прибыльности являются маршруты между крупными городами, а местные перевозки вообще убыточны.

Пока в Росавиации нет подразделения, которое будет проводить финансовый контроль и экономический анализ авиакомпаний, но к весне ее планируют создать. К летним отпускам в агентстве надеются, что важные для пассажиров изменения в воздушные правила также будут одобрены правительством и согласованы с минюстом.

Как пояснил вчера и.о. заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Клим, Росавиация по новым правилам вправе будет в любое время оценить финансовую деятельность авиакомпании и, основываясь на полученных результатах, приостанавливать действия сертификата или аннулировать его в случае, если перевозчик не выполняет свои обязательства в течение шести месяцев.

Коснутся изменения и самих правил выдачи сертификатов, дополнил глава Росавиации Геннадий Курзенков.

Для того чтобы претендовать на этот документ, компания должна будет выполнить три условия. Во-первых, предоставить план своего стратегического развития на пять лет. Во-вторых, составить бизнес-план не менее чем на три года. И, в-третьих, подтвердить свою жизнестойкость гарантиями финобеспечения - либо открыв депозит, либо получив банковскую гарантию, либо обзаведясь страховым полисом. Это, по мнению специалистов, позволит Рос авиации эффективно вести контроль за финансовыми рисками авиаперевозчиков и оценить потенциальную возможность восстановления в случае кризисных ситуаций, например при массовой отмене рейсов.

А для продления срока действия сертификата, который выдается максимум на два года, авиакомпании придется представлять бизнес-план не менее чем на два года, финансовые гарантии и данные независимой аудиторской проверки. Если же перевозчик захочет внести какие-то изменения в условия эксплуатации, то бизнес-план понадобится на срок не менее чем год, и, конечно же, обязательные гарантии финансового обеспечения.

Руководители Росавиации вчера презентовали свои новации авиаперевозчикам. В принципе авиакомпании не возражали ни против ужесточения сертификации, ни против классификации, но вопрос финансового обеспечения вызвал недовольство. Не секрет, что на данный момент даже у благополучных авиакомпаний нет "лишних" денег для формирования фингарантий. А для открытия депозита необходимо заморозить средства, равные сумме трехмесячного оборота. По словам Олега Клима, это связано с тем, что самая востребованная бронь на билеты у пассажиров - сроком на три месяца. Что касается приблизительной суммы, то, по его словам, если брать показатели "Аэрофлота", то ему понадобится депозит в 20 миллиардов рублей или финансовые гарантии на эту сумму. Однако чиновник пояснил, что требования по финансовому обеспечению к каждой авиакомпании будут индивидуальные - из расчета их годового оборота средств. По словам Олега Клима, одним из выходов из ситуации может стать союз авиа- и страховых компаний по обеспечению этих гарантий. Он позволит не выводить большие объемы средств из оборота перевозчика.


Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4812 от 12 декабря 2008 г.


Татьяна Шадрина
www.rg.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован