16 сентября 2008
2876

Богатые недра столицы

Комплексное освоение подземного пространства столицы началось в 30-х годах прошлого века. Первые шаги в этом направлении сделали московские метростроевцы. Сегодня подземное строительство - одно из стратегических направлений развития города. В мае минувшего года столичные власти утвердили концепцию освоения подземного пространства и основные направления развития подземных территорий Москвы.

На недавно прошедшем заседании московского правительства была рассмотрена городская программа подготовки к комплексному строительному освоению подземного пространства столицы в 2009-2011 годах.

Новый раздел в Генплане

Докладывал первый заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Константин Королевский. Он подчеркнул, что создана специальная группа, разрабатывающая нормативы градостроительного проектирования для подземных сооружений. "В целом подготовка нормативно-технической базы завершится к 2009 году. Выполнены работы, позволившие инвестиционную привлекательность участков подземного строительства "увязать" с геологическими, архитектурными, инженерными, техногенными условиями. Учитываются факторы, влияющие на состояние подземных построек, граничащих с охранными зонами и памятниками культуры. Институтом геологии РАН выполняются работы по составлению геологических карт территорий города.

На сегодняшний день институтом Генплана составлен адресный перечень 37 городских зон, где разместятся подземные сооружения, в том числе в составе многофункциональных центров и транспортно-пересадочных узлов. Подготовлен базовый перечень подземных пешеходных тоннелей.

Сегодня подземное строительство рассматривается как самостоятельная полноценная сфера градостроительной деятельности. Мероприятия по комплексному освоению подземного пространства определены Генпланом города до 2025 года. Они позволят нам оценить экономический потенциал подземного пространства, которым обладает город.

Выявляя, где могут размещаться подземные сооружения и системы самого различного назначения, можно решить большую часть территориальных, транспортных, энергетических и экологических проблем города. Данная программа состоит из четырех взаимосвязанных блоков. Первый определит систему управления подземным строительством, второй - развитие подземной инфраструктуры столицы. Имеются экономический блок и блок по обеспечению нормативно-трудовой, информационной, научной и организационной деятельности. Кроме того, нам необходимо иметь четкие правила привлечения инвесторов", - сказал К. Королевский.

"Считаю, что следует внести изменения в Генеральный план развития города, в котором обязательно должен быть раздел по освоению подземного пространства", - подчеркнул мэр города Юрий Лужков.

70% будут под землей

В целях повышения комфортности проживания москвичей в микрорайонах с уже сложившейся инфраструктурой, которым в настоящее время не хватает земельных ресурсов для расширения, под землю должны уйти автомобильные трассы и транспортные узлы, парковки, торгово-бытовые и развлекательные комплексы, инженерные зоны. При этом наземная часть территорий будет передана под жилую застройку, детские сады, школы, больницы, ландшафтно-парковые зоны.

На сегодняшний день максимально активное использование подземного пространства наблюдается только в центральной части города, в условиях жестких ограничений этажности зданий, габаритов осваиваемых участков и соблюдения конкретных архитектурных требований. Подземная часть таких построек составляет примерно треть их высоты. Здания, "ушедшие под землю" в периферийных районах города, имеют более мелкое заглубление.

Согласно предложенной программе, за три года доля подземных сооружений в общем объеме капитального строительства должна вырасти с нынешних 6 до 15% и составить 2,5 млн кв. метров. К примеру, при реорганизации территории Рижского вокзала было принято решение, поддержанное на общественных слушаниях, убрать под землю железнодорожные пути пригородного сообщения.

Выявляя, где могут размещаться подземные сооружения и системы самого различного назначения, можно решить большую часть территориальных, транспортных, энергетических и экологических проблем города

В перспективе под землей планируется разместить до 70% всех гаражей, до 80% - складских помещений, около 30% объектов сферы услуг, до 15% от общего объема строящихся многофункциональных комплексов, 9 многофункциональных транспортных узлов, 43 автотранспортных тоннеля, 135 подземных пешеходных переходов, 136 подземных автостоянок, многие объекты инженерной инфраструктуры и производственного назначения.

Архитектурная взаимосвязь

В свою очередь ректор МГСУ Валерий Теличенко отметил, что "задача по динамичному комплексному освоению подземного пространства города была воспринята в кругах специалистов как своевременная. Для этого Москва должна располагать рядом возможностей, среди которых и экологические, и технологические, и кадровые, и информационные, и нормативно-правовые. И все они у города есть!

Сегодня в одно из приоритетных направлений программы выделена безопасность, так как строительство подземных сооружений и их эксплуатация подвержены серьезным рискам. Другое приоритетное направление - рациональное освоение подземных пространств, формирование современных планировочных структур осваиваемых территорий, повышение качества городской среды. Для этой цели Москомархитектурой совместно с НИиПИ Генплана Москвы сформирован адресный перечень зон и объектов подземного строительства. И третье приоритетное направление связано с формированием инновационной среды с целью реализации крупномасштабных проектов и последующим управлением построенных объектов. Для этого требуется создать современную нормативно-методологическую базу на основе принципов стандартизации и технического урегулирования", - подчеркнул В. Теличенко.

Первый заместитель председателя Москомархитектуры Пшимаф Шевоцуков обозначил свои приоритеты. Он отметил, что "городская целевая среднесрочная программа призвана увязать ресурсы, исполнителей и сроки реализации подобных проектов, сформировать комплекс мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие города за счет максимального использования градостроительного потенциала подземного пространства".

"Градостроительным комплексом Москвы установлено, что подземные сооружения как объекты капитального строительства формируются в рамках исключительно градостроительной деятельности. Поэтому каждое конкретное подземное пространство должно осваиваться как единая территория. Главное условие развития и совершенствования системы градостроительного проектирования - функциональная и архитектурно-композиционная взаимосвязь подземного пространства с поверхностной планировкой и застройкой. Осваиваемое подземное пространство не должно оказывать отрицательного воздействия ни на природный комплекс города, ни на охраняемые объекты. Необходимо также детально прописать требования, предъявляемые к документации по планированию территорий. Очевидной является и разработка региональных нормативов градостроительного проектирования, а также совершенствование не только федерального, но и городского законодательства", - заключил первый заместитель главы Москомархитектуры.

Трехмерная столица

Управляющий предприятием "Мосгоргеотрест" Андрей Антипов подчеркнул, что в городе сложилась система учета объектов подземного пространства, не имеющая аналогов в России более 70 лет.

"Мосгоргеотрест собирает все данные геологических и инженерно-геодезических изысканий, проведенных в городе. Затем мы их обрабатываем, и они хранятся в фонде города. На основе этих данных на сегодняшний день и разрабатывается серия крупномасштабных геологических карт.

Хочу заметить, что насыщенность города подземными коммуникациями очень высока. В столице проложено около 6 тыс. км тепловых сетей, 6,5 тыс. км водостоков, 9 тыс. км водопроводных сетей. Только за восемь месяцев этого года отдел подземных сооружений Мосгоргеотреста рассмотрел более 20 тысяч проектов, которые так или иначе связаны с прокладкой подземных инженерных коммуникаций", - отметил А.Антипов. При этом он обозначил основные, на его взгляд, проблемные вопросы, решение которых повысит реализацию данной программы.

"Нужно предусмотреть разработку контрольных мер, пресекающих самовольное строительство подземных сооружений и несдачу документации в геофонд города. Необходимо выполнить комплекс мероприятий, связанных с получением, обработкой и хранением данных о так называемых сопутствующих подземных сооружениях, которые не относятся к главному подземному сооружению. Современная технология позволяет производить санацию коммуникаций или прокладку дополнительных коммуникаций без устройства котлованов. В этих случаях контрольная съемка не выполняется, и данные в Мосгоргеотрест не поступают. В программе должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на сбор подобной информации. В настоящее время в городе отсутствует система учета подвальных сооружений. Ситуацию необходимо исправить.

Еще одна важная задача, требующая решения: необходим переход к трехмерному моделированию как самих объектов, так и к территории города Москвы в целом. Программа, за исключением ряда недочетов, разработана профессионально. Она действительно полноценная, поэтому давайте ее утвердим. Что касается раздела, посвященного освоению подземного пространства, то его необходимо включить в Генеральный план развития города", - подытожил Юрий Лужков.

Как демонстрирует зарубежная практика, оптимальные условия для комфортного проживания людей в мегаполисах, схожих с Москвой по таким показателям, как общая площадь города, численность населения, соотношение исторической и современной застройки, достигаются при соотношении площади подземных сооружений к общей площади вводимых объектов как 1/4 - 1/5.

Сергей Чаев

16.09.2008

mp.stroi.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован