В среду в российский прокат выходит фильм Павла Чухрая "Водитель для Веры". История любви генеральской дочки к водителю и нелюбви КГБ к генералу получила "Золотую розу" "Кинотавра". Богдан Ступка, сыгравший генерала Седова, на Московском кинофестивале получил приз за роль старика в "Своих" Дмитрия Месхиева, но двойную победу отмечать не стал, а уехал на съемки в Южную Африку. С БОГДАНОМ СТУПКОЙ побеседовала АННА ФЕДИНА.
- В чем причина того, что два фильма с вашим участием получили призы на крупнейших российских кинофестивалях?
- В режиссерах - я видел предыдущие фильмы Павла Чухрая и Дмитрия Месхиева и именно поэтому согласился работать с ними, и в операторах Клебанове и Мачильском, ну и в замечательных артистах тоже. Но, конечно, такого двойного успеха я не ожидал - так бывает очень редко.
- Вашими партнерами были Хабенский и Петренко. Каково работать с молодыми российскими актерами?
- Я за ними знаете как наблюдал - очень хотелось не быть хуже их. Я был удивлен тем, как они подходят к работе. Они были просто одержимы, готовились к каждой сцене, все продумывали, по нескольку раз репетировали, если что-то не получалось, начинали снова. Конечно, для меня это не было ново, но я не ожидал от довольно молодых актеров такой серьезности и такого желания помочь партнеру. Мы подыгрывали друг другу, особенно для меня было важно создать нужную атмосферу на съемочной площадке, когда я нахожусь за кадром. Если партнера показывают крупным планом, ты, невидимый, не имеешь права небрежно бросить ему реплику - надо работать на полную катушку.
- Какая роль оказалась сложнее, интереснее для вас?
- Я снимался в двух фильмах одновременно и три месяца мотался между Севастополем и Псковом: неделю там, три дня здесь, потом, наоборот, три дня там, неделю здесь. Я добирался сутки: машиной из Севастополя в Симферополь, оттуда самолетом в Москву, потом поездом до Питера, и только на следующее утро я попадал в Псков. Физически это было трудно, потому что даже погодные условия были разные: на севере - плюс 8, на юге - плюс 28, но я быстро адаптировался и научился засыпать в любую свободную минуту. Час не снимают - я сразу куда-то забирался и дремал.
- А как переключались с одной роли на другую?
- Обстановка помогала: другие люди, другая местность. И потом в поезде я брал сценарий и потихонечку готовился.
- А все-таки вы могли бы отдать предпочтение какой-то роли?
- Это две души, и обе болят. Выбрать, какая из них мне ближе, сложно хотя бы потому, что "Своих" я так и не успел посмотреть. Сейчас мы на съемках с Аней Михалковой, которая мне рассказывает о том, что же в итоге получилось. Зато "Водителя для Веры" видел трижды. Первый раз я смотрел его в Сочи. Я вцепился в кресло, не мог оторвать руки. Я всю свою роль проиграл заново. Даже слезы на глаза выступили, мне было стыдно - справа мужчина сидел, слева - женщина, и я украдкой вытирал глаза.
- Действие "Своих" и "Водителя для Веры" происходит в то время, которое вы застали.
- Во время войны я был совсем маленьким, обычно в 3-4 года ребенок ничего не помнит - я помню войну, потому что это было потрясение. Когда в "Своих" мы снимали бои местного значения, мне по-настоящему было страшно, этот детский страх, который живет где-то внутри, возвращался. Во времена Хрущева я был уже достаточно взрослым, но, конечно, до конца не понимал, почему моя мама, завидя черную машину, испуганно смотрит, не к нашему ли дому она поехала.
- Как вы считаете, почему российские режиссеры снимают так много фильмов о прошлом?
- Наверное, они возвращаются к тому, что их волновало, грело когда-то. Каждый человек осмысливает то, что было, а потом выдает некий отстоявшийся багаж. Может быть, режиссеры, сценаристы не могут увидеть что-то необычайное, важное, нужное в современности. Пройдет время, и они смогут говорить о том, что происходит сейчас.
- А для вас имеет значение, каких героев играть?
- Какая разница - современные эти персонажи или нет. И в прошлом, и в настоящем есть человек, показать которого и стремится искусство. Я никогда не понимал, почему герои Антона Чехова или Ивана Франко - маленькие люди. Они просто люди, каждого из которых можно нарядить стариком или генералом. Хотя, конечно, играть Ричарда III интереснее, потому что у него судьба во какая! А если говорить об украинских и русских героях, то почему вы так уверены, что генерал Седов - не украинец? (Смеется.)
- В каком фильме вы снимаетесь в Южной Африке?
- "Убойная сила".
- Почему стали играть в сериалах?
- Пока приглашают, надо сниматься. Я отказываюсь, только если в фильме совсем нет никакой роли, внутреннего конфликта. Но стараюсь делать это как можно реже, потому что завтра уже не пригласят: или скажут "примелькался, надоел", или просто забудут. Надо о себе напоминать.
Анна Федина
29.07.2004
http://www.peoples.ru